Красная горка — церковный праздник. Истинный смысл празднования красной горки прихожанам объясняют православные священники Красная горка сколько

Красная горка - праздник с вековой историей. В Древней Руси его отмечали молодые люди, которые сразу же после схода снегов с гор устраивали различные гулянья, хороводы с играми и песнями. Молодые люди наряжались в свои лучшие рубахи и кафтаны, катались с гор, веселились, устраивали различные конкурсы и пляски. Отсюда и пошло название праздника Красная горка - «красная» – от красивых мест и людей, горка - от места проведения праздничных заигрышей и гуляний.

В этот же день юные девушки и молодые женщины, взяв что-нибудь съестного, собирались на излюбленных ими местах на улице, лесной поляне, пригорке и пели песни-веснянки, кликая, зазывая весну. Поэтому в народе у праздника было и иное название - «кликуши».

Кстати, провести день дома на Красную горку считалось плохой приметой. Тем, кто не веселился вместе со всеми праздник, в течение года может не везти, а удача будет их обходить стороной, были уверены наши предки-славяне. Поэтому поучаствовать в праздничных торжествах в этот день старались все, что неслучайно. Ведь именно в этот день на гуляньях парень или девушка могли присмотреть себе пару и даже признаться друг другу в чувствах. Юноши и девушки должны были быть максимально расторопными, в противном случае их место мог заменить кто-то другой, более скорый и раскрепощенный. Чтобы никто другой не успел перехватить кандидата в будущие супруги, девушки всячески привлекали к себе внимание яркими красивыми одеждами, прическами и пением. Не зря же говориться, что на войне и в любви все методы хороши.

На Красную горку кричат «Горько»

Праздник Красная горка – это не только день веселья и развлечений. По традиции в этот день ходили . На этот же день в старину приходился пик свадеб. Это было связано, в первую очередь, с тем, что заканчивался пост, и в церквях и храмах после девятинедельного перерыва, начинались проводиться первые обряды таинства бракосочетания. Считалось, что союз, заключенный в этот праздничный день, будет крепким, долгим и счастливым.

Этой доброй традиции многие молодожены следуют и в настоящее время. В ЗАГСах в эти дни, как правило, проводится большое количество свадебных торжеств с поздравлениями, клятвами верности друг другу и обменом супругами обручальных колец. После чего под крики «Горько!» молодые скрепляют свой союз поцелуем.

Антипасха

Праздник Красная горка еще именуют Антипасхой. Она отмечается спустя неделю после Пасхи - Светлого Воскресения Христова. Антипасху еще называют неделей обновления. Также в этот день в церквях, храмах, монастырях вспоминают и чтят апостола Фому, которого не оказалось рядом, когда другие апостолы увидели воскресшего Христа. Фома сказал, что пока он сам не увидит Спасителя, он не поверит в Его воскрешение. Хотя, скорее всего, он жаждал лично увидеть воскресшего Христа, а не услышать это радостное известие от других. Выражение «Фома неверующий» пошло именно от этого Фомы и обозначает человека, который сомневается даже в том, что видел собственными глазами.

Через неделю после Пасхи (в 2020 году – 26 апреля) отмечается православный праздник Красная горка. Мы расскажем о его истории и традициях, многие из которых сохранились до наших дней.

Полагают, что у восточных славян он был известен с глубокой древности. Наши предки называли горками места сельских гуляний, которые первыми просыхают весной, а слово «красная» в славянских диалектах означало «красивая, нарядная, цветущая».

Собираясь на гуляния, люди надевали самые красивые наряды. Девушки вплетали в волосы цветные ленты, а парни выбирали яркие рубашки.

Люди, собравшиеся на холме (горке), встречали весну и закликали: «Яриле слава! Здравствуй, красно Солнце!», жгли костры. Они читали заклинания на погоду, выполняли магические действия, чтобы обеспечить хороший урожай. Молодежь играла в различные игры, пела песни и водила хороводы.

К столу в этот день подавали особые ритуальные блюда, символизировавшие солнце, бесконечность жизненного пути и возрождение. Хозяйки пекли караваи в форме круга (солнца), блины и др. Со временем праздник претерпел изменения, хотя многие его традиции живы и сейчас.

Красная горка – что это за праздник?

После принятия христианства в этот день стали отмечать Антипасху (то есть воскресенье, подобное Пасхе) или Фомин день. Праздник называют также Кликушным воскресеньем, а последующую неделю – Фоминой неделей.

В эти дни церковь вспоминает апостола Фому. После Своего воскресения Христос явился апостолам, среди которых не было Фомы, и позднее тот усомнился, что Спаситель воскрес. На уверения других учеников Иисуса он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

Согласно Евангелию, Христос появился перед ним, дабы доказать, что чудо действительно свершилось. Отсюда и пошло выражение «Фома неверующий». Так называют крайне недоверчивого, старающегося все проверять человека.

Увидев Учителя, Фома стал еще более преданным его последователем. Вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Фома стал проповедовать христианство в разных странах мира. Им были основаны христианские церкви в Индии, Палестине, Эфиопии, Парфии, Месопотамии.

За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, будучи пронзен пятью копьями, отошел ко Господу. Мощи святого хранятся на Афоне, в Венгрии и Индии.

Как отмечается православный праздник Красная горка?

В православных храмах с этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. Первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, Дня обновления или просто Обновления.

В день этого православного праздника, 26 апреля 2020 года, верующие должны обязательно побывать в храме. Хотя Красная горка не относится к двунадесятым праздникам, в этот день богослужение идет в соответствии с Иерусалимским уставом. Им предписывается проводить такую же службу, как и в двунадесятые праздники.

Служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от греховного сна и обратиться к Солнцу Правды – Христу, укрепить в себе веру и вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!».

Считается, что молитвы в этот день обладают особой чудодейственной силой и помогают верующим решать различные жизненные проблемы, восстановить здоровье. В народе говорят: «Кто на Красную горку молитвы читает, тот свою жизнь удлиняет».

В храмах, когда православные верующие отмечают Красную горку, всем желающим разрешает позвонить в церковные колокола. Услышать их перезвон считается хорошим знаком. Говорят, что это приносит удачу, избавление от различных бед и счастливый поворот судьбы.

Традиции празднования Красной горки

Расскажем о других традициях этого дня. Начиная со Страстной пятницы до праздника Красная горка верующим нельзя заниматься хозяйственными делами, делать уборку в доме, стирать, вязать, шить, выполнять работу в саду и огороде и т. п. После этого дня запреты снимаются.

Согласно поверью, которое бытует в народе, сорок дней от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле в одеждах нищего. Поэтому говорят, что в это время нужно хотя бы раз подать милостыню бедным, чтобы весь год в семье водились деньги.

В народе этот праздник издавна был днем гуляний молодежи и сватовства. Гулянье начиналось со смотрин невест, когда девушки в праздничных нарядах ходили по деревням, исполняя песни. Молодежь пела и водила хороводы, качалась на качелях.

С праздником было связано немало примет. Считалось, что его нельзя проводить дома: тех, кто не гуляет и не веселится вместе со всеми, удача будет обходить стороной целый год. Говорили, что девушку на выданье, которая не пришла на гулянье, не позовут замуж, а молодому человеку если и посчастливиться жениться, то лишь на самой непутевой девице.

После длительного семинедельного перерыва, когда соблюдался Великий пост, в православных храмах возобновляется совершение обряда венчания. Неудивительно, что на Руси на Красную горку заключалось наибольшее число браков. Обычно в каждом селе играли сразу несколько свадеб, которые объединялись в одно общее веселье.

Согласно примете, заключенные в это время браки бывают особенно удачными и крепкими. Недаром говорится: «Кто на Красную горку женится – век не разженится!».

В наши дни в этот день в ЗАГСах, как правило, устраиваются большие очереди, а в храмах венчается множество пар. По всей видимости, не станет исключением и праздник Красная горка 2020 года.

В станину в этот день также было принято навещать молодоженов, которые прожили вместе год. На Красную горку к ним приходили родственники и друзья, а молодые угощали гостей вкусными блюдами. Было принято дарить подарки зятьям и невесткам.

В этот день подают к столу куличи и другую выпечку круглой формы (пироги, караваи), творожные пасхи, крашеные яйца. Чтобы погадать на будущее, можно, как в былые времена, покатать крашеные яйца с горы – у кого дольше всех прокатится и не разобьется, все сложится благополучно.

Красная горка на Руси составляет первый весенний праздник. Великоруссы здесь встречают весну, венчают суженых, разыгрывают хороводы. Малоруссы отправляют свои веснянки, ходят с песнями по улицам.

Поселяне Тульской губернии на Красную горку закликают весну с хороводными песнями. При восхождении солнца они выходят на холм или пригорок, под предводительством хороводницы. Обращаясь на восток, хороводница, проговорив молитву, входит в круг с круглым хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой и начинает песню:

Весна красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке
и проч.

В Калужской губернии поселяне зазывают весну также с песнями. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставится на горке; кругом его сбираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сожи-гают чучело с песнями и плясками. В степных селениях встречают весну с одними песнями, без всяких обрядов.

В Вязьме выходят невесты и женихи в праздничных нарядах погулять на Красную горку. Здесь невесты выглядывают своих женихов. Там очень часто случается, что на этот день происходят и самые рукобитья.

В Буйском уезде для встречи весны взрослые девицы и холостые ребята, при восхождении солнца, обливают себя водою на открытом воздухе. Отчаянные и смелые купаются в реках. После на сходбище поют песни, перепрыгивают чрез плетень огорода, взлезают на деревья, ходят вереницами вокруг сенных стогов. В это время они поют:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью и проч.

На Красную горку начинается и поминовение родителей. В Спасске-Рязанском девицы и женщины в жаленом платье (траурном) выходят на кладбище поклониться своим родителям. Сначала, по обыкновению, плачут на могилах с разными причитаниями о житье-бытье покойников, потом принимаются раскладывать по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходят по могилам в гости. Здесь старые занимаются угощением, а молодые катают по могилам красные яйца. Остатки вина выливаются на могилы. С кладбищ отправляются в праздничных платьях разыгрывать Красную горку в хороводах.

На Красную горку начинают играть: в горелки, сеять просо, плести плетень, прославлять заинку, сходбище Дона Ивановича.

В Малороссии и по всей Украине ходят дети по домам славить ярь и зеленачку. Дети носят с собою в руках деревянную ласточку. Девушки ходят по улицам и поют веснянки.

Красная Горка - Радоница

По церковному календарю день пасхального поминовения усопших как раз сегодня — в девятый день после Пасхи, по-церковному: «вторник второй седмицы Святой Четыредесятницы» (то есть сорока дней от Воскресения до Вознесения). Этот день носил в народном поэтическом языке особое название — Радоница. Сразу и не сообразишь: то ли от слова "род", то ли от слова "радость" (позже разберемся). Впрочем, еще и до революции во многих губерниях на могилы родичей ходили не в Радоницу (рабочий день), а на Красную Горку, то есть в первое после Пасхи воскресенье. В советское время обстоятельства народной жизни еще более уплотнили и сместили древние обычаи, потому и ходим по инерции на Пасху, хотя, как объясняют священники, это не совсем правильно.

А вот Красная Горка — она всегда приходится на выходной.

Пора, однако, разобраться с названиями. Дело в том, что их за первым послепасхальным воскресеньем закрепилось в русской традиции несколько.

Во-первых, его называют по-гречески: Антипасха. В чем смысл этого наименования?

В ветхозаветной седмице главным днем была суббота. День, в который воскрес Христос, славянские списки Евангелия обозначили: «во едину от суббот», то есть в первый день после субботы. Евреи так и говорили: первый, второй, третий и так далее дни — после субботы.

Но Воскресение распятого, умершего и погребенного Спасителя властно вмешалось в историю, изменив не только ход времени, но и систему его измерения. Главным в седмице стал тот день, в который воскрес Христос, — мы сейчас так и называем его "воскресенье", а пращуры наши называли по-славянски "неделя", то есть нерабочий, праздничный день. С недели (воскресенья) и начиналась в старину седмица — в соответствии с распорядком церковной, литургической жизни. А следующий, первый за неделей, день назвали понедельник (то есть «после, за неделей»), второй — вторник, четвертый — четверг и так далее. Суббота (единственный из дней русской седмицы, носящий еврейское название — ср. "шабаш"), оказалась последним, седьмым днем.

Так вот, когда нужно было впервые обозначить начальный и главный день недели именем Воскресения Христова, его и назвали Антипасхой, то есть новой, повторенной Пасхой («день вместо Пасхи») и праздновали как особый праздник — праздник нового, христианского счета времени, счета недель.

Во-вторых, его называют «Неделя о Фоме» (или «Фомина неделя») — в память о событии, рассказанном в Евангелии. Когда воскресший Спаситель явился в первый раз своим ученикам, апостола Фомы не было среди них. Придя в Иерусалим и услышав рассказы о Воскресении и явлении ученикам Воскресшего Господа, Фома, сказано в Евангелии, произнес: «Не поверю, пока не коснусь гвоздиных язв на руках Его, пока не вложу персты в раны Его». В восьмой день все апостолы пребывали вместе, когда вдруг вошел Иисус. И сказал Фоме: «Вложи персты свои в раны мои и будь не неверующим, но верующим».

Так и пошла с того времени поговорка: «Фома Неверующий». Но действительно ли «неверующий»?

Фома Близнец — так расшифровывает его имя Евангелие — один из младших, молодых апостолов. Символично, кому он доводится братом-близнецом? Не нам ли всем, верующим и сомневающимся, требующим знаков и уверений? В тогдашнем, душном грозовом Иерусалиме, только что распявшем своего Бога, человеку простому, грешному, невозможно было поверить в Воскресение. Страшно сказать, в первый день и старшие, главные апостолы не верили. Магдалина — не узнала. Петр — не поверил. Иоанн — побоялся войти в пустой гроб.

Не вина, а заслуга Фомы в том, что неделю спустя, когда Господь вновь явился к своим ученикам, он не побоялся перед всеми апостолами обнаружить свое — не неверие, вопиющую потребность веры: дай вложить персты в раны. И Господь тотчас пришел на зов и сказал: Вложи! Пусть пройдут века — чрез тебя и не видевшие будут веровать!

Другое значение имени Фома — греческое Фовмантос "удивляющийся". Удивление (не сомнение!) — начало философии, начало всякого знания. В этом и подвиг апостола Фомы: он положил начало христианскому верующему знанию.

Третьим и самым распространенным в народе названием праздника была Красная Горка. Во многих местностях старой России, правда, как мы сказали, Красной Горкой называли Радоницу, но чаще — воскресенье после Пасхи. Именно это смешение с Радоницей, сохраненная в народе бессознательно связь, ассоциация обоих праздников, проливает свет на происхождение "Красной Горки".

В давние века язычества холмы и горы у самых разных народов окружены были ореолом особого религиозного почитания: ближе к солнцу, к небу Богов. На вершинах вершили празднества, воздвигали идолов, возжигали огни. И, поскольку неотъемлемой и важной частью языческих религий было почитание предков — им отводились лучшие, привольнейшие под языческим небом места: Красные Горки. "Красные" в двойном смысле: потому что прекрасные и потому что пылающие пламенем ритуальных костров, кресов, купальских огней. Ярило — Солнце всходило и играло над Красными Горками славянских языческих святилищ.

Потому и русские кладбища расположены всегда на самых красивых в округе холмах — горках. На эти-то Красные Горки собирался народ со всей округи в праздники поминовения усопших — оттого и праздник стал называться "Красной Горкой". Это первоначально языческий праздник. И совершался он, как и древняя тризна, не в трауре, слезах и печали — а в игрищах, песнях и плясках. Ибо о мертвых надо не грустить, а радоваться. Память о них, радость о них — основа жизни и восхождения рода: Радоница. Род и радость связаны корнями — под Ярым Солнцем на Красных Горках. Потому праздник — весенний: пробуждаем живых и мертвых, их поминаем, им о себе напоминаем — победным кличем.

Православная Церковь вняла этой языческой, родовой радости, наполнила ее новым высоким смыслом. Красные Горки, древние погосты, «чают воскресения мертвых».

Так что и в христианстве память об усопших родителях — не со слезами и вздохами, но с победной радостью. На Красную Горку красные пасхальные яйца несем на могилы родичей: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ» и «сущим во гробех», всем, покоящимся на Красных Горках, «живот (то есть жизнь) даровав».

Было у Красной Горки еще одно, особое значение в русском быту и обычае. С этого дня начинались на Руси крестьянские свадьбы. Эта обрядовая связь тоже идет от языческой Радоницы-Родуницы: зачинать новую жизнь на земле, на могилах предков — на Красных Горках.

Красная горка. Сватовство. Свадебные традиции и обряды. Русские свадебные традиции.

"Красная горка" приходится на первое воскресенье после Пасхи, иначе называется "антипасха" (с греческого) или "Фомина неделя" ("неделя" с церковно-славянского переводится как "воскресенье", не надо путать с обычной неделей) - в православной церкви в этот день совершается память апостола Фомы.

"Красная горка" праздновалась на Руси ещё до принятия православия (по сути это "языческий" праздник). Это событие происходило весной, когда начинался весенний разлив вод. Природа просыпается от зимнего сна, наступает начало нового жизненного цикла - ещё несколько дней подождать пока спадёт вода и земля прогреется, и пора приниматься за полевые работы. А пока, можно порадоваться тёплым лучам весеннего солнца, нагуляться и надышаться вдоволь ароматом тёплой земли и запахом распускающихся почек, повеселиться и поиграть на свежей зелёной травке, которая успела показаться на вершинах холмов, освободившихся от снега. Отсюда пошло название "Красная горка".

Издревле красный цвет почитался более всего и всё самое лучшее, привлекательное и радостное называлось "красным". В словаре В.Даля приводятся такие примеры: "красная" изба - чистая, белая, с изразчатою печкой", "красное" крыльцо - переднее, парадное, приёмное", "красна" девица - красавица", "красный" поезд (когда едут несколько троек или саней друг за другом) - весёлый, княжий, свадебный поезд". В данном случае слово "красная" можно перевести с древнеславянского как, "красивая", "веселая", "праздничная", "прекрасная". "Горка" - место для народных гуляний, на возвышенности, и довольно просторное, чтобы было, где развернуться, разгуляться всем жителям деревни.

"Красная горка" - торжество обновления Солнца - Ярило, главного божества славян, и радостная встреча Весны - Красны. Собирались на Красной горке (так назывался не только праздник, но и особое место) затемно и встречали восход солнца словами: "Слава Яриле! Здравствуй, красное солнышко!" Было принято "закликать", "заигрывать" весну - призывать прийти поскорей, и "величать" - произносились заклинания на хорошую погоду, сбор обильного урожая. Звучали песни - "веснянки", славившие возвращение тепла и зарождение плодов природы: "Приди к нам весна! Со радостью, со милостью! Со рожью зернистую, со овсом кучерявым, с ячменем усатым …".

К празднику готовились основательно и всерьёз: зазывали гостей из других деревень, готовили традиционный для этого события праздничный стол: жарили яичницу, пекли пироги и караваи - всё имеет форму круга и символизирует солнце. Чтобы определить, чего следует ожидать в будущем, катали красные яйца с горы - у кого дольше всех прокатится и не разобьётся, всё сложится благополучно.

"Красная горка" - была также и торжеством любви, зарождения чувств и надежд - не была фиксированным праздником одного дня. "Красные горки" устраивались в течении нескольких дней, поэтому этот праздник можно определить скорее, как увеселительное действо, с определёнными обрядовыми песнями, хороводами, играми и обычаями, которые были настоящим событием в жизни молодых людей.

На "Красную горку" парни и девушки знакомились, выбирали себе суженных и в игровой, шутливой форме (во избежание обид в случаях несовпадения выбора) оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. Все наряжались в самые красивые и лучшие одежды. Может быть и поэтому "Красная горка". Девушки и женщины вплетали в волосы цветные ленты и повязывали расписные платки, чтобы привлечь внимание и понравиться любимому. Оставаться молодёжи дома в этот день было просто не позволительно, в наказание отсутствовавших называли насмешливыми прозвищами. Считалось, что просидевшие дома все праздничные гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, ведь самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже - с непослушными случится несчастье.

Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком длинных текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала неспешные и мелодичные хороводные песни, помнила правила игр.
Девица- хороводица вставала в середину круга и произносила:

— Здравствуй, Красное Солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам лазоревым, подснежникам вешним лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, любовь из души вынь, в ключ живой воды закинь. От того ключа ключи в руках у красной девицы, у Зорьки-Заряницы...
— Зоренька-ясынька гуляла, - радостно повторяли все, кто стоял в хороводе, - ключи потеряла...
— Я, девушка (называла своё имя), - почти пела хороводница, - путем-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу - того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем ключом золотым, доброго молодца (называла имя избранника)!
Потом каждый выкликал имя своего любимого.

Игры
Игры, в которых развлекались юноши и девушки, отличались разнообразием и задором, но в то же время и незатейливостью правил.

Одна из версий игры в "горелки" (название пошло, вероятно, от того, что либо горку освещали огнями, либо прыгали через огонь): молодёжь распределялась по парам, и одинокий "горельщик" становился впереди пар; потом пары разбегались, а "горельщик" пускался вдогонку, настигал и разъединял пару; какую пару первую разобьёт, тому и "гореть" на очереди.

Другая популярная игра "заплетайся, плетень": участники делятся на две группы "плетень" и "зайцы"; место игры тоже делится на 2 части таким образом, что группа "плетня" встаёт в линию посередине площадки, держась за руки, и её участники поют: "Заплетися, плетень, заплетися! Ты завейся, труба золотая!", а группа "зайцев" оказывается с одной стороны "плетня". Задача "зайцев" - прорваться на другую сторону, а "плетень" не должен их пустить. "Заяц, заяц, не войдёт в наш зелёный огород! Плетень, заплетайся, зайцы лезут - спасайся!" - при этих словах "зайцы" со всего разбегу устремляются на "плетень", кто разрывает плетень, а кто пролезает в лазейку; те "зайцы", которые не сумели пробраться на противоположную сторону выбывают из игры под слова: "Иди, заяц, назад в лес, осинку погрызи!". "Плетень" поворачивается лицом к шустрым "зайцам", и действие повторяется снова до тех пор, пока все "зайцы" не выйдут из игры.

Девушки пели песни и произносили про себя заклинания, чтобы приворожить избранника, а юноши стремились показать свою удаль и силу, соревнуясь и устраивая "показательные" бои. В результате всех обрядовых игрищ парни выбирали себе невесту и засылали сватов. Был обычай обливать избранницу водой - которую обольёшь, за ту и свататься должен непременно. Если парень не посватается, тем самым он опозорит девушку, и за это подвергнется побоям от родственников невесты батогами или оглоблей по спине (можно догадаться, что парни старались не брать воды, если поблизости находилась какая-нибудь девица).

"Красную горку" прозвали ещё и "девичьим праздником" именно за активное сватовство и за большое количество свадеб. Поскольку крестьяне зависели от плана сельскохозяйственных работ, все свадьбы игрались либо ранней весной до посевной - на "Красную горку" (тем более, что это первое воскресенье после длительного поста, когда разрешается таинство венчания), либо осенью после сбора урожая.

Юношу и девушку, которые были сосватаны на "Красную горку", называли "вьюнец" и "вьюница" (ещё одно название "вьюичное" воскресение), к их домам приходили шумной гурьбой, друзья пели песни, за что угощались вкусным съестным. В этот день также не давали покоя молодым супругам. Народ ходил "окликать" молодых, поженившихся в течение последнего года, при этом пелись венчальные песни и славили супругов, которые в благодарность выносили им угощенье - традиционные яйца и стопочку.

Играть свадьбу на "Красную горку" популярно и по сей день, особенно, если молодые венчаются. Нужно заранее учесть, что цены на свадебные услуги в этот период довольно резко поднимаются из-за большого количества желающих соблюсти традиции и верящих в то, что свадьба, состоявшаяся на "Красную горку", принесёт счастье семье.

МОСКВА, 15 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов, Сергей Стефанов. Православная церковь завершает Светлую Пасхальную неделю праздником. В народе его называют Красной горкой. С ним связано немало обрядов, в которых легко запутаться. О том, что дозволено делать в этот день православному человеку, а что нет, — в материале РИА Новости.

Не искать чудес

В Церкви этот день называется Антипасхой. Богослужебные книги дают уточнение столь необычному наименованию: Воскресение, подобное Пасхе. Церковь вспоминает также явление воскресшего Христа апостолу Фоме. Отсюда еще одно название праздника — Фомина неделя ("неделя" в церковнославянском языке означает "воскресенье").

Удивительно, но Священное Писание рисует учеников Христа вполне натуралистично, без ореола безусловной праведности. Ведь первыми, кто усомнился в том, что Христос воскрес, были как раз апостолы. Мария Магдалина рассказала им, что Учитель явился ей и велел сообщить им о Его восстании из мертвых. Но они не поверили. И вечером того же дня Христос уже сам явился апостолам и, как повествует евангелист Матфей, "упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили".

Фома, как свидетельствует евангелист Иоанн, по какой-то причине отсутствовал в тот день, и, когда изумленные апостолы рассказали ему о чуде, он не поверил им, как они сами не поверили Марии Магдалине. Мало того, потребовал от них в буквальном смысле ощутимых доказательств.

"Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю", — повествует Иоанн Богослов. Отсюда поговорка: "Фома неверующий".

На восьмой день собравшимся вместе апостолам снова является Христос. И говорит Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!"

Церковь неслучайно выделяет это событие. Господь сказал Фоме: "Ты уверовал, потому что видел, — блаженны не видевшие и уверовавшие". То есть не искавшие внешних чудес, подтверждения своей веры, кто из самых принципов христианского вероучения, из доверия к Церкви, к апостольскому преданию на нем и на собственном религиозном опыте строит свою веру, а не ищет внешних, чудесных ее подтверждений.

"Этот принцип в историческом христианстве всегда считался очень важным. Это один из принципов, отличающих истинное христианство от разного рода сектантских движений", — объясняет профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Праздник с "высоких гор"

История народного названия праздника уходит в дохристианские времена. В этот день в деревнях устраивали массовые гуляния на окрестных холмах, где земля уже успевала прогреться и подсохнуть.

Священник: православных лучше хоронить рядом с православными Вопрос: Правда ли, что православный христианин может быть похоронен только на таком кладбище, которое уже освящено православным священником и на котором установлен крест? Можно ли хоронить православных рядом с иудеями и мусульманами? Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов.

"Есть предположение, что отмечали его на высоких горах, откуда снег сходил в первую очередь, и там первыми расцветали цветы. Красная — то есть "красивая", — поясняет Вадим Казаков, жрец Союза славянских общин славянской родной веры.

Вообще-то, строго говоря, Красная горка — это не один, а целый ряд праздников, посвященных весне. "Он состоит из праздника в честь Ярилы Вешнего, Радоницы (поминовение предков. — Прим. ред.), потом 1 мая Живин день, а 10 мая — день Земли. Эти праздники как бы собрались в "кучку", в горку, поэтому мы их так и называем", — подчеркивает родновер.

Потом, по его словам, некоторые из них перекочевали в христианскую традицию и стали отсчитываться от праздника Пасхи.

И, конечно, в это время, которое наши предки связывали с пробуждением природы, принято было играть свадьбы.

Когда жениться?

С Красной горкой связано немало обычаев. Причем порой трудно понять, какие из них христианские, а какие нет.

Например, считается, что в этот день нужно обязательно сыграть свадьбу и обвенчаться. В некоторых регионах даже проходят массовые церемонии бракосочетания. А до Фоминой недели этого делать нельзя.

Протоиерей Максим Козлов поясняет, что обычай венчаться на Красную горку у православных не является собственно церковной традицией или установлением. В данном случае причина прежде всего "практическая".

По церковному уставу венчание не совершается в многодневные посты, а после Великого поста — еще и на неделе после Пасхи. Получается в общей сложности около девяти недель.

"Понятно, что за это время накапливается и число желающих повенчаться. Да и само время весеннее естественным течением жизни располагает к совершению бракосочетаний", — объясняет представитель Церкви.

Есть и еще один нюанс. "Церковь всегда воспринимала приготовления к вступлению в брак как период взаимного воздержания от интимной близости, и Великий пост в этом смысле хорошее время для будущих супругов — как урок жизни в любви, но в воздержании", — говорит священнослужитель.

По его словам, эти два фактора и привели к закреплению народной традиции венчаться на Фомино воскресенье.

Обычай из СССР

Еще принято считать, что на Красную горку нужно обязательно проведать усопших родственников. Поэтому в этот день на кладбищах нет отбоя от посетителей. Например, московские власти из года в год пускают ради этого (как на Пасху, так и на Антипасху) бесплатные автобусы.

В Русской православной церкви подчеркивают, что это сравнительно недавняя практика.

По словам протоиерея Максима Козлова, в годы хрущевских гонений, когда примерно две трети из существовавших в СССР храмов были закрыты и Церковь вновь стала подвергаться разнообразным атакам, религиозные чувства людей "искали выхода в каких-то нормах, которые бы не столь жестко преследовались государством". Правда, уточняет он, речь шла о "людях нецерковных", но "внутренне тяготевших к православию".

"Это выражалось в посещении могил родственников на Пасху — в самый день Пасхи или в Антипасху. Было в этом что-то такое подспудное, может быть, рационально не проговариваемое. А на самом деле — вера в то, что мы расстались со своими родными не навсегда. Такая вот подспудная вера в будущую встречу и в воскресение Христово", — поясняет священнослужитель.

"Если же говорить о церковном уставе, то он предполагает совершать первое после Пасхи поминовение усопших, в том числе и посещение кладбищ, лишь во вторник второй недели по Пасхе, на Радоницу (в этом году она приходится на 17 апреля. — Прим. ред.)", — заключает отец Максим.

А на Красную горку, в день памяти Фомы "неверующего", все православные призываются на праздничную литургию в храм.

6066 просмотров

Вся следующая неделя после Светлой Пасхи носит название Светлой Седьмицы, Пасхальной недели и заканчивается воскресеньем, которое носит название — . В церковной традиции праздник ещё называют Антипасха или Фомино воскресенье и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В этом христианская суть данного праздника.

В народе праздник заимствован от восточных славян и его принято праздновать радостно, весело, с шумными народными гуляньями, игрищами, с хороводами, с закликиванием весны и разведением костров.

К Красной горке приурочивают свадьбы и венчания, самое время после зимы и окончания поста разговеться и перед весенними работами хорошо отдохнуть. В народе существует поверье: свадьба на Красную горку сделает брачный союз прочным и нерушимым.

Где-то Красной горкой называют ещё следующий после пасхальной недели вторник Радоницкой недели, и даже всю неделю, а кое-где под этим подразумевают весенний Юрьев день или его канун.

Повсеместно же у православных отмечают во вторник после окончания пасхальной недели, с посещением кладбища и поминовением всех усопших.

Какого числа Красная горка? В 2018 году этот праздник пришёлся на 15 апреля, в 2019 — на 5 мая.

В чём суть праздника Красная горка в народе

Красная горка — это продолжение Пасхи, праздничное завершение пасхальной недели. В этот день применяли обряд лёгкого гадания, при котором «катали яйца с горки» , то есть скатывали крашеные яйца с небольших пригорков. Отсюда скорее всего пошло и название праздника.

Считалось, что если яйцо скатится и не разобьётся, то его владельца ожидают удача и счастье.

У древних славян этот праздник ассоциировался с обновлением, возрождением и расцветом природы, вступлением весны в свои полные права. Холмы и пригорки первыми освобождались и высыхали от снега, покрывались зеленой травой. В народе их называли красными, что означало «красивые».

Люди жгли костры, водили вокруг них хороводы. В этот день наряжались в лучшие одежды, девушки надевали свои украшения и вплетали в косы праздничные ленты, если неделя приходилась на май, то плели венки и украшали ими голову.

Впоследствии православная церковь стала проводить венчания на день Красной горки. Закончился пост и пасхальные обряды, поэтому влюбленные пары могли заключать освещенные церковью семейные союзы.

Приметы и поверья на Красную Горку

Как и у большинства народных праздников и Красная горка связана с приметами. Выделим самые известные из них:

  • Если рано утром умыться перед иконами, то весь год будет денежным и прибыльным. Если старший член семьи первым умывает своих младших родственников, то затем всю родню ждет финансовое благополучие.
  • Желания обязательно сбудутся, если загадать их в этот день на монету и кинуть ее в колодец или какой-нибудь водоем.
  • Молитвы, читаемый в этот день обладают особой силой и отдачей. Их слышит не только Бог и Святые, но и умершие ранее родственники. Они помогут молящемуся человеку, дадут ему здоровье, оградят от бед и несчастий.
  • Если скатить с небольшой горки пасхальное крашеное яйцо, и при этом оно не разбивается, катится ровно, то его хозяина весь последующий год ждет удача.
  • Если незамужняя девушка мечтает выйти замуж, ей нужно поутру раньше других накормить и приласкать корову, которая носит в себе телёнка, вскоре девица встретит жениха, выйдет за него и родит ребенка.
  • В целом считалось, что солнечная, ясная погода в этот день сулит плодородие и хороший урожай, а веселые праздничные гулянья привлекут счастье, удачу, здоровье и благополучие.

Можно верить или нет в приметы, связанные с Красной горкой. Кто верититот и получает желаемое! Но важнее всего сохранять чистоту своих помыслов и желаний, искренне радоваться победе жизни над смертью в эти светлые после пасхальные дни.

О празднике Радоница, которые идёт следом за Красной Горкой читаем по ссылке

Мира вашему дому!