Православная Польша - Реалии нашей жизни — LiveJournal. Православные храмы в польше Современное устройство и состояние

Дата создания: 1948 г. Описание:

Историческая справка

Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.

В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.

В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».

Епархии Польской Церкви

На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:

  • Варшавская;
  • Белостокская;
  • Лодзинская;
  • Перемышльская;
  • Вроцлавская;
  • Люблинская.

Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).

Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 - за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.

Монастыри

В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.

Духовное образование

Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.

По́льша (польск. Polska ), официальное название - Респу́блика По́льша (польск. Rzeczpospolita Polska ) - государство в Восточной (Центральной) Европе. Население, по итогам переписи 2012 года, составляет более 38,5 миллионов человек, территория - 312 679 км². Занимает тридцать шестое место в мире по численности населения и шестьдесят девятое по территории.

Столица - Варшава. Государственный язык - польский.

Крупнейшие города

  • Варшава
  • Лодзь
  • Краков
  • Вроцлав
  • Познань

Православие в Польше

Православие в Польше - вторая по численности религиозная конфессия после католицизма.

Христианство на территории современной Польши появилось с проникновением христианства в VIII веке. После заключения Кревской унии (1385) и принятия уний, в особенности Брестской унии (1596), и последовавших притеснений со стороны Римско-Католической церкви Православная церковь оказалась в тяжёлом положении и вплоть до вхождения этих территорий в состав Российской империи была немногочисленной. После обретения Польшей независимости, в 1924 году, была получена автокефалия Польской православной церкви, однако польское правительство начало преследовать православных: были разрушены сотни храмов, в том числе Александро-Невский собор в Варшаве. После Второй мировой войны положение Православной церкви в Польше стабилизировалось, хотя вследствие отхода Волыни к УССР (что влекло включение соответствующих епархий в юрисдикцию РПЦ) стала малочисленней. Ныне на территории Польши действуют 6 православных епархий с 11 епископами, 27 деканатами, 250 приходами и 10 монастырями. Возглавляет Польский православную церковь митрополит Варшавский Савва (Грыцуняк).

История

Появление христианства

На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: с юго-запада - Великого Моравского княжества, с запада - германских земель и с востока - Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли как смежные с Великой Моравией подверглись воздействию миссии святых Кирилла и Мефодия. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии.

В 966 году польский князь Мешко I приниял христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию, Мешко сначала принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на княгине Дубравке в Польше усилилось латинское влияние.

Ко времени Крещения Руси земли по западной стороне реки Буга, где находятся города Холм и Перемышль, входили в состав Киевского княжества. В этих краях христианство усиливало своё влияние одновременно с распространением его в других русских землях. В XI веке в Западной Руси возникли два самостоятельных княжества - Галицкое и Волынское, которые в конце XII века были объединены в единое Галицко-Волынское.

Первая православная кафедра

В XIII веке при князе Даниила Романовича Галицко-Волынское княжество достигает своего могущества. В его столице - Холме - стараниями князя была основана православная епископская кафедра. Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность православию, но во второй четверти XIV век род Галицко-Волынских князей по мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазоветским князьями. Волынь попала во владение Литовского князя Любарта, который исповедовал православие, но с Галицией было иначе. Сын Мазоветского князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но впоследствии перешёл в католичество. Став Галицким князем он, по установкам папы Римского, притесняет православных.

Ухудшение положения Православной церкви

После смерти Болеслава его продолжателем стал польский король Казимир Великий. В середине XIV века он завладел Галичиной. Волынь, несмотря на призывы папы к крестовому походу против «схизматиков», литовскому князю Любарту удалось отстоять. После присоединения Галицких и Холмских земель к польским владениям, положение православных здесь заметно ухудшилось. Православное население подвергалось различного рода дискриминациям, осложнялась возможность торговой и ремесленной деятельности.

После вступления великого князя Литовского Ягайло в брак с польской королевой Ядвигой было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества. Одним из условий брака был переход Литовского князя в католичество. Ещё в 1385 году Ягайло официально отрёкся от православия, а через год после брака в 1387 году он объявил римско-католическую веру господствующей в Литве. Вскоре начались притеснения православных. Крупнейшие насилия происходили в Галичине. В Перемышле католикам был передан православный собор. На Городельском сейме 1413 года, который подтвердил объединение Литвы с Польшей, был издан указ о недопущении православных к высшим государственным должностям.

Православие в период уний

В 1458 году униатский Константинопольский патриарх Григорий Мамма, пребывавший в Риме, поставил литовско-галицким митрополитом Григория, бывшего в своё время протодиаконом у митрополита Исидора. Григорий попытался утвердить в своей митрополии унию и начал гонения на православное духовенство, но не нашёл поддержки у польского короля и в 1469 году сам присоединился к православию. Ягеллоны, впрочем, не желали покровительствовать православию и охотно урезали его права и ослабляли материальное положение Православной церкви и верующих.

В XV и XVI веках в районах, которые теперь входят в Люблинское, Белостоцкое и Ряшевское воеводства, большая часть населения исповедовала православную веру, или, как называли её в официальных документах, «русскую веру», «греческий закон».

В Люблинской унии 1569 года политическая программа Городельскаго сейма получила своё завершение. Если к этому Польша и Литва находились только в конфедеративного союзе и имели свои отличия в управлении, то Люблинская уния уничтожила самостоятельность Литовского княжества. Православное население Беларуси и Западной Украины, которое оказалось в составе Польши, начало ощущать систематический гнёт со стороны католицизма. Особенно тяжелым временем для Православной церкви было правление польского короля Сигизмунда III. Этот воспитанник иезуитов, проникнутый крайними католическими взглядами, ставил выше всего интересы Римского престола.

Сложное положение было и с православной иерархией. До конца XVI век века большая её часть во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) приняла провозглашённую на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского епископа. Но православные верующие преимущественно не приняли и стали на защиту Православной церкви. В настоящее время создается много полемических произведений, направленных на защиту чистоты веры от посягательств со стороны инославию и прежде всего Римско-католической церкви. Очень важную роль в защите православия от распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой сплочённые союзы городского населения. Согласно принятым уставам главным своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, создание типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность.

XVII-XVIII века

До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ - Белорусский. Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788-1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу.

В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие. Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции.

В Российской империи

Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год - третий раздел Польши; 1814-1815 года - решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда. Большинство приходов в присоединённых к Российской империи землях составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минская. Число православных стало увеличиваться за счёт возврата униатов в православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 году в Варшаве было основан викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (после обращения холмских униатов) Холмско-Варшавским. В 1905 году была выделена самостоятельная Холмская епархия.

В Польском государстве

После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство. Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.

В 1922 году при поддержке государственной власти Собор православных епископов в Польше, который состоялся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной церкви в Польше. За были митрополит Георгий (Ярошевский), епископы Дионисий (Валединский) и Александр (Иноземцев), против - пророссийские архиепископ Елевферий (Богоявленский) и епископ Владимир (Тихоницкий).

8 февраля 1923 года в жизни Польской православной церкви произошло чрезвычайное событие - архимандрит Смарагд (Латышенко), бывший ректор Волынской духовной семинарии, отстранённый от должности и запрещённый в священнослужении митрополитом Георгием (Ярошевский), выстрелом из револьвера убил митрополита. Через два дня после этого трагического события обязанности Митрополита и Председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий (Велединский), и 27 февраля того же года Собором православных епископов Польши он был избран Митрополитом Варшавским. Убийство усилило антироссийские и проавтокефальные настроения в Польской церкви, и иерархия начала полноценные переговоры с Константинопольским патриархатом.

Предоставление автокефалии Православной церкви в Польше

Константинопольский патриарх Мелетий IV 13 марта 1923 года утвердил митрополита Дионисия (Валединского) в этом сане предстоятеля и признал за ним титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священноархимандрита Почаевской Успенской Лавры. Митрополит Дионисий обратился к Константинопольскому патриарху Григория VII с просьбой благословить и утвердить автокефалию Польской православной церкви, затем сообщить об этом и всем главам поместных православных церквей. 13 ноября 1924 за три дня до своей кончины патриарх Григорий VII подписал Патриарший и Синодальный Томос Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. Однако официальное провозглашение автокефалии задержалось почти на год в связи с возникновением проблем в Константинопольской патриархии после смерти Григория VII. Его преемник, Константин VI, в конце января 1925 году был выслан из Константинополя турецкими властями, и патриаршая кафедра до июля того же года оставалась свободной. Новоизбранный Патриарх Василий III сообщил в августе Митрополиту Дионисию, что в следующем месяце он пришлёт в Варшаву делегацию, и привезет Томос об автокефалии Православной церкви в Польше. В середине сентября в Варшаву прибыли представители Константинопольской и Румынской церквей и 17 сентября в их присутствии, а также при наличии всего епископата Польши, представителей епархий, варшавской паствы и членов правительства в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное объявление Патриаршего Томоса. Автокефалию Православной церкви в Польше признали в то время все поместные и автономные церкви, за исключением Русской православной церкви.

Новая волна гонений

Опираясь на подписанный в 1927 году польским правительством и Римским папой конкордат, который признавал в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римско-католики в 1930 году выступили с судебным иском о возвращении православных храмов, святынь, другого церковного имущества, которое когда-то принадлежало католической церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди них были такие православные святыни как Почаевская Лавра и многие другие монастыри, Кременецкий и Луцкий кафедральные соборы, старинные храмы. Основанием для таких претензий католики выдвигали то положение, что упомянутые церковные объекты когда-то принадлежали греко-католикам, но правительством Российской империи были переданы православным. В это время был разрушен Александро-Невский собор в Варшаве, расписанный Виктором Васнецовым и другими русскими художниками (построен в 1892-1912 годах, вмещал до 3000 верующих). Вскоре Польшу наводнили иезуиты и представители других католических орденов. Одновременно под давлением правительства происходила полонизация духовного образования, делопроизводства и богослужения.

К моменту провозглашения автокефалии Православной Церкви в Польше, здесь действовали две духовных семинарии - в Вильно и Кременце и несколько духовных мужских и женских училищ. В феврале 1925 году было открыто высшее духовное учебное заведение - Православный богословский факультет при Варшавском университете.

В конце 1936 года появились тревожные симптомы нового наступления на Православную церковь. В этом году в связи с 300-летием со дня смерти греко-католического митрополита Вельямина Рутского в городе Львове собрался съезд греко-католического духовенства. Почётным председателем съезда был греко-католический митрополит Андрей Шептицкий (умер в 1944 году). Решено было, что для украинского народа наилучшей формой церковности является его уния с Римом, поэтому УГКЦ должна получить полную свободу для миссионерской деятельности среди украинцев, белорусов, русских, проживающих в Польши (смотри статью Неоуния).

Продолжением намеченной съездом программы стала публикация 25 мая 1937 года новой инструкции по внедрению «восточного обряда». В этой инструкции обращалось внимание на то, что Ватикан придаёт большое значение «возвращению православных к вере отцов», а между тем работа в этом направлении идет медленно и малоуспешно. В результате 1938 году в Холмщине и на Подляшье православные храмы стали не только закрывать, но и разрушать. Было разрушено около полутора сотен храмов и молитвенных домов. Более 200 священнослужителей и церковнослужителей оказались безработными, лишёнными средств к существованию. В польской прессе не говорилось о подобных бесчинствах, но за некоторое время до указанных событий на Холмщине и Подляшье была проведена соответствующая подготовка. Так, в польских газетах появились сообщения, что на Холмщине и в некоторых других городах есть много православных храмов, построенных царским российским правительством с намерением русифицировать край. Эти храмы выставлялись как памятники рабства, поэтому нужно их разрушить. Никакие протесты православных, в том числе обращения митрополита Дионисия (Валединского) к высшим должностным лицам не помогли.

Вторая мировая война

1 сентября 1939 началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией. На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал-губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939-1941 годах, вошли в состав Минской епархии. Также в составе СССР оказалась Волынская епархия. Здесь, как повсюду в СССР, Православная церковь терпела притеснения со стороны государства.

Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной церкви, а вместе с ними духовенство. В духовной жизни наступили изменения во время немецкой оккупации. Немцы стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в этой связи позволяли открывать закрытые ранее храмы. На территории Украины стали действовать украинские епископы Польской православной церкви во главе с митрополитом Поликарпом (Сикорским). Эту структуру традиционно называют Украинской автокефальной православной церковью, хотя формального провозглашения автокефалии не было, епископат считал себя частью бывшей Польской православной церкви (которая после ликвидации государства Польша перестала использовать в своём названии слово «Польская»). Параллельно здесь оставались структуры Московского патриархата - Украинская автономная православная церковь.

Послевоенный период

После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года. Предстоятелем стал архиепископ Тимофей (Шрёттер), с 1951 до 1961 года - митрополит Макарий. В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и на запад Польши был осуществлён новый раздел епархий. К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познанская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия, а в 1989 году - Люблинской-Холмская.

Святые

  • св. свщмч. Максим Горлицкий
  • св. свщмч. Григорий (Перадзе)
  • святые новомученики Холмские и Подляшские
  • св. свщмч. Максим Сандович
  • св. мч. Гавриил Белостоцкий

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Польше находятся в храмах и монастырях Римо-Католической Церкви и Польской Православной Церкви.

С. ГРАБАРКА (в Мельницкой пуще, недалеко от города Семятыче - польск. Siemiatycze):

  • Святая гора Грабарка.

ЧЕНСТОХОВА. Католический монастырь Ясна-Гура:

  • оригинал «Ченстоховской» иконы Божией Матери.

С. ГИДЛЕ (25 км. к северу от Ченстоховы). Католический храм Вознесения Девы Марии:

  • оригинал «Гидлянской» («Гидельской») иконы Божией Матери.

КРАКОВ. Католический храм Св. Барбары:

  • оригинал «Юровичской» иконы Божией Матери.

ВРОЦЛАВ. Католический храм Св. Войцеха.

Известный факт, что поляки, в большинстве своем, являются представителями католической церкви. В странах бывшего Советского Союза часто можно услышать такой вопрос: «он православный или поляк»? Возможно, из-за того, что Польша - соседнее государство и наша история тесно переплетена, мы ассоциируем ее с католицизмом, напрочь, позабыв о множестве других католических стран.

Сегодня, в доказательство того, что на территории Республики Польша, проживает немало людей православного вероисповедания, мы расскажем о некоторых церквях, популярных среди прихожан.

Собор Николая Чудотворца в Белостоке

Именно Подляское воеводство славится тем, что половина населения является представителями Православной церкви. Здесь почитаются православные праздники, а зимние каникулы в учебных заведениях и государственных учреждениях не заканчиваются в первых числах января, а продолжаются до 9.

Одна из самых красивых и знаменитых церквей Белостока расположена по адресу Lipowa 15. Величественный Собор Николая Чудотворца был построен в 1843-1846, проект которого был составлен в Петербурге в Комиссии проектов и смет. Освятил новый храм известный церковный деятель, архиепископ Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), борец с унией. В 1910, во время ремонта храма, художник Михаил Авилов расписал интерьеры в васнецовском стиле (сохранилось изображение Воскресшего Спасителя на Горнем месте).

Никольский собор — хороший образец позднего классицизма. Над его основным объемом на высоком световом барабане возвышается массивный шлемовидный купол. Над входом — одноярусная колокольня. Архитектурное оформление отличается скромностью. Храм выкрашен в белый цвет, позолочен и украшен богатой резьбой. Иконы царских врат написал в 1844 художник Малахов.

Главной святыней храма являются нетленные мощи мученика младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского), перенесенные 22 сентября 1992 из собора г. Гродно в Беларуси.

Спасо-Преображенский собор в Люблине

Храм был построен в 1607—1633 гг. на месте двух более ранних церквей. Строительство собора затянулось на долгие 26 лет, причиной чего стали религиозные конфликты, царящие в те времена в Люблине. Однако, в 1633 году королем Польши был Владислав IV Ваза, который подтвердил право православной общины на владение церковью в Люблине. Король оказал помощь общине, даровав ряд важных привилегий, в том числе исключил церковь из юрисдикции униатов.

Но все же, в 1695 году храм снова оказался под контролем униатов. Люблинский приход вернулся к Православной Церкви только в 1875 году, после ликвидации Холмской архиепархии униатов.

Спасо-Преображенский собор является главным в Люблинско-Холмской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви и резиденцией Преображенского благочиния Люблина. Расположен на ul. Ruskiej.

Во время Первой мировой войны из церкви были вывезены в Москву все ценные иконы, которые никогда больше не вернулись в Люблин. После восстановления польской независимости собор хотели закрыть, но все же, отказались от этой идеи.

Удивительно, что за всю свою непростую историю, храм по-прежнему открыт и пользуется популярностью среди прихожан. Немаловажный факт: в феврале 1960 года Спасо-Преображенский собор был внесен в реестр памятников Польши.

Православная Церковь Веры, Надежды, Любви и их матери Софии в Сосновце

Храм расположен в г.Сосновец, по улице Jana Kilińskiego 39, рядом с железнодорожным вокзалом Варшавско-Венской линии. Является административным центром одного из двух православных приходов, охватывающих территорию нынешнего Силезского воеводства.

Церковь была возведена за довольно-таки короткий срок. 15 августа 1888г. был положен первый камень, а уже 28 ноября 1889 года церковь была освящена Люблянским епископом Флавианом.

Храм построен из кирпича, в византийском стиле. Состоит из пяти частей. Центральная часть покрыта прелестным куполом. Внутри расположен восхитительный, более чем столетний иконостас.

Кстати, церковь имеет собственный сайт , где можно более подробно узнать историю храма, календарь православных праздников, а также посмотреть дату и временя проведения богослужений.

Вопреки стереотипам, Польша все же не полностью католическое государство. На сегодняшний день на территории Польши действуют 6 православных епархий с 11 епископами, 27 деканатами, 250 приходами и 10 монастырями. Возглавляет Польскую православную церковь митрополит Варшавский Савва (Грыцуняк).

Если вы планируете в скором времени поездку в Польшу, либо же и вовсе переезд, не волнуйтесь. Здесь вы также как и дома сможете ходить в церковь по выходным и религиозным праздникам.


«Православный поляк» - звучит так же необычно, как и «русский-католик». Польский национальный характер неотделим от католичества, как характер русский - от православия. Но есть не только католическая Польша, но и Польша православная.

Кому доводилось бывать в Восточной Польше, мог видеть католические храмы с явными чертами византийской архитектуры. Это - бывшие православные церкви, переданные католикам. Передача православных храмов под юрисдикцию костёла происходила по разным причинам. Из-за желания усилить влияние католицизма в Восточной Польше, из-за малочисленности прихожан, и др. Особенно непростые времена для польских православных наступили в период т.н. санации - время правление Юзефа Пилсудского, когда по всей стране уничтожались православные святыни, которые в глазах польских патриотов олицетворяли российское влияние. Под шумок борьбы с имперским наследием России сносились храмы, оказывалось давление на православную паству, которой приходилось жить в обстановке крайней нервозности и православофобии.

Исторические данные свидетельствуют, что православие пришло на польские земли отнюдь не с русскими солдатами, а раньше - ещё в IX в. (польская историография неохотно освещает эту тему). Двигаясь из Моравии, кирилло-мефодиевская миссия принесла на землю вислян, одного из западнославянских племён, участвовавших позднее в этногенезе поляков, богослужение на понятном им славянском языке. У историков нет единого мнения о том, насколько далеко христианство византийского обряда проникло на польские земли, но его присутствие сомнений не вызывает. В ежегодниках Краковской капитулы упоминается первый краковский епископ с явно греческим именем - Прохор (1).

В Моравии св. братья Кирилл и Мефодий оказались в 863 г., по приглашению князя Ростислава. После Моравии они направили свои стопы в Краков, где учредили первое в Польше епископство не латинского обряда. Но основатель древнепольского государства князь Мешко I принял крещение из рук немецких священников, и католичество становится для поляков государственной религией. Небольшие православные ячейки продолжали действовать в южной Польше, граничащей с Моравией, откуда и пришло православие на польские земли, но постепенно и их деятельность сошла на «нет».

Со смещением границ Польши всё дальше на восток, в польском подданстве оказалась немалая часть православного населения (современная Украина, Белоруссия). О непростых отношениях поляков-католиков и православного западнорусского населения известно всем. Жёсткое противостояние сменялось примирительной политикой, которая, затем, вновь сменялась репрессивными мерами, направленными на подавление православного сознания жителей восточной части Польши. Многие аристократические западнорусские роды под давлением обстоятельств переходили в католичество. Чарторыйские, Вишневецкие, Сапеги, Калиновские, Сосновские, Тышкевичи - эти фамилии вызывают у нас ассоциации только с Польшей и костёлом, но все они - древние именитые русские роды, поглощённые католичеством. Их судьбу оплакивает от лица православной церкви богослов и мыслитель Мелетий Смотрицкий в своём знаменитом произведении «Фринос» (1610 г.), называя их жемчужинами и бриллиантами православия (2).

Доля православного населения в Польше постоянно уменьшалась. Кроме ассимиляции, своё дело делали войны. В годы многочисленных русско-польских войн шляхта обрушивала свой гнев на местных православных. Тысячи православных бежали из Польши в Россию в Первую мировую. Вместе с паствой бежали священнослужители. Ростов-на-Дону превратился тогда в центр приёма беженцев из Западной Руси. В городе открывались гимназии и иные заведения специально для пришельцев из Галиции и Белоруссии.

В 1920-х в границах Польши проживало 4 млн. православных (15% населения). Из них 1,5 млн. считали себя украинцами, 900 000 - белорусами, 125 000 - русскими, 700 000 - «тутейшими» и 600 000 - поляками (3).

Для нас представляют интерес последние две группы православных. «Тутейшими», т.е. «здешними», называли себя люди, живущие на православно-католическом пограничье между Россией и Польшей на территории нынешней Белоруссии, не относившие себя ни к одной из присутствовавших на данной территории этнических групп.

Феномен «тутейших» демонстрирует во всей полноте практические последствия попеременного влияния католичества и православия на эту группу жителей. Не будучи польскоязычными, и разговаривая в быту на западнорусском (белорусском) наречии со значительной примесью полонизмов, «тутейшие» уже не считали себя русскими, но и не были ещё поляками, зависнув «между». Некоторые этнографы утверждают, что присутствие в белорусской народной среде такого явления, как «тутейшие», обусловило этническую инертность и размытость национального сознания современных белорусов. Актуальность проживания в ареале смешанного православно-католического ареала не ушла в прошлое, и среди населения Белоруссии есть такие, кто не может конкретно отождествить себя ни с русскими, ни с поляками.

600 000 этнических православных поляков - явление не менее интересное. История знает случаи, когда лица польской национальности достигали впечатляющих высот в иерархии православной церкви (епископ Лука Войно-Ясенецкий, протоиерей Валентин Свенцицкий и др.). Но это были люди, родившиеся в смешанных русско-польских браках либо в глубине России. Вышеуказанные 600 000 поляков ощущали на себе непосредственное воздействие католической культуры и мысли, считались явным меньшинством среди более, чем 50-миллионного польского народа-носителя католических ценностей, но, тем не менее, оставались православными.

С определённой долей вероятности можно предположить, что часть этих поляков - ассимилировавшиеся представители западнорусских родов, окончательно растворившиеся в польской культуре, но сохранившие веру предков. Известно также, что в местах совместного проживания поляков и западных русских (белорусов, украинцев) при отсутствии в населённом пункте костёла местные поляки крестились в православие, т.к. не могли оставаться совершенно неверующими.

По распространённому мнению, 15-20% православных в Польше - этнические поляки. «Православный поляк ещё больше русский, чем сами русские». Эту фразу приписывают Муравьёву-Виленскому, знатоку польских дел и польского характера. Но не все поляки с этим соглашаются, и считают, что можно оставаться польским патриотом, и быть, при этом, православным.

Порой в лоне польского православия кипели нешуточные страсти. На переднем крае столкновения и взаимодействия католицизма и православия, каковым является Польша, богословские и иные метафизические вопросы приобретают особенную остроту. Показательный пример - поступок архимандрита Смарагда (Латышенкова). Архимандрит Смарагд противился попыткам польских властей II Речи Посполитой (1919-1939) добиться отделения Польской Православной церкви ППЦ от Русской. Варшавский митрополит Георгий (Ярошенко) держался противоположных взглядов, и препятствовал отправлению Смарагдом священнических функций. Всё закончилось тем, что в ходе горячего спора о судьбе православия Польши Смарагд застрелил митрополита Георгия с криком «Вот тебе, палач Православия!».

Польские СМИ в 2008 г. облетела фотография частного дома с плакатом на польском языке «Православие или смерть!» («Prawosławie albo śmierć!») и водружёнными флагами России, Грузии и Греции (4). Писали, что это дом предводителя одной из групп православных верующих, придерживающихся более крайних взглядов, чем официальные православные иерархи Польши.

Сегодня Польская Автокефальная Православная Церковь (ПАПЦ) обладает автокефалией и имеет 227 приходов. Первым предстоятелем ПАПЦ был Дионисий Валединский, уроженец Мурома (Россия). Православные храмы сосредоточены, в основном, в восточной части страны. В Варшаве стоит храм св. Марии Магдалины (относится к Варшавско-Бельской епархии). Храм был заложен ещё в 1867 г., а в 1870-м его посещал император Александр II. По Божьей милости, храм св. Марии Магдалены не постигла участь Александро-Невского собора, снесённого в патриотическом порыве в 1920-х гг., невзирая на протесты православного населения.

Несмотря на преобладающее господство католицизма, часть духовно-исторического наследия Польши принадлежит православной вере и православной культуре, а некоторые польские города - места рождения или смерти православных мучеников (пример: св. Гавриил Белостокский, св. Базылий Мартыш из Терятина). На территории Польши - 10 православных монастырей и 430 храмов и часовен. Есть Православная духовная семинария, в Варшавской христианской богословской академии имеется православное отделение. Работают также школы православной иконописи и певчих (3).

Православная тематика занимает определённую нишу в польском информационном пространстве. В сетке регионального телерадиовещания предусмотрены передачи, посвящённые православию. С 1994 г. в Войске Польском возрождён православный ординариат, которым издаётся журнал «Православный польский воин» («Polski Żołnierz Prawosławny»).

Польское православие имеет свой самобытный колорит. Большинство храмов - давней постройки, и являются памятниками архитектуры и зодчества. Молятся польские православные и по-польски, и по-церковно-славянски. Употребляются также украинское и белорусское наречие. На польскоязычных православных сайтах часто приводится транслитерация молитвенных текстов с церковно-славянского на польский (Wo Imia Otca, i Syna, i Swiataho Ducha…), публикуются интервью российских православных иерархов и перепечатываются материалы ведущих православных сайтов России.

Немногим государствам Европы довелось так часто менять свои границы, как Польше. С каждым поворотом истории численность православных в её пределах то увеличивалась, то уменьшалась, но они всегда присутствовали на этнической карте страны.

Для человека, мало знакомого с жизнью Православия во всем мире, странно было бы услышать словосочетание «Православная Польша». В современной ситуации это звучало бы почти как «Православный Ватикан». И действительно, Польша-страна с сильнейшими позициями католической церкви, влияние которой на политическую жизнь страны трудно переоценить. Чувство национальной гордости за папу-поляка усиливают и без того высокую самооценку польских католиков.

История Православия в Польше уходит своими корнями в глубокую древность. Христианство в польских землях впервые появляется во второй половине IX века благодаря деятельности миссии святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла. В правление князя Мечислава I восточное христианство становится господствующим, соседствуя с проповедью и латинских миссионеров, которым удалось получить господство при следующем князе Болеславе Храбром, который в обмен на признание главенства папы стал первым польским королем. Однако воинственный Болеслав завоевал часть земель Киевской Руси, где жили православные и с этого момента Православные всегда присутствовали на территории Польского Королевства.

Часть восточных областей современной Польши входила с XIV в. в состав Великого Княжества Литовского, население которого было преимущественно православным. История Православия в Великом Княжестве Литовском-это история общая для Польши и Беларуси. В 1303 г. образуется независимая от Московского митрополита Киевская митрополия. Экспансионная политика католической Польши увенчалась Люблинской государственной унией 1569 г., благодаря которой Великое Княжество Литовское окончательно подпало под власть польских королей и католической церкви. Начавшееся в XVI веке массовое окатоличивание аристократии усугубилось введением Брестской церковной унии 1596 г., когда Православная Церковь была объявлена вне закона и все православные храмы и монастыри в течение XVI в. стали униатскими. По своей идее уния предполагала сохранение восточного православного богослужения, но с исповеданием католического вероучения и полным признанием папской власти. На деле за все время существования унии православное богослужение в униатских церквях подвергалось сильной латинизации, униатское духовенство и простой народ были презираемы католиками и подвергались различным унижениям. Наличие такой нестабильной религиозной институции, как униатская церковь стало одной из причин исчезновения с политической карты Европы Речи Посполитой в конце XVIII века. В 1839 г. перестала существовать и сама униатская церковь, так и не выполнившая своей основной задачи по обращению бывших православных в католичество. На бывших землях Великого Княжества Литовского начинается возрождение православной церковной жизни.

Политические потрясения начала XX века воскресили польскую государственность. На вошедших в состав Польши современных территориях Западной Белоруссии, Западной Украины и Восточной Польши проживали несколько миллионов православных, существовало несколько православных епархий, входивших ранее в состав Русской Православной Церкви. Новое польское правительство также не было благосклонно к Православной Церкви. За межвоенный период в Польше было разрушено около 150 православных храмов, подверглись преследованию священнослужители.

После второй мировой войны свидетельством возрождения польского Православия стало дарование Русской Православной Церковью автокефалии Польской Церкви. В советский период Польская Православная Церковь сохраняла свои позиции. Новый этап развития польского Православия начался в первой половине 1980-х годов, когда сталистроиться новые храмы, возникли новые проявления церковной жизни. Сегодня в Польской Православной Церкви 6 епархий, 8 епископов, 8 монастырей, богословская академия и духовная семинария, школы иконописцев и регентов, множество благотворительных инициатив, братств, существует православное радио, православные передачи на ТВ, интернет-сайты, журналы, газеты.

Взгляд современника

22-23 ноября 2003 года в городе Белостоке прошла встреча православных журналистов Польши, России, Беларуси, Украины и Финляндии. Организатором встречи выступила редакция православного журнала «Православное обозрение» (Przeglad Prawoslawny). Этот ежемесячник начал издаваться в 1985 г. и сейчас в редакции работают профессиональные журналисты, которые пытаются непредвзято рассказать о жизни Православия в Польше. Журнал не является официальным органом Польской Церкви, однако все сотрудники редакции-православные и подавляющее большинство читательской аудитории составляют православные.

Журналистский форум начался встречей с епископом Иаковом, главой православной Белостоцко-Гданьской епархии. Один из самых молодых епископов Польской Церкви, владыка Иаков возглавляет епархию, на территории которой проживает значительная часть православного населения Польши. Владыка закончил Московскую Духовную Академию, что позволяет ему говорить на русском языке без акцента, в чем убедились участники встречи, с каждым из которых владыка общался в ожидании опоздавших. Рассказав о современной жизни Белостокской епархии, владыка пожелал успеха в совместной работе православных журналистов.

О благотворительности в Польской Православной Церкви рассказали директор церковного центра милосердия «Елеос» Марек Масальски, руководитель бюро по делам Восточной Европы Всемирного Совета Церквей Мирослав Матренчик, представитель братства преподобномученика Афанасия Брестского Евгения Литвинчик, которая уже много лет организует паломничества из Белостока в Жировичи, с которыми привозят собранные братством продукты и одежду для студентов Минских Духовных Школ.

Особого внимания заслуживает архитектура православных церквей Польши. Из построенных за последние 20 лет храмов почти каждый представляет собой нечто уникальное. Можно говорить о сложившейся традиции современной православной храмовой архитектуры Польши, в которой органично сочетаются традиционное содержание с новыми формами. Этой теме была посвящена богато иллюстрированная слайдами лекция архитектора Ежи Устиновича, автора нескольких проектов уже построенных православных храмов. Но организаторы, понимая всю справедливость пословицы «Лучше один раз увидеть…» предложили участникам непосредственно посетить уникальные церкви Святого Духа, Агиа София, Свято-Георгиевскую. Не менее уникальные рассказы об их строительстве, которое, как правило, ведется силами прихода (к примеру, церковь Святого Духа строили 20 лет), приводят к убеждению, что православные Польши являются сплоченным сообществом, которое может строить такие храмы, и, что главное, наполнять их верующими. Особенное впечатление на всех произвел визит в Супрасльский Благовещенский монастырь. Основанная в конце XV века обитель сегодня активно возрождается. Восстановлен (1982-2002 гг.) разрушенный немцами во время Второй мировой войны Благовещенский собор-уникальный образец православной оборонной архитектуры (подобно белорусским храмам в Сынковичах и Мало-Можейкове). Настоятель обители архимандрит Гавриил, кроме своих прямых обязанностей, занимается траволечением, принимая людей всех вероисповеданий со всей Польши, из Беларуси. Уже много лет монастырь пытается вернуть небольшой участок земли, на котором находятся остатки храма-усыпальницы, где за века были похоронены около 200 братий обители. В храме Иоанна Богослова замечаю икону белорусских святых, среди которых-изображение преподобномученика Серафима, архимандрита Жировицкого. «Во время войны он приезжал в Супрасль,-поясняет отец Гавриил,-и после его мученической смерти местное население его почитало и с радостью узнало о канонизации его Белорусской Церковью». Иконы и настенные росписи с изображением преподобномученика Серафима и других белорусских святых мы встречали в каждом храме, что свидетельствует о глубоком почитании этих святых православными Польши.

В стенах Центра Православной Культуры в Белостоке православные журналисты обсудили возможности и формы сотрудничества. Все признали, что на огромном пространстве Польша-Украина-Беларусь-Россия у нас есть много общих задач и решать их в одиночку-значит решать наполовину. Обсуждение продолжилось и в уютном охотничьем домике в Беловежской Пуще, где гостеприимные организаторы предложили участникам праздничный ужин.

Воскресный день начался для нас заменой колеса, пробитого при выезде с места ночевки в одном из пансионатов в Пуще. После Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе города Гайновка, настоятель храма, протоиерей Михаил Нигеревич рассказал о проводящемся в Гайновке уже боле 20 лет ежегодном Фестивале православной церковной музыки. Не раз в этом празднике церковной музыки с успехом участвовал хор Минских Духовных Школ, и не раз это участие было отмечено различными наградами.

Наше знакомство с Православной Польшей продолжилось на Святой горе Грабарке, где в 1947 г. был основан женский монастырь в честь евангельских сестер святых Марфы и Марии. Это место издавна было известно чудесами исцелений, которые происходили от воды источника у подножия горы. Также чудесно сложилась традиция паломничества на Грабарку с различных размеров деревянными крестами, которые паломники устанавливали вокруг деревянного храма. С разных концов Польши идут православные пешком, с крестами в руках, так свидетельствуя о своей вере. В ночь с 12 на 13 июля 1990 г. церковь Преображения Господня на Грабарке полностью сгорела в результате поджога. В этот период сгорело 7 православных церквей. Однако боль в православных сердцах стала призывом к восстановлению святыни. Новый храм был отстроен и освящен в 1998 г. Сегодня сестры начали строительство гостиницы для паломников, которые во множестве собираются на праздник Преображения Господня 19 августа. «Гора крестов и молитвы»-так называется книга, рассказывающая об истории монастыря. Здесь чувствуется: это место-символ исповеднического подвига Польского Православия. Крест исповедания Православной веры во враждебном обществе и молитва, сплачивающая души воедино.

По дороге с Грабарки мы посетили храмы города Бельска Подляшского, и удивительный монастырь в местечке Саках, по дороги из Бельска в Белосток. Главное и единственное монастырское здание-это бывшая деревенская школа (знамение урбанизации-деревни без детей). Настоятель монастыря-игумен Варсонофий (Дорошкевич) получил образование в России, Греции, Франции, США, многие годы нес пастырское служение в Варшаве, однако, по собственному признанию, «устал от городской жизни» и поселился в совершенно глухой деревне, куда никакой вид общественного транспорта не ходит. Основание монастыря отец настоятель связал с находящимся в десяти минутах ходьбы храмом великомученика Димитрия Солунского с чудотворной иконой этого святого. На небольшом участке земли братья обители (шесть человек) возделывают огород.

Воскресный вечер мы провели в редакции Przegladu Prawoslawnego («Православного обозрения») в Белостоке. Несмотря на обилие впечатлений и усталость, обсуждение проблем и задач православной журналистики продолжилось в дружеской (два дня на колесах очень сплотили), но дискуссионной атмосфере. Единодушное решение о создании международной организации православных журналистов было принято принципиально. Было решено собраться в расширенном составе в следующем году.

Лучше один раз увидеть

Всего словами не выскажешь. Но есть что-то наиболее важное. Отличительная черта польского Православия-это особое горение людских сердец, твердое стояние в вере и принятие жизни Церкви как личной жизни со всеми радостями и бедами. И еще: здесь во всех проявлениях церковной жизни заметно участие молодежи. И где бы вы не встретили молодого человека или девушку-в храме, на встрече с епископом, в монастыре или на турнире православных баскетбольных команд-вы не увидите равнодушных лиц: здесь все серьезно. В современной Польше быть православным-значит свидетельствовать о своей вере, а это-удел мужественных душ.

Павел Бубнов

Мнения

«Впервые я попал в Польшу в восьмом классе. Я жил в православной польской семье около месяца и вместе с ними ходил на службы в православный храм. Меня поразило обилие молодежи в храме и слова проповеди священника. Это совершило в моей душе переворот и значительно определило мой дальнейший путь в Церкви».

Владимир Асадчий,
студент III курса МинДА

«Летом 2002 года я участвовал в семинаре православной молодежи в Супрасльский монастырь. Почти неделю я провел в монастыре, участвуя в пении монашеского хора и разделяя с братией и труд, и трапезу. Эти дни навсегда останутся в моей памяти».

Сергей Орлов,
студент IV курса МинДС

«У поляков живое ощущение Православия. Для них это действительно нечто особенное. Им приходиться прилагать деятельные усилия, чтобы сохранить свою веру в окружении католического большинства».

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.