Список аффилированных лиц. Аффилированные лица понятие и виды. Список аффилированных лиц ООО и ОАО Список аффилированных лиц ао для налоговой

"Новая бухгалтерия", N 1(7), 2003

Акционерные общества обязаны раскрывать сведения о своих аффилированных лицах. Данное требование обусловлено положениями Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции"), Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Понятие аффилированных лиц было впервые введено Законом "О конкуренции".

Согласно ст.4 Закона "О конкуренции" аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Чтобы лицо было признано аффилированным, необходимо соблюдение ряда условий, установленных Законом "О конкуренции". Приведем примеры.

Гражданин является членом совета директоров компании. По отношению к компании он - аффилированное лицо.

Законом "О рынке ценных бумаг" предусмотрен ряд условий, касающихся:

  • участия аффилированных лиц в фондовых биржах (ст.20);
  • раскрытия информации об аффилированных лицах в сведениях о финансово-хозяйственной деятельности эмитента и в сделках с заинтересованностью (ст.22);
  • ограничения права аффилированных лиц подписывать проспект ценных бумаг (ст.22.1).

Хотя определение аффилированных лиц появилось в Законе "О конкуренции" еще в 1991 г., участие аффилированных лиц в акционерных отношениях впервые законодательно было урегулировано Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Законом "Об акционерных обществах" предусмотрен ряд обязанностей общества, связанных с аффилированными лицами, в частности:

  • хранить списки аффилированных лиц с указанием количества и категории (типа) принадлежащих им акций (ст.89);
  • публиковать списки аффилированных лиц с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций (ст.92);
  • вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства (ст.93).

* * *

Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ) от 01.04.2003 N 03-19/пс утверждено Положение о раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ <*> (далее - Положение от 01.04.2003).

<*> Опубликовано в журнале "ОДР" N 11 за 2003 г.

Порядок раскрытия информации об аффилированных лицах различается в зависимости от того, имеет акционерное общество допуск к обращению своих ценных бумаг на фондовом рынке или нет.

На основании Положения от 01.04.2003 все открытые акционерные общества, созданные в соответствии с законодательством РФ, обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах путем представления в ФКЦБ списков аффилированных лиц.

Акционерные общества, эмиссионные ценные бумаги которых по заявлению этих обществ допущены к обращению на фондовом рынке хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, имеющим лицензию ФКЦБ, помимо представления списка аффилированных лиц с указанием всех изменений, произошедших в этом списке, в ФКЦБ размещают его на своей странице (веб-сайте) в сети Интернет.

Список аффилированных лиц акционерного общества, представляемый в ФКЦБ, составляется в произвольной форме.

При этом он должен содержать следующие сведения:

  • полное фирменное наименование (наименование - для некоммерческой организации), место нахождения и почтовый адрес юридического лица или имя (фамилию, имя, отчество) и место жительства физического лица, являющегося аффилированным лицом акционерного общества;
  • дату наступления основания, в силу которого лицо признается аффилированным;
  • основание, в силу которого лицо признается аффилированным (при наличии двух и более оснований в списке должны быть перечислены все основания);
  • долю акций каждой категории, принадлежащих аффилированному лицу;
  • дату внесения изменения в список аффилированных лиц и содержание изменения.

Достоверность информации, представленной в списке аффилированных лиц, подтверждается подписью лица, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа (исполнительный директор).

Одновременно с представлением списка аффилированных лиц в ФКЦБ представляется магнитный носитель, содержащий текст списка в формате, соответствующем требованиям, установленным ФКЦБ. В качестве магнитного носителя информации должна использоваться дискета 3,5.

Соответствие списка аффилированных лиц акционерного общества и текста списка, представленного на магнитном носителе, подтверждается письмом, подписанным исполнительным директором и заверенным печатью акционерного общества.

Все документы могут быть представлены и в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствии с Положением о порядке предоставления в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг электронных документов, утвержденным Постановлением ФКЦБ от 31.10.2002 N 43/пс, и Требованиями к формату электронных документов, представляемых в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, утвержденными Постановлением ФКЦБ от 30.01.2003 N 03-1/пс.

Для представления документов в электронном виде может использоваться программный продукт (Электронная Анкета ФКЦБ России). Его можно бесплатно получить на сервере ФКЦБ (http://disclosure.fcsm.ru) или на веб-страницах региональных отделений ФКЦБ.

Если документы представлены в электронном виде, то представлять их на бумажном и магнитном носителе не требуется.

Список аффилированных лиц представляется акционерными обществами ежеквартально. Он должен быть представлен в ФКЦБ в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Список составляется на дату окончания отчетного квартала с указанием всех изменений, произошедших в нем.

Акционерные общества, на которые возложена обязанность размещать список аффилированных лиц на веб-сайте в сети Интернет, указывают при размещении:

  • список аффилированных лиц акционерного общества на дату размещения;
  • список аффилированных лиц акционерного общества за предыдущие периоды, но не менее, чем за три последних года начиная с даты вступления в силу вышеназванного Положения от 01.04.03.

В течение трех дней с даты размещения списка в сети Интернет акционерное общество направляет в ФКЦБ подтверждающее письмо. В нем сообщается, что список аффилированных лиц акционерного общества размещен на странице (веб-сайте) в сети Интернет, и указывается адрес страницы (веб-сайта) акционерного общества. Письмо подписывается исполнительным директором и заверяется печатью акционерного общества.

Все изменения в списке аффилированных лиц размещаются в сети Интернет в течение трех дней с даты, когда акционерное общество узнало или должно было узнать об этих изменениях.

Об изменении адреса страницы (веб-сайта) акционерного общества, а также об отсутствии и возобновлении доступа к странице акционерное общество уведомляет ФКЦБ в течение трех дней с момента такого изменения или возникновения обстоятельств, препятствующих доступу.

ФКЦБ обеспечивает раскрытие представленных ему списков аффилированных лиц в сети Интернет на своем официальном сайте www.fcsm.ru.

* * *

Ранее порядок раскрытия информации об аффилированных лицах регулировался Постановлением ФКЦБ от 30.09.1999 N 7 "О Порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ" и распространялся на открытые и закрытые акционерные общества.

Теперь в вышеназванном Положении от 01.04.2003 дополнен и уточнен перечень сведений, содержащихся в списке аффилированных лиц, представляемом в ФКЦБ (добавлены пункты о долях акций, принадлежащих аффилированным лицам, и о дате внесения изменений с содержанием изменения). Установлена обязанность акционерного общества получить согласие физического лица, являющегося его аффилированным лицом, на раскрытие информации о его месте жительства. Право подписи списка предоставлено "уполномоченному лицу" (ранее - только руководителю акционерного общества). Открытые акционерные общества могут направлять списки аффилированных лиц в электронном виде вместо бумажного и магнитного носителя.

Обязательной публикации списка аффилированных лиц открытых акционерных обществ в средствах массовой информации больше не требуется.

Положение от 01.04.2003 не предусматривает обязанности акционерного общества обеспечивать своим акционерам возможность ознакомления со списком аффилированных лиц и не регламентирует порядок предоставления обществом за плату акционерам сведений об аффилированных лицах.

Таким образом, вопрос о доступе к сведениям об аффилированных лицах общества решается в уставе акционерного общества.

* * *

За непредставление, несвоевременное представление или представление неполной или недостоверной информации об аффилированных лицах акционерное общество несет ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях от 31.12.2001 (далее - КоАП РФ).

Статья 15.19 КоАП РФ определяет ответственность за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.19 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг, - ФКЦБ.

От имени ФКЦБ рассматривать дела данной категории вправе руководитель ФКЦБ, его заместители, а также руководители региональных отделений ФКЦБ.

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

Добрый день!!

Согласно п. 2 ст. 93 Закона об АО общество обязано вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Аффилированные лица не позднее 10 дней с даты приобретения ими акций обязаны письменно уведомить общество о принадлежащих им акциях с указанием их количества и категорий (типов).

В случае получения обществом такого уведомления, а также если обществу станет известно из иных источников об изменениях в составе аффилированных лиц, оно обязано внести изменения в список аффилированных лиц и опубликовать их на своей странице в Интернете в установленный Положением срок.

Изменения составляются, как правило, в той же форме, что и сам список аффилированных лиц. При этом для каждого изменения указывается дата внесения, описывается содержание и приводятся сведения об аффилированном лице до и после внесения корректив. Если основания аффилированности прекращаются, приводится пояснение о том, что лицо перестало относиться к аффилированным лицам данного общества.

Срок раскрытия (опубликования) изменений в список аффилированных лиц акционерного общества составляет два рабочих дня с даты внесения изменений. Текст изменений должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее трех месяцев с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети, а если он размещен там после истечения данного срока, — с даты публикации в Интернете.

Напомним, что изменения в список аффилированных лиц, как и сами списки, в соответствии с п. 8.1.1 Положения обязаны раскрывать все открытые акционерные общества, а также те закрытые акционерные общества, которые осуществили публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг.

Ответственность за непредставление (нераскрытие) информации

Статьей 15.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг как владельцами ценных бумаг, так и эмитентами, а также иными участниками рынка.

Так, согласно ч.3 ст. 15.19 КоАП РФ непредставление (нераскрытие) или нарушение владельцами ценных бумаг, а также аффилированными лицами акционерных обществ и лицами, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет административный штраф в следующих размерах:

  • для граждан — от 1000 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

Еще более суровая ответственность предусмотрена в отношении эмитентов, нарушивших порядок и сроки раскрытия информации.

Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентами порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, равно как и раскрытие информации не в полном объеме, недостоверной, а также вводящей в заблуждение информации влечет административный штраф:

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификацию на срок от года до двух лет);
  • для юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).

Для ООО обязанность по ведению списка аффилированных лиц прямо не установлена законом. Однако законодательством установлена обязанность ООО хранить списки аффилированных лиц общества (абз. десятый п. 1 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО). Из данной нормы можно сделать вывод, что ООО также необходимо вести списки своих аффилированных лиц.

Обязанность по хранению списка своих аффилированных лиц установлена также для унитарных предприятий (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Публичное или непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, должно раскрывать списки своих аффилированных лиц (ст. 92 Закона об АО, абзац пятый п. 69.1 , абз. пятый п. 69.4 , п. 73.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", далее - Положение о раскрытии информации). Форма списков установлена приложением N 4 к Положению о раскрытии информации.

Данные акционерные общества должны опубликовывать на странице в сети Интернет список аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала. Список подлежит размещению в сети Интернет не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала (п. 73.3

Список аффилированных лиц АО должен быть доступен в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного для его опубликования (п. 73.4 Положения о раскрытии информации).

Непубличные акционерные общества, которые не осуществляют публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, а также общества с ограниченной ответственностью и унитарные предприятия не обязаны применять установленную Банком России форму для ведения списков аффилированных лиц. Соответственно, такие юридические лица могут вести списки своих аффилированных лиц в свободной форме. Обязанности по опубликованию списка аффилированных лиц для таких АО, а также ООО и унитарных предприятий не установлена.

По заявлению акционерного общества Банк России вправе освободить его от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 92.1 Закона об АО, ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Такие акционерные общества также вправе вести списки своих аффилированных лиц в свободной форме.

Внимание

АО и ООО обязаны по требованию соответственно акционера и участника общества предоставить им доступ к спискам аффилированных лиц или предоставить копии списка (п. 1 и п. 2 ст. 91 Закона об АО, п. 4 ст. 50 Закона об ООО).

Исполнение АО обязанности по раскрытию списка своих аффилированных лиц не освобождает АО от исполнения обязанности по предоставлению такого списка акционеру общества по его требованию (см. постановление АС Волго-Вятского округа от 29.09.2016 N Ф01-4143/16).

В дополнении к указанному порядку специальные правила ведения списка аффилированных лиц и предоставления содержащейся в нем информации уполномоченным органам установлены для:

Кредитных организаций (положение Банка России от 20.07.2007 N 307-П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций", указание Банка России от 24.11.2016 N 4212-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации");

Страховщиков (Указание Банка России от 30.11.2015 N 3860-У "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации").

Юридическое лицо вправе установить дополнительные правила ведения списка аффилированных лиц в своих внутренних документах.

Информация в списке аффилированных лиц должна быть актуальной, то есть достоверной в любой момент времени. Соответственно, юридическим лицам рекомендуется учитывать аффилированных лиц по мере того, как им становится известным, что какое-либо лицо стало аффилированным с ним или, наоборот, перестало быть таковым. В связи с этим изменения в список аффилированных лиц необходимо вносить в тот момент, когда наступают обстоятельства, с которыми законодательство связывает изменения в составе аффилированных лиц (см. также постановление Пятого ААС от 10.07.2013 N 05АП-6046/13).

Аффилированные лица АО обязаны в письменной форме уведомить АО о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (п. 2 ст. 93 Закона об АО).

До 01.01.2017 аффилированные лица ООО обязаны были уведомить в письменной форме ООО о принадлежащих им долях или частях долей не позднее, чем в течение десяти дней с даты приобретения доли или части доли, которые с учетом принадлежащих указанным лицам долей в уставном капитале ООО предоставляют право распоряжаться более чем 20% от общего количества голосов участников ООО (абзац второй п. 6.1 ст. 45 Закона об ООО в ред. до 01.01.2017). С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесённые Федеральным законом N 343-ФЗ от 03.07.2016, и в новой редакции ст. 45 Закона об ООО отсутствуют любые упоминания об аффилированных лицах. В законодательстве не урегулирован порядок формирования списков аффилированных лиц ООО.

В настоящее время ответственность ООО и АО за невыполнение обязанности по ведению учета их аффилированных лиц и хранению списков аффилированных лиц общества не установлена.

Горячая линия

Вопрос:

размещение списка аффилированных лиц
Как разместить списки аффилированных лиц в интернете, что необходимо сделать, стоимость услуг по размещению, куда обращаться.

Ответ:

Уважаемая Елена!
В соответствии с п. 8.11. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н, (далее – Положение о раскрытии информации) открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество осуществившие (осуществляющие) публичное размещение (далее – вместе акционерные общества) обязаны раскрывать:

А) годовой отчет акционерного общества;

Б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества;

В) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;

Г) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;

Д) дополнительные сведения, предусмотренные главой 8 Положения о раскрытии информации.

В соответствии с п. 8.5.1. Положения о раскрытии информации акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.

Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением о раскрытии информации для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного Положением о раскрытии информации для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет. Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерного общества обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.

Сообщение о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц акционерного общества должно содержать:

Полное и сокращенное фирменное наименование акционерного общества, его место нахождения;

Присвоенный акционерному обществу налоговыми органами идентификационный номер налогоплательщика;

Основной государственный регистрационный номер, за котором в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись о создании акционерного общества;

Уникальный код эмитента, присваиваемый регистрирующим органом;

Адрес страницы в сети Интернет, используемый акционерным обществом для раскрытия информации;

В соответствии с п. 1.6. Положения о раскрытии информации эмитент может использовать сайт сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет.

При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. Ссылка на раздел, содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.

Если эмитент не имеет собственного сайта, то он можете обратиться в организации, оказывающие услуги по размещению информации, в т.ч. текста списка аффилированных лиц, например.

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.