Как победить лень православие. Уныние и лень: что объединяет эти пороки? Из чего произрастают уныние и его порождения

Продолжаем занятия Библейского кружка пророка и Боговидца Моисея. Сегодня мы с вами продолжаем изучение нравственной стороны человеческой жизни, это у нас сегодня беседа о лени и нерадении. Лень как таковое явление в нашей жизни не описывается как некоторое самодостаточное греховное состояние, а связывается как правило с разными другими греховными явлениями и страстями, от которых, собственно, лень в человеке и происходит. Хотя мы очень часто слышим такое выражение: «Лень прежде меня родилась», или про кого-то говорят: «Человек ленивый, лень прежде него родилась», потому что сначала лень, а потом уже он, и потом человек несет на себе такое клеймо ленивого, и многое у него в жизни, бывает, не получается.
Поэтому я хотел бы начать сегодняшнюю беседу с примеров. Первый пример о лени рассказывает отец Кронид, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, - когда у него умер духовник, он начал постепенно в молитвенном правиле слабеть. Молитвенное правило монаха заключается не только в вечернем и утреннем правиле, но заключается ещё в добавлении канонов, 17 кафизмы, полунощницы, и от этого могут быть разные отклонения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, но незначительное. И вот о. Кронид потихоньку - помаленьку начал сокращать правило, и во концовке дошел до того, что начал читать уже только одно вечернее и утреннее правило, а в конце концов и то, что осталось, стало получаться через пень-колоду. Он почувствовал полное духовное расслабление, но ничего с собой поделать не мог. Мы с вами в слове о молитве говорили, что когда у человека наступает такое состояние, то уже тяжело человеку из него выйти, надо как-то себя бодрить. Понятное дело, когда мирянин читает только утреннее и вечернее правило, ложится спать перекрестившись просто, не читав ничего. А тут – монах, человек, который посвящает себя молитве, т.е. это его жизнь. И вот, он видит видение: приходит он в Троицкий собор, на поклонение много народу, и вот он тоже вместе со всеми начинает прикладываться к мощам преподобного Сергия, а мощи открыты… Батюшка лежит, на него смотрит, о. Кронид к нему прикладывается, а святой ему и говорит: «Ну что же ты так, совсем расслабился. Всё оставил, не молишься, ничего не делаешь, ленишься. Ты что ж творишь?» И сказал замечательную фразу: «Когда наступит скорбь, и теснота, и очень тяжелое время, в чем ты будешь искать утешение? В чем ты найдешь подкрепление и силы для того чтобы всё это преодолеть? Кроме молитвы это взять негде». Он проснулся, раскаялся в своей лени, нерадении, исправился и начал жить духовной жизнью.
Также в Троице-Сергиевой Лавре был другой подобный случай. Отец Иоасаф, из белых диаконов, служил однажды Литургию, и когда он зашел в алтарь после возглашения ектинии, то побледнел в лице, как увидели его другие братия, и упал в обморок. Очнулся уже в больнице, в течение года он пролежал парализованный, не мог встать, и рассказал всем, что когда он зашел, к нему предстал Ангел Господень с мечом в руке и хотел его наказать, сказав: «За твое нерадение из тебя надо бы душу прямо сейчас вытряхнуть». Замахнулся мечом, он упал, но ему была дарована жизнь. В течение того года он раскаивался, причащался, и во концовке, так и не встав с постели, отошел ко Господу. За какой грех нерадения – никто не говорит, но скорее всего, если бы там был какой-то конкретный грех, сугубый, человек что-то бы утаил и т.п., то об этом бы сказалось. Скорее всего, человек просто пришел в монастырь, хотел подвизаться, а жизнь проводил нерадивую. И, соответственно, прогневал Господа, и было такое видение.
У нас же с вами в жизни происходит по-другому – Господь нам не является, преподобный тоже, в нашей жизни кроме скорбей и болезней ничего особенного не происходит. Но как раз скорби и болезни, учитывая церковный опыт о том, для чего всё это посылается, нам с вами и даются для того, чтобы мы преодолели свои немощи, которые называются лень и нерадение.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, что такое леность, откуда она приходит к нам, к чему она человека приводит, куда низводит, и что, собственно, от неё происходит. Вот об этом сегодня тема.

Итак, слово “лень“ – это пассивность воли человека, нежелание желать, расслабление души и дряхлость ума, как говорит преподобный Иоанн Лествичник. Причем нежелание желать, мне кажется, характеризует именно зерно лени. Потому что когда человек находится в этом состоянии, ему говорят: «Иди, помолись», - «А я не хочу». Встаю на молитву, - и не то что я не хочу потому что я против этого, а я не хочу потому, что внутри у человека нет желания желать. И как это желание в себе воздвигнуть? Когда задаешь вопрос: «Как это желание достичь?», и никто из духовных людей не может дать на это ответ – как в человеке возбудить желание к духовной жизни, к подвигу, потому что это очень индивидуальное дело. Но у аввы Евагрия как-то, помню, находил ответ на этот вопрос, он примерно в двух-трех словах это сказал, но к сожалению, сколько я ни вспоминал, так и не мог вспомнить. А помню точно, что на этот вопрос он отвечал, но всю книжку перелистывать, конечно, уже не было времени.

Итак, следующий грех – это нерадение. Нерадение – это небрежность, безответственность, пренебрежение, праздность и бесчувствие в делах веры. Т.е. когда человек относится просто халатно ко всему, и не только к тому, что его окружает, но и к делу своего собственного спасения. Начинается пост – казалось бы, что тот, кто радит о посте, он как-то подготавливается, а мы как-то потихоньку, помаленьку входим в пост, так же грешим, живем без особых каких-то конкретных изменений, чего конечно же быть не должно. Так вот, авва Исаия говорит так: «Леность и нерадение – это упокоение в веке сем». То есть когда человек предается лени и нерадению, он хочет успокоиться, найти покой в энергиях, в вещах, в мыслях, которые находятся и принадлежат этому миру. Т.е. упокоение плоти, упокоение плотского мудрования, когда человек пытается найти такую точку в своем существе, чтобы ни в чем себя не напрягать. Просто быть спокойным, ничего не делать, а получать за это всяческие блага. И сегодня сама философия современной жизни в принципе такова: минимум труда, максимум прибыли. Соответственно, это приводит, конечно же, к большим духовным перекосам.

Леность и нерадение – это порок или черта характера? Греховны эти страсти или безвинны? Знаете, недавно забрел на одну страничку в интернете, там протестант как раз эту тему объясняет одной из своих прихожанок. Она спрашивает: «Как мне быть, я хотела бы раскаяться в грехе лени», - он говорит: «А не надо. Лень – это не грех, это просто такое состояние человека, когда он ни в чем не заинтересован. Если его заинтересовать – лень сразу пропадет. Человеку нужно просто дать стимул, и всё». И когда я это всё почитал, действительно думаешь – вот благодать-то какая! Не надо, оказывается, с ленью бороться, нужно просто себя заинтересовать. Допустим, неохота человеку молиться, лень, а нужно просто себя заинтересовать и всё. А как? Как заинтересуешь, если ты не хочешь. И получается, что они нас обвиняют в Ветхом Завете, хотя сами фактически людям навязывают жизнь, которая не сопротивляется греху, а выбирается такой лукавый способ, когда все страсти человека оправдываются какими-то немощами, какими-то житейскими ситуациями, какими-то психологическими вещами. Оказывается, нужно просто человека заинтересовать и всё, и лени как таковой в принципе нет, это просто состояние вялости, когда человек ничем не занят.

Что говорит Ветхий Завет? В Ветхом Завете в книге Притчей премудрый Соломон конкретно говорит о том, что лень и нерадение – это глупость, и всякая глупость, по учению книги Притчей, книги Екклесиаста, - это есть, конечно же, зло. Быть глупым – это очень плохо, хорошего в этом ничего нет. Как сказано в замечательной притче: «Лучше повстречать на дороге медведицу, лишенную детей, чем глупца с его глупостью». Представляете, какое сравнение. Если ты повстречаешь медведицу, лишенную детей, то ты обязательно умрешь, другого выхода нет, она обязательно человека убьет, потому что её лишили детей, она человеку мстит. Любой попавшийся ей человек подвергается неминуемой погибели. А Соломон говорит, что лучше с ней повстречаться, чем встретить глупца с его глупостью, настолько это считалось злом.
В Новом Завете Господь конкретно говорит о том, что лень – это негативная черта человеческой жизни: «ленивый лукавого раб», потом так же нерадивые и ленивые девы, которые не позаботились о том, чтобы масло себе закупить, и во многих других местах Сам Господь говорит о том, что ленивые ничего хорошего в жизни не приобретают и это плохо. А Святые отцы уже конкретно говорят о том, что лень и нерадение – это даже не просто грех, это настоящая пагуба для человеческой жизни, которая делает из человека какое-то полено, безвольное, слабое, неразумное существо.
В Притчах сказано следующее: «нерадящий о путях своих погибнет» (Пр. 19: 16). Тем более это относится к духовной жизни. Если мы нерадим о путях своих, мы безусловно погибнем, если нас Господь не помилует. Если мы нерадим о воспитании детей, то дети вырастут невоспитанными. Если мы нерадим об учебе в школе, в институте, разве можем мы что-то получить? «Два» в конце года, поведение «неуд.», и всё, и без ничего. Соответственно, все прекрасно понимают, что лень и нерадение – это настоящая погибель для человека, особенно погибель в духовной жизни.

Причины этих грехов, откуда они происходят:

  1. Первая причина – это страсть чревоугодия, основная из страстей, о которой мы с вами много говорили. Как чревоугодие производит леность? Когда ты просто поешь немножко, подкрепишься, когда бодро себя чувствуешь, как говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Из-за стола нужно вставать с ощущением голода», золотое правило, монахи говорят, после этого лени не будет. Лень появляется только тогда, когда ты пресытился. Как говорит святитель Феофан Затворник: «Что для мирянина пресыщение, то для монаха сытость». То есть монах не должен даже сыто есть. Соответственно, и мы тоже равняемся на монахов по большей части, т.к. они все-таки делатели духовной жизни, и каждый из нас старается приблизиться к тем высотам, которых Святые отцы достигали. Поэтому, конечно, сытость и пресыщение рождают леность. Физиологически это объясняется просто, как говорят психиатры («У тебя всё от этого») – «Вся кровь утекает к желудку, в мозгах крови нет, она вся около желудка, поэтому Вам плохо». А на самом деле человек удовлетворил страсть, он пресытился, он действительно сделал над собой некоторое извращение, и он стал неспособен к тому, чтобы что-то делать не просто физическое, а духовное. Потому что после пресыщения человек может физически работать, и неплохо даже, а работать духовно человек после этого не может, потому что через пресыщение он себя парализует. Человек пресытился, - сможет он нормально правило вечернее почитать, помолиться? Не может. Отрыжка мешает произносить слова, хочется сесть, хочется спать, хочется за телевизором полежать на диванчике, посмотреть. Т.е. сытое состояние предполагает отдых. Человек пресытился – ему нужно полежать, без этого никак. Даже такая поговорка помните в советское время была: «После сытого обеда по закону Архимеда полагается поспать». Всё это, как говорится, всем известно.
    Преподобный Исаак Сирин говорит, что леность происходит от обременения чрева, когда чрево обременено, и от множества дел. Интересную он добавил фразу, которая сегодня у нас упразднена. Мы все сегодня наоборот пытаемся так много сделать, и там, и там, везде успеть. На самом деле после этого рождается леность. Потому что человек и там, и там, везде пытается успеть, растрачивается, ничего не достигает, разочаровывается и из-за этого всего у него рождается уныние, после которого происходит лень.
  2. Страсть уныния – одна из самых греховных страстей, которая рождает леность. Преподобный Ефрем Сирин так и говорит: «Леность без причины называю унынием и беспечностью, т.е. нерадением». То есть когда бывает у человека действительно усталость, ему лень потому что он устал, он парализован потому что он действительно устал, перетрудился; или у человека скорбь, потерял супругу, допустим, или какого-то близкого человека, горе какое-то и т.п. Бывает парализация человеческой жизни, деятельности, что человеку от внутренних состояний ничего неохота делать, он просто пребывает в некоторой лени такой, хотя это тоже плохо, но тем не менее она оправдана и этому есть причина. А когда без причины, то это конкретно происходит от уныния и беспечности.
  3. И третья страсть, которая рождает грех уныния, - это тщеславие. По какой схеме это происходит? Тщеславие рождает такой грех как многоглаголание и празднословие. Почему человек много говорит? Потому что тщеславие пытается человека заставить всегда что-то делать, чтоб на него обращали внимание. Помните, я рассказывал один случай: беседуют несколько людей, идет оживленный диалог, каждый пытается что-то свое вставить, но не получается, пытается вклиниться, другой как-то вперед перебивает. Однажды я заметил и очень удивился: один просто вскрикнул. Все замолчали, и он дальше начал рассказывать свою позицию. Человек это сделал бессознательно, он даже не заметил, что он сделал. А по сути представляете, какой ход, тщеславие как умудряется, чтобы сделать свое. Даже если вот так подумать, до этого не додумаешься. Как остановить ход беседы? Да никак, терпи, сиди, жди. А оказывается тщеславие знает такие ходы, которые человеку даже на ум не придут.
    Поэтому многоглаголание расхищает человека полностью, когда наговоришься, наосуждаешься, напразднословишься, в душе потом такая пустота, и после этого греха приходит грех лени по закону духовной жизни. Приходит лень, и человек находится в расслабленном состоянии и не сконцентрирован. Потому что празднословие расхищает сокровище души человека, т.е. те плоды духовные, которые он в себе собирает.
    «Леность происходит от любви к плоти, нерадения, праздности, неимения страха Божьего», - говорит преподобный Ефрем Сирин.

Признаки этих грехов:

  1. В Притчах премудрый Соломон говорит: «Леность погружает в сонливость» (Пр. 19: 15), поэтому признаки – сонливость, многоспание, просыпание, долгое лежание в постели, откладывание будильника на пять минут. Это конкретные признаки того, что мы с вами находимся не в бодром состоянии, а находимся в состоянии лени. Почитайте о лени в 19 главе Притч: немножко полежишь, немножко посидишь, и так день за днем проходит жизнь человека.
  2. Бесцельное хождение по дому, по улице, из угла в угол, человек просто пытается куда-то сходить, а сам не знает ничего, я сказал бы даже: хождение вокруг дела и нежелание никак прикоснуться к нему. Надо помыть полы, - нет, пошел это поделал, пошел то поделал, и уже потом вечер, надо спать, быстренько раз-раз пылесосом всё убрали в сторону – завтра, всё завтра.
  3. Усердие к второстепенным делам, пренебрежение к главному. Когда у человека есть конкретное дело – ему надо сегодня на работе сделать то-то, ему начальник ставит план и он должен его сделать, потому что это его главная задача на сегодняшний день. А ему ещё помимо калымов хочется сделать того, сего, знаете, такое настроение хорошее бывает на душе, и человек, получается, в этих второстепенных делах многое делает, а главное так и не происходит. Очень часто в таком плане женская черта характера угадывается. Не в том, что лень, а именно черта женского характера. Женщина многое делает, но иногда - целый день просто отдыхала. Сделала всё что угодно, кроме того что нужно.
  4. Стремление к упрощению. Есть, конечно, простота – признак таланта, человек делает что-то простое. А бывает простота, когда человеку говорят: «Сделай то-то», а ему неохота, и он начинает: «А давайте сделаем ленивые голубцы…» или ленивые вареники. Т.е. стремление к упрощению не для того чтобы изобрести какой-то простой, долговечно работающий механизм, а для того чтобы поменьше затратить усилий. И так в разных вещах. И в молитвенной, и в духовной жизни это стремление к упрощению происходит. Например, когда протестанты отошли от Церкви, они упростили всё. Знаете почему? Потому что у них исчезло понятие подвига, они его утратили. И они находятся сейчас в духовной лени. Да, они молятся. Но человек пришел к протестантам, и он не умеет больше по-другому молиться, ему сказали: «Молись своими словами», один из ложных пророков показал, как нужно молиться, и всё, человек так молится. А на самом деле этот способ молитвы – это уже регресс, это уже последняя точка падения, это то, от чего люди отпадая пришли. И соответственно, находясь в таком состоянии, упростив всё и вся, люди не имеют подвига. «А зачем подвиг?» Поэтому на протестантских проповедях не услышишь проповеди о тесном пути, об узком пути. «Какой узкий путь? Ну что это. Вы о чем говорите? Христос нас спас. Какой узкий путь? Вы чего». Все эти вещи у них упразднены, а в Церкви они содержатся. И не только содержатся, но и воплощаются в жизнь, и многие люди, которые последовали узким путем, достигли святости и совершенства, и мы все на них взираем, они нас вдохновляют, помогают нам. Конечно, у нас есть и упрощенные варианты, но всё это в совокупности, мы не отрекаемся от подвига, и каждый православный христианин знает, что жизнь в подвиге – это правильная жизнь, жизнь в расслаблении, жизнь в духовном упрощении – это неправильно. И мы в этом всё время каемся, мы понимаем, что мы живем неправильно, потому что это наносит нам духовную лень и нерадение о своем собственном спасении.
  5. Также ещё Исаак Сирин говорит следующее: «Признак нерадения – это страх смерти», когда человек боится смерти. Очень интересная мысль, выведена она из такого состояния, когда человек, пребывая в нерадении, в принципе не готов предстать перед Богом. Сегодня каждого спроси: «Ты готов сегодня умереть и предстать на Страшный Суд?», - «Нет, Господи, мне ещё лет так 20, 30, 40 чтоб подготовиться», а на самом деле: «Господи, продли, чтоб можно было ещё полежать». Потому что в принципе что поменяется-то, ничего и не меняется.
  6. Отсутствие подвига, постоянства в делании, терпения. Ленивые люди и те, кто склонен к лености, то есть в принципе все мы – нам очень тяжело быть в постоянстве, постоянство нас удушает, оно не дает нам жизни, оно сковывает нашу жизнь, оно парализует нас, оно такое ненавистное, это постоянство, и вообще – «кто его придумал?!» - восклицает лень. А придумал его Господь для того чтобы смирить всех нас, для того чтобы показать, что постоянство дает человеку именно истребление страстей. Страсти всё время пытаются человека ввергнуть в многопопечение, в многоглаголание, в попечение о многих делах для того чтоб человек осуетился. А постоянство дает человеку статичное состояние, которое очищает его от страстей и подготавливает его к получению духовных плодов. И терпение – это, конечно же, нерв постоянства и нерв духовной жизни.Сами страсти лени и нерадения тоже являются признаками:

1) Стремления души к худшему. Т.е. если ты ленишься, ты должен понимать, что душа твоя стремится к худшему, она падает, она в регрессе находится, она разлагается, об этом говорит преп. Ефрем Сирин. Также свт. Иоанн Златоуст говорит эту фразу в другом контексте, что «без соблазна душа стремится к нечестию». Т.е. когда человек ленится, то он должен понимать, что лень – признак того, что его душа без соблазна, сама идет на нечестие, стремится к этому. Тут не бесы, не враг, а ты сам уже, поддаваясь лени, конкретно разлагаешь свое внутреннее состояние.

2) И как говорит преп. авва Исаия, лень является признаком, когда душа человека является жилищем всяких постыдных и срамных страстей. Потому что в ленивом человеке не может пребывать никакая добродетель. Господь бы рад дать человеку молитву, пост, терпение, ещё какую-то добродетель рад бы дать, но человек назавтра же пренебрежет ею, потому что нерадение и лень полностью поработили его. Завтра ему уже это будет не нужно, это будет уже тяжело, он будет говорить: «Господи, забери, потому что я терпеть не хочу. Я хочу полежать!» Поэтому Господь многих из нас не выводит из этого состояния, потому что Он видит, что для нас это будет тяжело, мы не готовы. Когда мы захотим этого, тогда мы сами попросим Бога и потрудимся в том, чтобы пребывать в таком состоянии, чтобы беречь то, что дает Господь, любую из добродетелей.

Взаимосвязь грехов. От чего происходит нерадение и леность – какая из страстей происходит от другой?
У Святых отцов в разных источниках говорится о том, что как нерадение происходит от лени, так и лень происходит от нерадения, - круговая порука этих грехов. Т.е. они друг друга поддерживают и друг друга питают. Человек поленился – после лени у него идет нерадение ко всему. Человек вознерадел в каком-то деле – после этого к нему приходит лень, он расслабляется и становится полностью негодным ни на какое доброе дело.

Пагубное влияние этих греховных страстей:

  1. Влияние демонов, бесов. Они усиливают свое давление на ленивых и нерадивых, - говорят Святые отцы. Преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: «Демоны более всех тревожат любящих лень и нерадение о молитве». Более всех, потому что кого там тревожить-то – лежит, подошел, что хочешь – вложил в ум этому человеку, в душу, и всё ляжет на удобренную, вспаханную почву. Человек вообще не сопротивляется. Соответственно, на таких людей они и любят нападать.

В начале на ленивых и нерадивых бесы наводят ужас. Человек захотел что-то сделать доброе, и у него столько сомнений, столько ужасов – «А как это сделать?», «Да я не смогу». Человек пошел в монахи или стал христианином – нужно жить добродетельно. Ему говорят: «Тебе нужно жить со своей женою и больше ни с кем», - «Как?! С одной женой всю жизнь?!.. Да ты что, батюшка!» Т.е. ему бесы сразу на фоне греха такой ужас наводят из-за того, что ты будешь со своей женой до самой старости один и никогда больше не согрешишь. И человек в страхе и панике бросает храм Божий и выбегает оттуда с огромными глазами, что в жизни больше не придет, - как же, он потеряет столько любовниц… Или человек приходит: «Батюшка, как помолиться?», - батюшка ему говорит: «Вот – утреннее правило, вечернее», - и показывает ему, с какой страницы по какую. Он это всё полистает, так прям страницы сложит и говорит: «Это что, всё вот это читать?!», и показывает этот пресс страниц, ещё в некоторых молитвословах, особенно в маленьких, увесистая получается стопка. Ну, конечно, всё надо читать, но ты хотя бы начни, и оно, дай Бог, пойдет! Понятное дело, Господь помогать будет, но потом за правило надо будет бороться, трудиться, всё это понятно. Но тем не менее вначале через лень сатана навевает такие искушения человеку, что он просто боится даже поднять этот подвиг, просто встать даже и какое-то доброе дело сделать, потому что уже в страхе и трепете, что он это не закончит никогда.

Св. Исаак Сирин говорит, что ленивым приходит очень много всяких разных искушений. И говорит, почему: для того чтобы отвлечь этих людей от лени и нерадения, а через скорби приблизить их к духовным приделам. Каждый из нас знает, - как только скорбь какая-то пошла, так и молитва сразу оживляется, всё оживляется, потому что идет настоящее духовное возбуждение, ободрение. Один мой знакомый приехал в Грузию (он сам оттуда), и ему надо было причащаться на следующий день. А он тоже так всё – сытно поел, полежал, посмотрел телевизор… Начал молиться к вечеру, и так тяжело ему стало, просто невозможно молиться. Всё, лень парализовала человека. Он положил молитвослов, говорит: «Господи, завтра утром встану, всё прочитаю!» Ложится, и начинается землетрясение шесть баллов. Говорит: «Подскакиваю, хватаю свечу, зажигаю… Слышу, как все бегут вниз. А я понимаю, что в таком случае бежать вообще бесполезно, потому что если уж начнет дом складываться – то всё… Я открываю молитвослов – и пошел… До корки дочитал его к утру. У меня ни лени, ничего не было, всё сразу куда-то испарилось». Почему? Потому что человек от скорбей, от искушений взбодрился. Потому что - «дух бодр, плоть же немощна. Дух животворит; плоть не пользует нимало».
И так же у нас – сытая довольством, обычная, спокойная, размеренная жизнь расслабляет человека. Когда человек просыпается, даже Святейший Патриарх Кирилл об этом на проповеди тоже сказал, - чтобы как-то сразу почитать молитвы – нет, - чаек бы попить, посидеть, как бы всё это эстетично обставить, а потом уже вставать на молитву, уже и поевши, и позвонивши раз десять кому-нибудь. И получается, что первый помысел не Богу, первый помысел – чаю, был полностью отдан. Всё это, конечно же, влияет на нас с вами.

2. Разложение души и ума. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто нерадит, тот падает». Обязательно нерадивый человек будет падать, находиться в духовном падении, а духовное падение – это грех. От греха что может быть в нашей природе? Только разложение и полное духовное осквернение.

3. Поражение воли, бессилие. Человек потухает духом и не может желать. Например, надо человеку сделать доброе дело, но неохота. Он понимает в совести, что нужно, но заставить себя он не может и даже он не может желать этого, просто не хочет даже желать – настолько его воля парализована. А воля человека в чем заключается, его волеизъявление? Это одно из свойств, которое делает нас Богоподобными. Воля – это динамика, это проявление, это реализация человеческой личности. Я решил – я делаю на основании этого решения. Почему Господь и хочет, чтобы человек свободно, сам выбирал и спасение, и путь духовный, и жизнь в Боге – потому что он образ Божий, человек. А когда мы с вами находимся в лени и через лень парализуем свою волю, мы превращаемся в скотов бессловесных и ничего просто не можем делать, всё неохота. И потом, когда наша воля поражена, что самое плачевное происходит в нас – что мы начинаем двигаться страстями. Какая-то страсть вспыхнула, страстное желание чего-то, - допустим, захотелось мороженого, - быстро человек побежал, купил. Захотелось человеку в кино сходить – всё бросил, прямо с работы побежал. Человек уже начинает мало думать, мало работать над собой, он начинает двигаться по страстным источникам своей души. Это, конечно, очень плохо.

4. И всё это в конце концов приводит к телесным болезням. Ленивые и нерадивые болеют чаще всех. Кто трудится, трудолюбивый, кто постоянно себя заставляет, тот мало болеет. Человек, который себя не заставляет, не преодолевает себя, болеет чаще и много.

5. По учению преподобного аввы Исаии лень и нерадение рождают в человеке своеволие и гордость. Каким образом это происходит? Допустим, человек лежит в расслабленном состоянии, его заставляют, он не хочет. Но его заставляют. Что происходит? Протест, бунт. Человек своеволие свое воплотил в бунт. А первый бунтарь, революционер – Денница, который возмутился против Бога. Ему Господь говорит: «Поклонись», - он говорит: «я не буду». Это было спасительно для него, а он захотел, чтобы ему кланялись, и взбунтовал. Соответственно, рождается гордость. По такому механизму это всё и происходит. И другие пороки сами собой как в открытую дверь потом туда «заскакивают».

6. Авва Исаия сказал замечательную фразу: «Что бы ни делал ленивый, нерадивый человек – он обязательно считает себя другом Божиим». Допустим, в духовной жизни - он ещё и поститься, и молиться не научился, а он уже «друг Христов». И попробуй с ним поспорь. Как о протестантах мы сегодня начали, так о них и в заключении – с ними невозможно говорить – с ними «Дух Святой разговаривает. Ты-то кто такой вообще, ты, поп православный. Со мной Дух Святой говорит, а ты кто? Я - друг Христов, а ты кто?» А откуда это происходит? Да от простого неведения и от гордости. От этого упрощенного духовного устроения, которое образовалось в результате распада, разложения духовной жизни людей, отрекшихся от Церкви и вышедших из неё. Соответственно, это всё и происходит по тем духовным законам, о которых Святые отцы говорят.

7. И в итоге всё это влияние заканчивается тем, что ленивые и нерадивые лишаются Царствия Небесного. Помните, перед самым носом нерадивых дев двери рая закрылись и за их нерадение они лишились Царствия Небесного. Поэтому преподобный Ефрем Сирин говорит, что наша жизнь современная, в которой мы живем, плотская наша жизнь – и дана нам для того, чтобы мы победили нерадение и заботились о том, чтобы нам по возможности можно было удобнее войти в Царствие Божие.

Как бороться с этими грехами:

  1. Преподобный Марк Подвижник говорит, что лень и нерадение очень хорошо побеждает милостыня, делание добрых дел, милосердие. Милостыня прощает очень много грехов и милосердие – одно из таких вещей, которое оживляет омертвелое от злобы человеческое сердце. Когда ты начинаешь благотворить не из лицеприятия, а благотворить каждому просящему: «Просящему у тебя дай». Попросили – дал. Не выбирая – этот беззубый, а этот – с зубами. Я дам тому, кто беззубый, а у того пусть сначала выпадут зубы, а потом я ему дам. Всё это происходит так: когда мы идем мимо нищих, мы начинаем выбирать – этому я дам, этому я не дам. Когда у тебя есть что дать – ты отдай первому попавшемуся, попросили – отдал, всё, идешь потом и у тебя нет. Т.е. именно нелицеприятная милостыня. И это творение добрых дел касается не только нищих (милостыня у нас часто с нищими ассоциируется), милостыня – это и дома: помочь жене помыть посуду, полы и т.д. Это тоже всё милосердие. Как сказал В. Д. Ирзабеков, который был у нас на беседе: «Я в армии помню эти баки, за всю роту там мыл, кашу выгребал лопатами с этих баков… А здесь моя жена, мой родной человек, - заболела, и во мне какая-то гордость: «Да ты не должен мыть, ты же мужчина…» ». Да что ты! О чем речь?! Прояви милосердие, переступи через самого себя, выйди из себя, из своих греховных пределов, уподобься Христу Спасителю, Который пришел послужить и помыл ноги ученикам. Ноги помыл ученикам! Причем Петра, который артачился, ещё и устыдил, что такие дела нужно принимать со смирением.
  2. Внимательная молитва, по возможности – долгая. Как я уже говорил в , что молиться надо много, но по силам, каждый человек эти возможности сам рассматривает. Но как говорит апостол Павел: «Непрестанно молитесь», т.е. молитва должна захватить всё наше существо. И мы должны к этому стремиться. Каждый по-своему, ни на кого не навязываю ничего, просто говорю о том, что к этому надо стремиться обязательно, потому что молитва – это главное, что мы должны делать в жизни. Непрестанно молиться. И к этим непрестанным приделам мы должны приближаться.
  3. Постоянство в трудах и преодоление себя. Т.е. когда не хочется, надо преодолевать это и быть постоянным, постоянно бороться, не расслабляться, не потакать своей лености и нерадению, постоянно противиться. Покуда мы противимся – мы живы. Как только мы перестали противиться, сдались – всё, мы погибли.
  4. Ревность и любовь к Богу. Когда человек пытается возревновать о Боге. В чем заключается ревность и любовь к Богу? В том, чтобы поступать так, как Он нам заповедал, делать так, чтобы Господь порадовался о нас. Возревновать так, чтобы всю жизнь свою угождать Господу. Стремиться, и делать выбор, когда перед нами он стоит, обязательно в сторону тех вещей, которые нам заповедал Господь.
  5. Помышления о духовном, о смертном часе, о Суде тоже человеку помогают выйти из ленивого состояния. Также сюда нужно подключить разные размышления. Когда человек ленится, можно поразмышлять, как-то себя пристыдить, совесть призвать в помощники.
  6. Постараться всегда быть чем-то занятым, не допускать праздности и безделья. Одно дело, когда человек устал и отдыхает, а другое дело, когда человеку нечего делать и он начинает просто лежать. Бывает, человек от лени - раз - лег. А когда ты чувствуешь это состояние, что ты от лени ложишься, не потому, что ты устал, а просто ты не хочешь ничего делать, поэтому ты и лежишь – ты пересиль себя и возьмись, делай что-нибудь. Замечательную фразу сказал Святейший Патриарх Кирилл, когда он был ещё митрополитом, его спросили, как он пошел в монахи, всё-таки тяжело было, молодой, в 22 года, ведь и воздержание, и многие другие вещи, он ответил: «Я для себя принял такой закон, что я ни на минуту не оставлял себя в покое, я всегда был чем-то занят». И вот эта занятость дала ему возможность достигнуть духовных приделов, победить многие искушения и стать тем сосудом, который Господь потом избрал на патриаршее служение. То есть это всё тоже, как говорится, не одним днем делается, всё ещё было 40 лет назад, когда всё только начиналось.
  7. Также хотел бы привести замечательную заповедь, которую ещё древние философы давали: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», или – не откладывай на час то, что можешь сделать сию минуту. Очень часто мы как-то всё откладываем, откладываем, а надо попытаться преодолевать эту злую привычку откладывания на потом.
  8. И ещё очень хорошее средство, испытанное средство – это чтение Святых отцов об этих страстях – о лени и нерадении. О любом грехе, который мучает нас, обязательно нужно читать Святых отцов.
    Также это, конечно, и чтение Священного Писания, особенно Евангелие нужно читать, углубляться, вчитываться, вживаться в него. И то же самое - с творениями Святых отцов, потому что они воплотили Евангельский разум в своей жизни.

Выводом сегодняшней беседы хотел бы сделать следующее: лень и нерадение являются по своей сути грехами, грехами тяжкими, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего; к этим грехам нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, т.е. к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, преодолеет нерадение; если же человек не стремится к духовной жизни, он никогда не победит и не избавиться от этих грехов.
***

Текст составлен по фильму-лекции .

Если Вы заметили ошибку в тексте - пожалуйста, напишите нам об этом на электронную почту –

Вряд ли можно назвать страстным человека, впавшего в уныние. Страсть – это сильное желание, а в состоянии апатии и делать то ничего не хочется. Православные священники предупреждают: уныние и лень- это не только сильная страсть, но и , незаметно подтачивающий душевные силы человека.

Лень и вовсе многими не считается грехом: со стороны кажется, что от нее и вреда то нет. Лентяй безобиден, всерьез его не осудят. Но в православии указывают на связь нежелания трудиться и уныния, как тождественных состояний.

Как и почему появляется грех лени?

В нашей культуре принято при жизненных неурядицах испытывать негативные чувства. И правда, чему можно радоваться, когда возникают проблемы в семье или на работе? А когда в дом приходит беда, это совсем неуместно.

Если похоть, гнев, обжорство обществом осуждается, то депрессивный человек ещё и бонусы получает в виде жалости от окружающих.
Если рассмотреть причины появления апатии, можно увидеть взаимосвязь уныния и лени.

В состоянии подавленности у человека пропадает уверенность в своих силах и возникает неверие в Божественный промысел из-за лени. Пропадает мотивация что то менять, тоже из-за лени, наступает ощущение бессмысленности жизни.

Говорят, что трудолюбию учатся три года, а ленивым становятся за три дня. Если долго проводить время в праздности, подтворствовать этой вредной привычке, очень сложно взять себя в руки снова и перестать лениться.

Духовная лень – смертный грех

Отчаяние закрадывается в душу даже глубоко верующим людям. Наступает нежелание читать молитвы, участвовать в церковной жизни, а лень мешает ходить в воскресенье в храм и .

При этом внешне их не назвать ленивыми – люди стремятся заниматься чем угодно, лишь бы не духовными практиками. Такой самообман гораздо страшнее, чем просто нежелание делать физическую работу.

Совет. От лени очень хорошо помогает молитва. Почувствовали лень в каких-то делах? Встали перед иконой и начинайте молиться Александру Римскому и от депрессии Святому Тихону!

Конечно, следует отличать нерадивость от состояния опустошенности, оно может быть вызвано физической усталостью, переизбытком информации и эмоциональным выгоранием. В последнем случае нужно обязательно просить помощи у специалистов, духовных отцов или близких людей.

Последствия душевной хвори

Последствия “безобидных” чувств далеко не невинные:

  • Халатное отношение к труду может стать причиной гибели людей.
  • Беззаботность в финансовых делах приводит к краху предприятия.
  • Нежелание создавать отношения приводит к разводу.
  • Депрессивные состояния – прямой путь к психосоматическим заболеваниям, коих львиная доля от общего числа всех недугов: онкологические и сердечно-сосудистые.


Как обрести силы для жизни?

Чтобы отличить лень от усталости нужно выяснить причины негативного состояния, быть внимательным и честным по отношению к себе. Работе над собой надо учится не только христианам, но и каждому, кто хочет повысить качество жизни и избавиться от лени. Лучшие молитвы от лени – это молитва Александру Римскому и молитва от депрессии Святому Тихону.

И психологи, и отцы православной церкви считают помощь ближнему спасением от лени и депрессивных состояний. Оглянитесь, вокруг столько обездоленных. Бессмысленно жалеть людей, читая сводки новостей.

Может быть, в соседней квартире есть кто-то, кто нуждается в помощи. Даже простое мысленное пожелание счастья и добра ближним может улучшить состояние апатии.

Если нет сил и веры, все равно нужно молиться. Даже небольшая, но постоянная работа над собой, терпение и постоянное принуждение к труду помогут победить страшное искушение ленью, ведущее иногда к непоправимым ошибкам.

Я думаю, хоть раз в жизни этот вопрос задавал себе каждый человек. Проблема лени является не только психологической, но и духовной. Что такое лень?
В Толковом словаре В.И. Даля дано такое определение: «Лень – неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, к тунеядству». В Православии лень и уныние (расслабленность) считается одним из восьми смертных грехов. Лень описывается святыми отцами как желание не обременять плоть какими то ни было действиями, даже ведущими к приятному; праздность, успокоение сном.
Когда человек находится в состоянии расслабленности, ему кажется, что он свободен, этим он проявляет свою волю, но на самом деле именно в этом состоянии он находится в плену у страстей. Его свобода мнимая, т.к. он не может совладать с собой, преодолеть эту лень.
Как справиться с ленью? Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?» (Притч.6:6-9).
В новозаветных священных текстах также обличается лень. Ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал» (Мф.25:26).
Священники говорят, что противостоять лени нужно, как и любой другой страсти, молитвой, противлением и понуждением себя к противоположному. Если лень физическая – хочется лежать, – то просто нужно встать. Вообще наш путь спасения – это упражнение. Священники рекомендуют: бороться с духовной ленью можно упражнениями в молитве. В этом случае нужно прежде всего молиться, чтобы Господь даровал освобождение от лени.
Полезно ободрять себя чтением подвигов святых угодников Божиих. Нужно обязательно просить у Бога дара ревности, который противостоит лености, расслаблению и нежеланию что-то делать. Полезно укорять себя за леность, нерадение и прочие имеющиеся страсти и немощи. Также необходимо поменьше есть, избавиться от частого просмотра телевизора, так как он отвлекает от борьбы со своими страстями, отупляет человека.
Говоря конкретнее: если это воскресный день, то нужно идти в храм, если это будний день – нужно идти на работу, если это среда и пятница – нужно поститься, и всё это с молитвой.
Как психолог могу добавить, что лень возникает постепенно, нужно с ней начинать бороться как можно раньше, пока она еще не стала привычкой. С детских лет необходимо помогать старшим в быту, не ограничиваться только учебой в школе, но обязательно заниматься дополнительно. Некоторые родители боятся перегружать детей, но опыт показывает, что чем больше ребенок занят, тем он более организован, дисциплинирован и ответственен.
Наталья ЛАРИНА, психолог

В IV в. н. э. христианский богослов Евагрий Понтийский написал учение «О восьми злых помыслах», в котором сказано:

Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия и после него - блуда, третий - сребролюбия (алчность - прим. ред.), четвертый - печали, пятый - гнева, шестой - уныния, седьмой - тщеславия, восьмой - гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти или не приводили - это зависит от нас.

Во второй половине VI в. папа Григорий I Великий в сочинении «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. В итоге вместо 8 злых помыслов стало 7: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть.

В XVIII в. учение о семи смертных грехах проникает в русское православие. В частности, его активно проповедует епископ Русской православной церкви Тихон Задонский. Именно он впервые поставил на одно место уныние и лень. Но что между ними общего?

Святые отцы видели тесную связь между двумя этими понятиями и считали, что лень порождает уныние. Например, богослов Игнатий Брянчанинов раскрывал грех Acedia, или уныния, как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние».

А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Почему лень или уныние - это смертный грех?

Христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник считал, что унывающий человек - это «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». По мнению церкви, к унынию и лени людей подталкивает сам бес. Он искушает жертв, которые в состоянии душевной горечи отказываются выполнять все свои религиозные обязанности.

«Леность - это самая безотчетная из всех наших страстей. Хотя могущество ее неощутимо, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями… В ленивом покое душа черпает тайную усладу, ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упованиях и самых твердых намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность - это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага».

Отметим, что сегодня лень и уныние больше не ставят на одно место в списке смертных грехов. Западные цивилизации считают пороком лень, в русской православной традиции таковым осталось уныние.

«Праздность, или удаление от трудов, - пишет святитель Тихон, - есть сама собою грех, ибо противна есть заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего ясти хлеб наш (Быт. 3, 19). Следственно, в праздности живущие и чужими трудами питающиеся дотоле грешить не перестанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя» (3, 172; 27, 759).

Праздность греховна не только сама по себе, но и «многих зол причиной бывает», ибо «к праздному сердцу, не иначе как к дому праздному, пометенному и украшенному, удобно приступает враг диавол. Отсюда пьянство, блудные дела, злые беседы, осуждения, насмеяния, злословия, хуления, картежные игры, обманы, ссоры, драки, излишняя роскошь, как и Соломон глаголет: в похотех есть всяк праздный (Притч. 13, 4)» (27, 759). Праздность причиняет вред не только душе, но и телу. «В праздности живущие всяким недугам и немощам подлежат, как бо вода растлевается, которая течения не имеет. Не трудящийся не может в сладость пищи принимать, и сон без трудов беспокоен бывает». Не желающие же трудиться из низших слоев «подлежат посмеянию и порицанию людей» и «понуждаются в бедности и нищете жить (Притч. 6, 11)» (3, 173). «От сего порока выключаются немощные, престарелые и содержащиеся в узах, которых одолжаются христиане сообща питать» (4, 226).

Чтобы избежать праздности и ее последствий, должно помнить, что время дороже всякого сокровища, особенно для христианина, как дающее возможность (иногда последнюю) покаяния, которое по окончании земной жизни принести будет невозможно. «Тогда время будет суда, а не покаяния, строгости, а не помилования. Следует непременно ответ дать и за самое время, туне потерянное. Ибо настоящее время есть торг (Мф. 26, 14-30)» (3, 173).

«Как не всякий труд полезен, так не всякая праздность порочна», - говорит святитель. Не спасительны и прямо греховны труды делающих неправду: похищающих и отнимающих чужое, коварных и завистливых льстецов, немилосердных ростовщиков. Напротив, «коль блаженный покой есть, когда ум от злых и душевредных мыслей, сердце от похотей лукавых упокоевается, очи не смотрят ничего, уши не слушают ничего, язык и уста не глаголят ничего, руки не делают ничего, что святому Божию закону противно» (3, 174; 27, 758). Но такой покой в действительности есть труд, к которому и призывает святитель. «Всегда будь в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись, или будь в богомыслии, или ручное какое дело делай. Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности» (27, 759).

Праздности неизбежно последует уныние. «Люта есть страсть сия, - пишет святитель. - Она и тех людей борет, которые хлеб и прочее все готовое имеют, а наипаче тех, которые живут в уединении» (2, 237). Как «наносимое» врагом нашего спасения с целью обратить христианина опять к «миру», уныние препятствует молитве, закрывает сердце, не давая ему принять слово Божие, и тогда Бог особенно ожидает от человека подвига (27, 1057). В борьбе с этой страстью «советую убо тебе чинить следующее, - пишет святитель одному иноку. - 1. Убеждать себя и нудить к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. 2. Усердие подаст переменность: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитывай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении, и о прочем. 3. Память о смерти, нечаянно приходящей, память Суда Христова, вечной муки и вечного блаженства отгоняет уныние. 4. Молись и воздыхай ко Господу. Помогает Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим» (2, 237). «Когда унынию и скуке поддаваться будешь, - пишет святитель в другом месте, - то большее уныние еще на тебя восстанет и со стыдом выженет тебя из монастыря. А когда будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после победы последует радость, утешение и большая духовная крепость; и всегда подвизающимся бывает переменно то печаль, то радость» (27, 1057-1058).

Унынию родственна печаль, и в творениях святителя они употребляются как синонимы. Христиане не должны печалиться «о том, что не имеют в мире сем благополучия, не имеют богатства, славы, почитания, что мир ненавидит, гонит и озлобляет их. Сей печали они противиться и не давать ей места в сердце своем должны. Паче же радоваться о том, яко познаются не мира сего быть чада, но Божии». «Печаль мирская» и бесполезна, ибо не может возвратить или дать ничего из того, о чем скорбит .

Как с праздностью, так и с унынием святитель отождествляет леность . К первой она примыкает как неделание того, что должно делать (трудиться как внешне, так и в душе); ко второму - как расслабление, усиливающее уныние. Чтобы показать пагубность лености, святитель использует следующий пример. «Земледельцы ленивые и в праздности живущие, - пишет он, - увидевши братию свою трудов своих плоды собирающих и радующихся, скорбят, тужат, печалуют и окаевают себя, что в лето не трудились, и так плодов не имеют: так христиане небрежливые, увидевше прочих за подвиг веры и труды, в благочестии подъятые, ублажаемых и прославляемых от Господа, восплачутся и возрыдают неутешно, и будут себя окаевать, что не хотели трудиться во временном житии». Происходя от нераскаянных грехов и диавола, расслабление души врачуется противостоянием искушениям, попускаемым Богом впадающим в леность (27, 792, 447).

Неуврачеванные своевременно, печаль и уныние могут привести к отчаянию, о котором святитель говорит как о неизбежном следствии греховной жизни и о тяжелом грехе против милосердия Божия (27, 639). Но именно надеждой на милосердие Божие святитель увещает в первую очередь противостоять помыслам отчаяния, этому «тяжкому и последнему удару диавольскому». Христианское упование подобно якорю, удерживающему корабль в бурю и сохраняющему его от потопления. «Когда о грехах твоих помышляешь, - говорит святитель, - помышляй и о милосердии Божием, которое, когда ты во грехах жил и грехами Бога прогневлял, на покаяние тебя вело; ныне ли восхощет погубить тебя, когда ты престал от грехов? Во множестве мест Святого Писания ободряется тщащийся на покаяние грешник: прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19, 10); не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3, 17)». Сам «Бог научает нас, как нам и каяться подобает, - продолжает святитель, вспоминая покаянные места Псалтири. - Како убо не услышит кающихся, Который образ подал, как каяться, просить и молиться?» Наоборот, Иуда, «познав величество греха, но не познав величество милосердия Божия, удавился» (27, 640).

Зная опытно, сколь опасно искушение отчаянием, святитель еще и еще раз призывает противостоять ему. «Отчаяния страх, - говорит он, - хотя и от диавола бывает, однакож Божиим советом и соизволением» попускается для пользы самого человека, да «познает силу греха, гнев Божий против греха и видит, коль сильное есть мучительство диавольское». Далее, подобное «частое диавольское искушение опаснейшим и искуснейшим (более осторожным и опытным - и. Н.) творит христианина», ему противостоящего. Не следует отчаиваться и потому, что «таковые помыслы не по воле, но против воли нашей бывают; того ради в грех нам они не вменяются» и вредить душе не могут. Они «смиряют и сокрушают сердце, отвращают от мира, суеты и прелести его, подвигают к сердечной и усердной молитве», побуждают «от Бога помощи и избавления просить». Почему «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет» (2, 196-197; 4, 284-285; 6, 325).

Не только не унывать, но радоваться и благодарить Бога должен тот, кто чувствует помыслы отчаяния в спасении и борется против них. «Знамение есть, - пишет святитель, - что таковой в вере и благодати находится. Ибо враг не борет того, кто ему повинуется и работает». «Подлинно все жалуются на сии помыслы, которые ищут спасения. Горе грешникам некающимся. А кающимся и ищущим спасения своего молитвой и верой надобно ожидать милости Божией» (4, 276-284; 6, 319-320; 27, 638-644).