Введение в политический консалтинг политический консалтинг как. Политический консалтинг в россии Политический консалтинг в России

Политический консалтинг как деятельность и учебная дисциплина 1. Сущность политического консалтинга. 2. Политические технологии как объект консультирования. 3. Политический консалтинг как учебная дисциплина.

1. Сущность политического консалтинга. Политический консалтинг - научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации. Консалтинговые компании, политические консультанты - субъекты политической ситуации, выполняющие услуги по обеспечению функций политического консалтинга.

Наиболее крупными и известными консалтинговыми объединениями являются: 1. Международная ассоциация консультантов политических кампаний. Учреждена в 1968 году в Париже. Организаторы – Джозеф Наполитан и Мишель Богран. Насчитывает около 125 членов из более чем 20 стран. 2. Американская ассоциация консультантов политических кампаний: насчитывает более 600 членов. 3. Европейская ассоциация политических консультантов. 4. Латиноамериканская ассоциация политических консультантов.

Функции политического консалтинга исследование политической ситуации (от имиджа отдельного субъекта политической ситуации до выборной истории общества); прогнозирование политической ситуации; реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.); создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее; оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию; реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию; оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое и тактическое).

Профессионалом в сфере политического консалтинга становится тот, кто применяет глубокие специальные знания и практические навыки в сочетании с определенными качественными и этическими нормами и стандартами, получая за эту деятельность соответствующее денежное вознаграждение.

Из всех смежных наук наибольшее значение принадлежит политологии - науки, изучающей политику, политическую систему, политический режим и политическую власть во всех ее проявлениях. Существует два традиционных базовых подхода к политической деятельности как таковой: 1. политика как бизнес. Это представление восходит к М. Веберу и предполагает, что политическая деятельность аналогична процессу управления (компромиссной стратегия поведения); 2. политика как война (концепция К. Шмитта). Пребывание в политике объявляется борьбой за существование, и отношения определяются в терминах "враг" и "друг". Уничтожение оппонента или захват "его территории", таким образом, объявляется целью политической деятельности (силовая стратегия поведения). В реальности субъекты (АКТОРЫ) политических процессов используют как силовые, так и компромиссные стратегии.

Политолог Н. Косолапов выделяет следующие варианты политического взаимодействия политика как война. Этому варианту присущ широкий спектр силовых акций, однако может присутствовать специфический моральный кодекс (наподобие кодекса "рыцарской чести"); политика как торг. В данном случае стратегии поведения подчиняются формальным ограничениям и зависят от доминирующих в данном социуме морально-этических норм; политика как базар. Вариант взаимодействия по принципу "не пойман - не вор". Политическая практика регулируется в основном неформальными нормами, терпимо относящимися к насилию и нарушению большинства договоренностей. Однако может существовать и система "правил игры", но при этом предусматривающая широкую "вилку" возможных последствий нарушения этих норм в зависимости от статусных позиций нарушителя или "качества" взаимоотношений между нарушителем и лицами, контролирующими соблюдение норм.

Политическое консультирование в политологии рассматривается в контексте концепции политической системы. Эта концепция была разработана американскими политологами Д. Истоном, Г. Алмондом и К. Дойчем. На передний план были выведены проблемы взаимодействия общественных структур и политических институтов, социальной среды и центров принятия решений. Тем самым в единую модель были выстроены как государственные (исполнительные, законодательные и судебные), так и негосударственные институты (партии, группы интересов, СМИ и т. д.), макро- и микрополитические структуры.

Политическая система общества или политическая организация общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов (акторов), связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление» , поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политический режим - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

В рамках политической системы категория "политический режим" стала своеобразным центром, связывающим между собой элементы политического пространства, а политический консалтинг стал своего рода социальным механизмом, способом управления обществом, соединяющим, с одной стороны, базовые модели выбора, голосования и принятия решений, а с другой - способы политического участия партий и групп давления.

КРИТЕРИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА Функциональное отношение властного порядка к фундаментальным правам и свободам граждан; Соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым нормам; Степень политического участия народа и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающих меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления; Уровень возможности свободного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировки в процессе формирования органов государственной власти; Роль открытого насилия и правового принуждения в совокупности методов государственного управления.

Эти критерии дополняются системообразующими факторами: тип голосования; партийная система; метод принятия решений; формы и методы действия групп давления. Понятие политического режима является одним из важнейших в современной политологии и не может сводиться исключительно к формальным практикам государственного управления. Более продуктивным способом анализа политических режимов может стать рассмотрение их в качестве совокупности явных или скрытых структур, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, используемых ими ресурсов и стратегий.

Набор индикаторов для анализа политического режима условия старта (или стартовая ситуация). Вытекая и из предшествующей истории государства, и из конкретных обстоятельств возникновения данного политического режима (кризис, конфликт, и т. п.); влияние внешних воздействий; состав политической элиты, характеристики социальных групп, являющихся ее непосредственной социальной опорой; тип отношений элиты и масс (патернализм, вертикальная мобильность, элементы самоуправления); характеристика основных структур и институтов власти, их способность к установлению обратных связей, включая взаимоотношения центральной и местной администраций, органов государственной власти и местного самоуправления; роль лидера и его ближайшего окружения в выработке и проведении в жизнь эффективной экономической и социальной стратегии; использование национальных культурных традиций в процессе развития политической и социальной мобилизации масс, без чего практически невозможна "идеология развития"; степень, характер и механизмы достижения консенсуса в обществе.

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ 1. описание основных характеристик прошлого (или уходящего) режима (акторы, институты, стратегии, ресурсы); 2. квалификация точки крушения уходящего режима и описание практик разрушения прежнего режима ("навязанный переход", реформа и др.); 3. характеристика этапа изменений (акторы, институты, ресурсы стратегии, уровень неопределенности); 4. описание сценариев выхода из этапа изменений; 5. характеристика нового политического режима (акторы, институты, стратегии, ресурсы).

Политическое консультирование схематично можно представить в виде связки: субъект услуга объект. Субъект – это политический консультант или консалтинговая фирма; Услуга – это процесс политического консультирования; Объект – это клиент, нуждающийся в услугах консультанта.

Объектами политического консультирования являются: личности – это кандидаты в депутаты различных органов публичной власти, депутаты, партийные функционеры и другие политические деятели; организации – это политические партии и региональные отделения политических партий, общественные организации и движения, избирательные объединения и т. д. ; органы государственной и муниципальной публичной власти; политические технологии и политические процессы (электоральный процесс образования партий); предприятия и учреждения в политической сфере (предприятия, политические клубы и т. п.).

Процесс (технологию) политического консультирования можно представить в виде следующих основных последовательно осуществляемых действий 1. Диагностика 2. Разработка 3. Внедрение 1. Уточнение проблемы, возникшей у объекта консалтинга. 2. Обсуждение с объектом (или заказчиком, клиентом) сути возникшей проблемы. 3. Изучение проблемы, диагностика ситуации. 4. Разработка советов и рекомендаций (предложение определённых технологий решения проблемы). 5. Доведение советов и рекомендаций до объекта консалтинга. 6. Оказание оперативной помощи объекту в процессе разрешения проблемной ситуации. 7. Оценка результатов и последствий действий, предпринятых объектом консалтинга, внесение корректив в предложенную технологию. 8. Анализ эффективности советов и рекомендаций.

Конечный результат деятельности политического консультанта может быть одним из следующих: Полное решение проблемы. При повторном возникновении проблемы клиент сможет решить её самостоятельно. Частичное решение проблемы. Нерешённые проблемы клиент постепенно решит сам. Проблема не решена. Делается заключение о невозможности её решения на данном этапе, вырабатывается технология управления ситуацией, подготовки к решению проблемы. Проблема создана искусственно. Как правило, это происходит по причине незнания клиентом той области, в которой возникла проблема.

Политическое консультирование можно подразделить на следующие виды: 1. Разовое консультирование. 2. Долгосрочное консультирование. 3. Индивидуальное консультирование. 4. Групповое консультирование. 5. Внутреннее консультирование. 6. Внешнее консультирование и др.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ обеспечение познавательных потребностей клиента; эмоциональная поддержка клиента, особенно в сложных ситуациях; диагностика и экспертная оценка ситуации; помощь клиенту в понимании и анализе ситуации; снижение уровня конфронтации внутри окружения клиента и уменьшение давления на него извне; анализ и диагностика идей, исходящих от клиента; осуществление PR и помощь в формировании имиджа клиента; разработка стратегии и тактики клиента на выборах; выполнение функций доверенного лица в избирательной кампании клиента и др.

ТЕХНОЛОГИИ В процессе деятельности человек стремится оптимизировать производство товаров, продуктов, услуг, да и всю свою жизнь. Словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение технологии. Технология (от греч. «техно» – искусство, мастерство, умение; логос – слово, учение) – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Другими словами, технология – это практическое применение знаний и использование методов в производственной деятельности

В индустриальной социологии существуют классификации различных типов технологии: а) классификация Блоунера: ремесло, машинное производство, сборочный конвейер, технологический процесс или автоматизации; б) классификация Вудворда (системы производства основаны на степени технической сложности): мелкомасштабное (штучное), крупномасштабное (массовое производство), непрерывное производство.

Технология производства тесно связана с обществом в целом, а значит и с политической сферой. В политике действуют субъекты, и в зависимости от того, какие способы и приёмы взаимодействия будут ими использованы, будет зависеть сущность и содержание политических процессов. Сами политические процессы есть ничто иное, как результат определенных политических технологий.

Политические технологии – это совокупность целенаправленных, последовательных, заведомо эффективных приемов, способов, методов деятельности политических субъектов по достижению политических целей

Появление, формирование и применение политических технологий обусловлено рядом факторов: потребность политических субъектов в рациональном и эффективном способе достижения целей своей деятельности; необходимость оптимизации политической деятельности; потребность в экономичных способах решения задач, возникающих перед субъектами политики; создание предпосылок для оптимизации и рационального разрешения политических конфликтов.

Политические технологии в структурном отношении представляют собой совокупность следующих компонентов: Знания Приемы, способы, методы Ресурсы

Знания знание политической деятельности; знание политических технологий; знание целей, для достижения которых используются конкретные политические технологии.

Приемы, способы, методы Этот компонент политических технологий представляет собой совокупность конкретных умений и навыков совершения действий и достижения целей

Ресурсы Это важный компонент, от которого зависит результат, итог политических технологий. В качестве ресурсов политических технологий выступают: финансовые средства, техника, административные и информационные ресурсы и т. д.

По конструктивности политические технологии делятся на: а) конструктивные или светлые политические технологии - это технологии, соответствующие имеющимся в обществе политическим традициям, политической культуре и конструктивные с точки зрения политических интересов общества; б) деструктивные или черные политические технологии - это технологии, нарушающие политическую этику, противоречащие политической культуре и политическим традициям общества и даже запрещенные законом. (Это так называемый «черный пиар» , дезинформации, сплетни, компромат, провокации, заговоры, террор и т. п.)

Принципы политического консалтинга Научность консультант может опираться на научную истину, дополненную личным опытом, а результаты консультирования сами покажут научную истинность или ложность его рекомендаций. Недопустимо осуществлять процесс консультирования, опираясь только на опыт, который далеко не всегда соответствует положениям науки и теории; Гибкость многообразие инструментов, осуществление постоянного мониторинга позволяют быстро менять схему консультирования, обусловливают широкий диапазон применения консалтинга в различных сферах и в разнообразных конкретных ситуациях; Прогрессивность динамичность управленческих систем в соответствии с постоянным усложнением содержания и форм политической деятельности и изменением правовых норм, требующих перманентного развития и совершенствования теории и практики консалтинга;

Принципы политического консалтинга Преемственность постоянно развиваясь и совершенствуясь, сам консультант сохраняет наиболее эффективные приемы и методы консультантов разных поколений и вносит новации, вырастающие на почве нового опыта и традиций; Сохранение системы воздействие консультанта на клиентскую организацию в процессе консультирования до этапа освоения результатов консалтинга не должно нарушать качественных параметров и режима функционирования организации; Изменение системы реализация результатов ПК в клиентской организации на этапе освоения результатов консультирования должна значительно изменить ее качественные параметры и режим функционирования;

Принципы политического консалтинга Конкретность эффект консультирования обусловливается во многом своевременностью его проведения и соответствием условиям ситуации; чтобы отвечать потребностям практики, консалтинг должен четко и конкретно прогнозировать политическую и электоральную ситуацию, в которой будут осуществлены рекомендации консультантов, и степень ее изменения; Гласность практическая реализация рекомендаций консультантов во многом зависит от отношения к ним команд политических лидеров, поэтому работа консультантов на всех этапах должна быть на виду, а члены коллектива должны принимать непосредственное участие в разработке и освоении инноваций; Компетентность решения по проведению политического консультирования организации или лидера принимаются только при наличии компетентных консультантов-профессионалов по конкретным проблемам деятельности;

Принципы политического консалтинга Динамичность процесс консультирования должен вносить в жизнедеятельность клиентской организации необходимую динамику, которая сохраняется в ней и после завершения консультирования; Креативность для консалтинга неприемлемы раз и навсегда установленные правила, приемы, методы; консультационный процесс требует постоянного творчества, поиска нестандартных решений и нетрадиционных подходов; в различных ситуациях, зачастую тупиковых, консультанты используют уникальные, изобретенные ими методы и приемы; Эффективность условия деятельности консультантов таковы, что они постоянно ищут пути повышения эффективности консалтинга, ибо Заказчик постоянно держит руку «на пульсе» и оценивает качество услуги; стимулом к повышению эффективности консалтинга служит существующая иерархия консультантов, построенная в соответствии с квалификацией и соответствующей оплатой

Социологи подсчитали затраты времени на подготовку избирательной кампании и сделали вывод, что кандидаты тратят 85% своего времени на сбор средств. Реально это значит, что 85% времени кандидата идет на обдумывание того, где достать деньги; гораздо меньше времени уходит на осуществление задуманного.

Новые условия проведения избирательных кампаний вынуждают кандидатов начинать собирать деньги задолго до выборов. Политические консультанты значительно облегчают процесс сбора денег для проведения политических акций. Сегодня в рамках политического консалтинга развивается новое для России направление - фандрайзинг

Фандрайзинг (fund-raising) – сбор средств Целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов. Может осуществляться как бизнес, как благотворительная и как спонсорская деятельность.

Политический консалтинг, как учебная дисциплина, изучается студентами специальности «Связи с общественностью» и включена в обязательный минимум основной образовательной программы в разделе «Специальные дисциплины» . Учебная дисциплина « Политический консалтинг» имеет целью формирование у выпускника знаний теории политического консультирования и привитие навыков использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

ВЫВОД Политический консалтинг является специфическим видом деятельности в политической сфере, а также учебной дисциплиной. Основным приёмом политического консалтинга является определение оптимальной технологии и предложение её политическому субъекту

Понимание того, что выборы - это сложная, многоуровневая система, осознание необходимости замены интуитивного подхода эффективными технологиями, основанными на опыте множества избирательных кампаний, послужило причиной для выделения политического консалтинга (профессиональная помощь) в самостоятельную профессию.

В начале 1990-х годов, после развала Советского Союза и однопартийной системы, практика политического консалтинга переживала период любительства. Успех политика обычно предопределялся его энергией и энтузиазмом его друзей и родственников. Затем наступил период ученичества, связанный с освоением зарубежного опыта политического консалтинга в проведении избирательных кампаний - организации штаба, агитационной сети, оформлении наглядной агитации. В середине 1990-х годов начался следующий этап - период эксперимента, сопровождаемый бурным развитием технологических подходов. Именно поэтому в конце 1990-х годов наряду с находками в сфере избирательных кампаний широкое распространение получили и так называемые "грязные" технологии.

В последнее время в средствах массовой информации заговорили о том, что в сфере политконсалтинга происходит становление технологий иного порядка. Технологии предыдущего поколения имели дело главным образом с управлением восприятием информации, поступающей к избирателям.

Теперь речь идет о формировании метатехнологий - способа прогностического планирования контролируемого технологического развития, связанного с управлением социально-политическими процессами.

Исследования в области политконсалтинга показывают, что участники политических кампаний являются элементами самоорганизующей системы, и находятся внутри этой системы. В этой системе неэффективны прямые директивные методы социального управления. Эффективность деятельности участников связана со способностью встраиваться в логику движения самой системы, входить с ней в резонанс.

Понятие "политика" пришло в русский язык во времена царствования Петра I (1672-1725 гг.) из французского языка, и обозначало - искусство управления государством. искусство управлять государством искусство управлять государстискусство управлять государством. Учитывая это, принято считать, что сутью политики является борьба различных политических сил за власть, что в свою очередь определяет сферу политконсалтинга, как сферу политического и социального "управляемого" конфликта. С одной стороны, общество признает необходимость этого конфликта, участвуя в регулярных и альтернативных выборах, которые вызывают обострение борьбы за власть. С другой стороны, общество накладывает ограничения на характер и способы проявления политического конфликта, регламентируя формы и методы проведения политических кампаний.

В специализированной литературе, политические кампании рассматриваются как некий процесс, не затрагивающий по сути структуру социального субъекта, построенный на методологии воздействия. Суть методологии заключается в навязывании социальному субъекту извне (политконсультантами, средствами массовой информации) определенного поведения, выбора, напрямую не связанного с естественными процессами и движениями внутри самого социального субъекта, что низводит его практически до уровня управляемого объекта, причем навязанность выбора изначально предопределяет использование манипулятивных приемов. Сам же политконсультант возводится в позицию управляющего субъекта, способного определять поведение больших групп людей. Задача управления поведением социального субъекта заключается в этом случае в том, чтобы одновременно вызвать у множества индивидуумов однотипные реакции. В целом, как показывают исследования, такая методология воздействия политконсультанта, с одной стороны, иллюзорна, с другой - социально опасна. Управление эффективно в той мере и до тех пор, пока оно не вступает в противоречие с естественной логикой движения социального субъекта. В противном случае такое управление обеспечивает лишь краткосрочный эффект. Политический процесс затрагивает социальный субъект достаточно глубоко, вплоть до структурных изменений. Этот процесс описывается в терминах самоорганизации и является одной из своеобразных, но естественных форм движения социального субъекта, определяемой его внутренней энергетикой.

Течение социальной жизни предполагает латентность (невидимая, скрытая часть) целого ряда процессов, тенденций, противоречий. Их скрытость, подавленность являются условием социальной стабильности. В то же время концентрация скрытых противоречий опасна, так как способствует росту социального напряжения и социальной агрессии. Деление общества на большие социальные группы по тому или иному основанию практически всегда несет в себе в явном или завуалированном виде некое противоречие - потенциальный конфликт между крайними связанными по данному основанию группами. В то же время взаимодополняемость подобных полярных групп и определенные наработанные обществом механизмы обеспечения относительного баланса их интересов, создают социальную стабильность. Существенно и то, что на оси, соединяющей оба полюса, находится огромное количество людей, занимающих промежуточное положение. Именно они образуют своеобразную "стабилизационную" группу. Одним из примеров такой "стабилизационной" группы является средний класс, рассматриваемый политологами как основа социальной стабильности. Таким образом, социальный субъект, пронизанный множеством явных и скрытых противоречий, представляет собой сложно структурированную совокупность больших социальных групп. Их постоянные дивергенция и конвергенция, обеспечивающие социальное развитие, одновременно несут в себе угрозу социальной стабильности.

В результате политической борьбы происходит "сброс" накапливающейся агрессии, определенное перераспределение сфер влияния и частичное разрешение противоречий. Принципиальный вывод состоит в том, что политконсалтинг в действительности имеет дело с мощными социальными силами, энергетика которых значительно превосходит ресурс любого "управляющего субъекта". Все это определяет направления подходов в политическом консалтинге:

  • ·не столько "воздействие", сколько "взаимодействие";
  • ·не столько "понуждение", сколько "стимулирование";
  • ·не столько "личностно-ориентированные", сколько "ориентированные на социальные группы".

Деятельность политтехнолога заключается в определении тех приоритетных противоречий, которые задают реальные оси поляризации социальных групп в ходе политической кампании. Эти оси образуют своеобразную сетку координат, внутри которой выстраиваются стратегия и тактика кампании, имидж кандидата и т.д. Положительные качества лидера, технологические ходы, агитационные материалы, которые не соотнесены с этими осями и не рассчитаны на резонанс внутри социальной среды, останутся невостребованными со стороны избирателей. В последнее время психологи преуспели в понимании не только "теневых" сторон человеческой личности, но и не менее мощных базовых структур человеческой психики. Эти базовые структуры "коллективного бессознательного", описанные швейцарским психиатром Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961 гг.), во многом и определяют принципиальную возможность получения устойчивого и долгосрочного эффекта при диалоговых коммуникациях в политическом консалтинге.

Одним из теоретиков в области консультирования Р. Нельсоном Джоунсом дано следующее определение консультирования: "консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс".

Тремя главными функциями теорий консультирования являются: обеспечение концептуальными структурами, разработка терминологии и проведение исследований.

Кандидат экономических наук, генеральный директор Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) А.П. Посадский дал следующее определение: консалтинг - "это процесс, в рамках которого клиент получает профессиональную помощь в виде совета.

Процессом консультирования называется последовательная серия действий, шагов и организованных событий, которые предпринимает консультант в организации клиента для достижения позитивных перемен внутри клиентской организации".

Политический консалтинг - это новое научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.

К функциям политического консалтинга относят:

прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);

реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.);

создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;

оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;

реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;

оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое и тактическое).

С середины XX в. в западных странах процесс политического консультирования начал выходить за пределы государственных и политических структур. Стали активно создаваться не зависимые от государства и политических партий агентства, способные оказывать помощь политикам в достижении практических результатов. Принято считать, что первое независимое агентство, специализирующееся на оказании услуг действующим политикам и государственным деятелям, возникло в США. Его создателем стала калифорнийская супружеская пара – Клем Уайтекер и Леона

Бакстер, которые с 1934 по 1958 г. провели в Калифорнии 75 избирательных кампаний, выиграв 70 из них .

Зарубежный опыт

"...Американский политический консалтинг – это бизнес, но бизнес очень специфический. Средний годовой оборот американского рынка политического консультирования в начале XXI века оценивается в 6 миллиардов долларов. При этом подавляющее большинство фирм, специализирующихся в области политического консультирования, могут быть отнесены к числу малых предприятий с ежегодным оборотом в несколько сотен тысяч долларов. Как правило, в такой фирме на постоянной основе работают не более десяти человек. Периоды экстремальной, почти круглосуточной активности во время избирательных кампаний сменяются длительными периодами вынужденного простоя и сопровождающего его отсутствия финансирования. Такой бизнес крайне неустойчив. Несколько неудачных кампаний подряд могут подорвать реноме еще недавно преуспевавшего консалтингового агентства. Личные взаимоотношения консультанта и клиента могут испортиться внезапно и окончательно. Молодые сотрудники, приобретя некоторый опыт, уходят, чтобы открыть собственную фирму, поскольку требуемые для этого начальные вложения минимальны. Войти в бизнес очень просто, но удержаться в нем в течение многих лет удается совсем немногим" .

В нашей стране независимые консалтинговые агентства стали появляться в начале 90-х гг. прошлого века. Среди них: "Никколо М: Центр политического консалтинга", "ИМИДЖ-контакт", "Центр политических технологий", "НОВОКОМ", "Фонд эффективной политики", "Международный пресс-клуб", "РЙОПАГАНДА" и др. Эти агентства оказывали услуги политикам и партиям, участвовавшим в выборах.

Зарубежный опыт

"...Франция остается страной с довольно жесткими институциональными ограничениями технологий электоральной коммуникации. В частности, там до сих пор находится под запретом оплачиваемая телевизионная политическая реклама... Поскольку возможности донести месседж до аудитории ограничены, исключительную важность приобретает процесс политического позиционирования. Соответственно, большое значение придается работе служб общественного мнения. В период крупнейших избирательных кампаний результаты нескольких новых опросов публикуются ежедневно. В связи с этим некоторые наблюдатели высказывают мнение о том, что стирается грань между изучением общественного мнения и его фабрикацией...

Таким образом, специфическими характеристиками французского политического консультирования являются акцент на изучении общественного мнения и стремление ведущих представителей этого ремесла к диверсификации бизнеса. Виднейшие специалисты легко переходят от политических коммуникаций к коммерческим и обратно" .

Создание независимых агентств свидетельствовало о новом явлении в жизни общества – рынке политических консалтинговых услуг. На этом рынке в качестве покупателей выступают политики, нуждающиеся в специфическом виде товара, – помощи в решении политических задач, а в роли продавцов – специалисты, обладающие необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

Зарубежный опыт

"...Британский политический консалтинг по своей внутренней структуре заметно отличается от аналогичных отраслей в других европейских странах. Специалисты, практикующие новые и весьма эффективные технологии электоральной коммуникации, в большинстве своем не предоставляют на открытом конкурентном рынке услуги по профессиональному сопровождению избирательных кампаний, а работают в аппарате политических партий и правительственных службах. Возможно, именно поэтому среди 68 членов Европейской ассоциации политического консультирования в 2005 году лишь один человек представлял Великобританию" .

Возникновение рынка политического консалтинга было обусловлено (рис. 15.2):

  • во-первых, развитием демократических институтов и политической конкуренции. Демократия открывала возможности для создания новых политических партий, для участия в выборах независимых кандидатов, но одновременно делала неизбежным соперничество между ними. В борьбе за голоса избирателей формировался спрос на услуги профессионалов;
  • во-вторых, изменением информационной среды политических кампаний. С появлением электронных СМИ,

Интернета принципиально иными становятся технологии политического влияния. Теперь успех на выборах начинал зависеть не столько от способности кандидата произвести впечатление на избирателей при личной встрече, сколько от того, как он выглядит на экране телевизора или на расклеенных по городу плакатах, насколько убедительно представлен в Интернете. Работа с новыми каналами коммуникации требовала соответствующих знаний и умений, и проще было заплатить специалистам, чем обучать новым технологиям, например, членов партии, готовых помогать кандидату безвозмездно;

В-третьих, ростом профессионального мастерства политических технологов. В гл. 3 мы говорили о профессионализации политических технологий. Этот процесс способствовал формированию на рынке политических консалтинговых услуг качественного предложения. Тем самым поддерживался интерес политиков к предлагаемым услугам. У них формировалась убежденность в необходимости привлечения независимых консультантов.

Рис. 15.2.

Рыночная среда, в свою очередь, создавала для политических консалтинговых фирм условия достаточно острой конкуренции. Постепенно уходили в прошлое времена, когда спрос на услуги политических консультантов превышал предложение. Теперь им приходится решать проблему поиска и завоевания клиентов, используя маркетинговые технологии, т.е. внимательно изучать ситуацию на этом рынке, заниматься позиционированием себя и своих сотрудников как специалистов по оказанию определенных услуг политикам-практикам.

У политических консалтинговых фирм есть два основных способа "завоевания" клиентов. Первый – предложить потенциальным клиентам такие виды услуг, которые никто другой предложить им не может. Речь идет о своеобразном "уникальном предложении", т.е. приеме, который активно используется в маркетинге, и смысл которого сводится к поиску незанятой ниши на рынке товаров и услуг. Например, можно предложить услуги спин-доктора (услуги по снижению эффекта воздействия на аудиторию негативной для клиента информации). Если ни одна другая фирма нс может предложить такой вид услуг, то вероятность обращения клиента в вашу фирму будет очень высока.

Многие политические консалтинговые фирмы, пытаясь занять свободную нишу на рынке, предельно диверсифицируют набор предоставляемых услуг. Так, в рекламных материалах можно увидеть объявления о таких услугах, как сбор и анализ фоновой информации в регионе, "brain storming", управление кризисными ситуациями, техники промоушн, креативные технологии и т.д. Однако следует помнить, что диверсификация набора предоставляемых услуг не всегда эффективна. Во-первых, политики-практики подчас просто не в состоянии оценить, что стоит за новыми, как правило иностранными, названиями, и новая услуга может просто оказаться невостребованной. Во-вторых, если все-таки на рынке появляется спрос на какой-то специализированный вид услуг, то сразу же расширяется и предложение, увеличивается число фирм, ее предоставляющих. В-третьих, набор политических консалтинговых услуг достаточно унифицирован и предложить что-то реально новое не так просто.

Второй путь "завоевания" клиентов – это репутация фирмы. Политические консалтинговые услуги, как мы отмечали ранее, требуют особой квалификации, мастерства, умения расположить к себе клиента и завоевать его доверие. Политик-практик, выбирая фирму для сотрудничества, будет в первую очередь руководствоваться ее репутацией, которая аккумулирует в себе и профессионализм ее сотрудников, и умение справляться с поставленными задачами, и их добросовестное отношение к работе, и приверженность определенным моральным принципам.

В практике политического консультирования используются различные методы маркетинга услуг и репутации фирмы. Назовем наиболее распространенные.

Реклама . Политические консалтинговые услуги предоставляются достаточно узкому кругу людей. Следовательно, каналы массовой рекламы (на телевидении, радио, в массовых периодических изданиях) здесь не приемлемы. Среди электронных средств передачи информации политические консалтинговые фирмы отдают предпочтение Интернету. Практически все они имеют собственные сайты, на которых размещается всесторонняя информация о фирме, контактные телефоны и адреса для связи. Этот вид рекламы достаточно эффективен, так как позволяет, с одной стороны, консультационной фирме предоставлять обширный массив информации о себе, а с другой – потенциальным клиентам в случае необходимости быстро связаться с сотрудниками заинтересовавшей его фирмы. Кроме того, многие фирмы готовят рекламные буклеты, брошюры, листовки, в которых перечисляют виды оказываемых услуг, рассказывают о своих удачных проектах, называют своих руководителей и сотрудников. Возможна также адресная рассылка рекламных материалов потенциальным кандидатам, руководству политических организаций, в аппараты политических и государственных деятелей.

Профессиональные выставки, семинары. Выставки фирм, оказывающих политические консалтинговые услуги, в пашей стране проводятся уже на регулярной основе, а не только в преддверии очередной крупной избирательной кампании. Участие в таких выставках и семинарах позволяет фирме рассказать о себе, продемонстрировать свои успехи. Па семинары приглашаются политики, работники аппаратов политических и государственных организаций. Каждая фирма обычно считает свои долгом выступить на таком семинаре, потому что это позволяет показать профессионализм работников консалтинговых агентств, вовлечь присутствующих политиков в диалог, предоставить присутствующим заранее подготовленные рекламные материалы.

Профессиональные публикации. Хорошая книга или статья, написанная политическими консультантами, никогда не останется незамеченной как коллегами, так и политиками- практиками. Вышедшие в последние годы в России книги по избирательным технологиям, политическому консультированию вызвали интерес у читателя не только с точки зрения содержания, но и подогрели интерес к авторам, помогли им укрепить свой профессиональный авторитет.

Сообщения в СМИ. Журналисты с удовольствием пишут о различных скандалах на выборах, о черном пиаре и грязных технологиях. Искусство политических консультантов заключается в том, чтобы воспользоваться интересом журналистов к скандальным темам, но при этом не запятнать свою репутацию. Руководители и сотрудники фирм могут давать интервью и выступать самостоятельно со статьями об избирательных технологиях, предлагать сценарии развития политических событий, комментировать результаты очередного социологического исследования. На российском рынке политического консалтинга уже есть фигуры, чье появление в помещениях каких-либо политических организаций и государственных учреждений не остается незамеченным журналистами. Все это подогревает интерес к возглавляемым ими фирмам.

Рынок политического консалтинга очень чувствителен к любым изменениям в институциональном политическом порядке. Так, введение в России в 2005 г. пропорциональной избирательной системы выборов в Государственную Думу и отмена выборов глав регионов привели к резкому сокращению спроса на услуги специалистов в области проведения избирательных кампаний. Многие агентства в этих условиях были вынуждены переориентироваться на оказание услуг бизнесу в области деловых коммуникаций, связей с государственными органами и проведении лоббистских кампаний. Возврат к смешанной избирательной системе и к губернаторским выборам вновь оживит рынок политического консалтинга.

Фактором, повлиявшим на снижение капитализации рынка политического консалтинга в нашей стране, стало также законодательное ограничение фондов избирательных кампаний на выборах федерального уровня и ужесточение контроля за расходованием средств на ведение предвыборной агитации. В этой связи падает спрос на затратные технологии в виде политической рекламы на телевидении, и одновременно растет интерес к малобюджетным формам работы с населением.

Таким образом, рынок регулирует процессы в области политического консалтинга. Благодаря конкурентным механизмам осуществляется вытеснение с рынка менее квалифицированных специалистов, а оставшиеся консалтинговые агентства пытаются расширить линейку предлагаемых услуг и обеспечить их необходимое качество. В итоге, идет непрерывное совершенствование политических технологий, поиск новых методов политического влияния.

  • См.: Справочник по политическому консультированию / под ред. Д. Д. Перлматтера. М.: Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт"; ИНФРА-М, 2002. С. 7.
  • Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование. СПб.: Изд-во ИВЭСЭП; Знание, 2007. С. 22-23.
  • Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование. С. 27.
  • Там же. С. 28.

Политический консалтинг - новое научное направление, изу­чающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, вы­деленных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.
Функции политического консалтинга можно определить следую­щим образом:
исследование политической ситуации (по категориям ее про­явления: от исследований имиджа отдельного субъекта политичес­кой ситуации до исследований выборной истории общества);
прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);
реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и про­грамм, формирование имиджа и др.);
создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;
оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;
реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;
оперативное реагирование на изменение политической ситуа­ции (стратегическое и тактическое).

Политический консалтинг включает в себя консультирование клиентов по широкому кругу интересующих вопросов в сфере экономики, права, власти и политики, а также проблем социально-политического характера.

Суть политического консалтинга заключается в оказании помощи клиенту для повышения эффективности его деятельности и предоставление информации, рекомендаций, и услуг в достижении поставленных целей.

Политическое консультирование схематично можно представить в виде связки: субъект
®услуга ®объект

Субъект это политический консультант или консалтинговая фирма;
Услуга это процесс политического консультирования;
Объект это клиент, нуждающийся в услугах консультанта.
Объектами политического консультирования являются:

· личности – это кандидаты в депутаты различных органов публичной власти, депутаты, партийные функционеры и другие политические деятели;

· организации – это политические партии и региональные отделения политических партий, общественные организации и движения, избирательные объединения и т.д.;

· органы государственной и муниципальной публичной власти;

· политические технологии и политические процессы (электоральный процесс образования партий);

· предприятия и учреждения в политической сфере (предприятия, политические клубы и т.п.).

Основателями политического консультирования считаются Мэт Риз, создатель Американской ассоциации политических консультантов и соучредитель Международной ассоциации политических консультантов Наполитан Джозеф, его компаньон Мишель Богран и другие.
Если говорить о национальных моделях политического консалтинга, то, видимо, можно выделить следующие:

· американская;

· английская;

· французская;

· германская.

На формирование национальных моделей политического консалтинга влияют следующие факторы :

o уровень развития экономики;

o степень демократизации общества;

o историко-культурные особенности развития общества и государства;

o степень участия и активность граждан в политической жизни;

o зрелость гражданского общества и другие.

Отечественный политический консалтинг зародился в конце 90-х годов XX века, с проведением первых альтернативных выборов. В настоящее время находится в процессе становления и развития. В политическом консультировании основным действующим лицом является консалтинговая фирма.

Российское политическое консультирование развивается по европейской модели, суть которой сводится к проведению кампаний партийными структурами при сотрудничестве с привлеченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и в большинстве европейских стран, значительно меньше занимается разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его коллега в США, где роль консультантов в политике гораздо выше.

Отличие российского политического консалтинга от западных его форм в том, что работа направлена прежде всего на создание имиджа политика, а не на формирование, например, программы кандидата.

Понятия «политическое консультирование» и «политический консалтинг»

Чтобы определить суть понятия политический консалтинг необходимо разобраться с его определяющим понятием «консалтинг». В настоящее время существует множество определений консалтинга. Так в иллюстрированном энциклопедическом словаре «консалтинг» (англ. consulting, букв. - консультирующий), деятельность фирм по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широкому кругу вопросов экономики и права (создание и регистрация фирм, маркетинговые исследования, инновации, инвестиции и др.)

В юридической энциклопедии «консалтинг - консультирование производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу экономических и других вопросов, связанных с хозяйством и правом, в том числе во внешнеэкономической сфере».

Всего пять лет назад в научной литературе консалтинг определялся как работа специализированных организаций по экономическому, финансовому, торговому, правовому консультированию предприятий, фирм, предпринимателей, как набор средств и методов по преодолению кризиса организации.

Сегодня под консалтингом понимают уже такой вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Такое определение характерно для консалтинга в сфере экономики.

В политической сфере употребляется термин «политический консалтинг». Следует обратить внимание на то, что в литературе и на практике используются как англоязычные термины (например, «политический консалтинг», «политическая консалтинговая услуга», «политическая консалтинговая фирма, ассоциация, компания»), так и русские аналоги («политическое консультирование», «политическая консультация», «центр коммуникативных технологий», «агентство по связям с общественностью») и т.д. Очевидно, что содержание и написание используемых терминов должно соответствовать российскому законодательству, а также современным нормам русского языка.

Бытует мнение, что политическими процессами управляют консультанты, которые во многом определяют стратегию политиков и влияют на формирование публичной политики.

Это явление нельзя назвать новым. Дворы Рамзеса II, Юлия Цезаря, Карла Великого, Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II кишели советниками, предсказывающими как завоевать расположение общественности и укрепить его. Нынешние времена отличаются от прошлых тем, что на место теневых доверенных лиц пришли политические консультанты, которые являются публичными и независимыми игроками. Они обращаются к нам отовсюду: с экранов телестудий, со страниц газет, академических изданий.

Политическое консультирование сравнительно недавно обрело статус неотъемлемого технологического звена и механизма обеспечения многих политических процессов. Истоки политического консалтинга отыскиваются в XVII в. - в далекой эпохе войны за независимость, политических споров федералистов и антифедералистов, становления политической системы США. К моменту первой политической кампании (1789 г.) - кампании по ратификации Конституции США, - консалтинг стал фактором американской политической жизни. При этом советники и помощники кандидатов того времени были добровольцами, хотя и выполняли функции современных консультантов, оказывая содействие в организации тех или иных событий, подготовке выступлений и печатных агитационных материалов.

Следует отметить, что до настоящего времени не сложилось однозначно определения понятия «политическое консультирование».

Так А.П. Ситников и Е.Г. Морозова определяют политическое консультирование как «профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и символизирующей функций кампаний» .

Г.В. Пушкарева под политическое консультированием понимает «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач».

А.И. Соловьев считает, что политическое консультирование - это разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций (клиенту) в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности». Имеются и другие определения.

Представляется, что понятие «политическое консультирование» тесно связано с задачами и функциями политических консультантов. Раскрыв их содержание можно дать дефиницию рассматриваемого понятия.

Задачами консультирования в политической сфере являются:

  • - формулировка верных советов, рекомендаций и консультаций политическому лидеру, руководителю государственных органов по интересующему его вопросу на основе объективной и беспристрастной оценки ситуации и учета современного отечественного и международного опыта;
  • - предоставление верных советов, рекомендаций и консультаций политическому лидеру, руководителю государственного органа в соответствующей форме, в необходимое для него время;
  • - конкретная помощь политическому лидеру, руководителю государственного органа, их персоналу в освоении современных методов эффективного управления, способствование принятию эффективных и своевременных решений в различных формах в соответствии с постоянными политическими целями и задачами;
  • - снижение деловых рисков в политической деятельности политического лидера, руководителя государственного органа, повышение надежности принимаемых решений и др.

Реализуя указанные задачи политически консультанты выполняют множество различных функций. Среди них:

  • - обеспечение познавательных потребностей политического лидера, государственного деятеля в информации, которая сделает его взаимодействие с окружающим миром более эффективным. Это рекомендации и консультации, которые будут способствовать принятию эффективных управленческих решений;
  • - помощь, советы, рекомендации в понимании ситуации и анализа существующих подходов к ней, экспертная оценка;
  • - эмоциональная поддержка политического лидера, руководителя государственного органа в ситуациях трудных решений;
  • - снижение давления политического лидера, государственного деятеля и уменьшения уровня конфликтности внутри его окружения;
  • - проверка и анализ различных идей, исходящих от самого политического лидера или других лиц;
  • - осуществление PR и помощь в создании имиджа политического лидера;
  • - выполнение функций доверенного лица;
  • - во время выборной кампании - разработка ее стратегии;
  • - другое.

В этой связи под политическим консультированием следует понимать разновидность профессиональной помощи профессионалов-консультантов в виде советов, рекомендаций и консультаций политическим лидерам и государственным деятелям в решении ими определенных политических задач.

А что такое политический консалтинг? Не давая ему строгого формального определения, следует отметить, что политический консалтинг можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле политический консалтинг - это процесс воздействия субъекта политического консалтинга на объект, заставляющий этот объект совершать определенные действия, направленные на достижение, прежде всего, его целей.

В широком смысле политический консалтинг включает в себя не только само воздействие, но и комплекс знаний, связанных с научным поиском, проведением исследований, постановкой экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений, научного обоснования политических проектов для успешной реализации целей в области политического консультирования как на уровне отдельных политических лидеров и их команд, так и на уровне органов государственной власти и их руководителей.

Политический консалтинг, как узком смысле, так и в широком может рассматриваться с различных позиций.

Во-первых, как вид деятельности. В этом смысле политический консалтинг - это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов в деятельности его субъектов для достижения целей, прежде всего, политического лидера и его команды. Причем под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых политическими консультантами и менеджерами. Оптимизация означает, что политические консультанты и менеджеры должны работать для достижения политических результатов, а цели - это те результаты, которых добиваются политические субъекты политического консалтинга.

Во-вторых, политический консалтинг - это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, политические консультанты, осуществляющие политическое консультирование, несомненно, включены в творческий процесс. Многое из того, что политический консультант знает о том, как добиваться поставленных целей, управлять процессом консультирования политического лидера, выяснено из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать политического лидера, создать необходимую атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, уметь управлять конфликтными ситуациями, несомненно, являются искусством.

В-третьих, политический консалтинг - это область деятельности, которая сочетает специфический процесс политического консультирования, искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм политических консультантов и менеджеров.

Следует отметить, что искусство всегда опирается на понимание лежащей в его основе науки. Поэтому наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. По мере совершенствования науки должно совершенствоваться и искусство, как это имело место в физических, биологических и других естественных науках. Врачи, не сведущие в науке, превращаются в знахарей, овладев наукой, они могут стать искусными хирургами. Политические консультанты, пытающиеся осуществить деятельность без знания теории, должны полагаться на удачу, интуицию или на свой прошлый опыт, овладев организационно-управленческим знанием, они получают гораздо лучшую возможность разработать практическое применение, обоснованное решение какой-либо консалтинговой проблемы.

Безусловно, люди, занимающиеся политическим консалтингом, должны в полной мере обладать совокупностью знаний, приемов и методов, позволяющих на основании консультаций политическому лидеру осуществлять политическую деятельность эффективно, иначе они не будут востребованы на рынке политических консалтинговых услуг.

Политический консалтинг в России опирается на Конституцию РФ и федеральные законы, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, научную организацию политической деятельности, системный анализ, научно-обоснованные методы принятия решений.

Базой деятельности политического консультанта являются социальные знания, аналитические способности, владение методами и технологиями политического менеджмента. Профессиональный политический консультант, наряду со специальным образованием, должен иметь большой опыт в этой области. Характерной особенностью консультантов-профессионалов являются их гибкость, способность выступать именно в том качестве, которое необходимо политическому лидеру, причем именно в данный момент.

Следовательно, политический консалтинг - очень сложное многофакторное социальное явление, значение которого по мере развития общества и государства постоянно возрастает.

Можно сказать, что политический консалтинг - это профессиональное содействие, оказываемое специалистами по политическому менеджменту политическим лидерам, государственным деятелям и их аппарату в решении государственных проблем в форме рекомендаций и совместно вырабатываемых решений.