Сад 15 камней в японии. Сад камней япония. Рассмотрим основные правила расстановки камней

На вопрос Знаменитый Сад камней. а сколько камней в нём? и где сад? , как называется? какая философия их. спасибо! заданный автором Виктор Кузненцов лучший ответ это Доброе утро!
Ко всему вышесказанному хочу добавить немного, если позволите.
В вопросе прозвучало слово "философия". Любой из японских садов можно назвать садом камней, так как японцы, в отличие от европейцев считают, что высшим творением природы является не человек, а камень. Следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. Это философское заключение гораздо старше первых садов, появившихся в Японии, оно объясняет во многих слцучаях блогоговейное отношение к камню как к материалу. Основной принцип сбалансированных композиций основывается на выборе трех камней сюсеки, фукусеки и киакусеки (главного и двух подчиненных). Число "три" - может означать и три сокровища буддизма или буддийскую триаду. Сад Рёандзи, или сад Храма Умиротворённого дракона, о котором Вы, Виктор, задали вопрос - из всех садов для созерцания, выполненных в технике сухого ландшафта, самый выразительный и исполненный глубокого смысла. Всю композицию иногда называют "Тигрица, переводящая тигрят через бурный ручей".
Думаю, что ответила на Ваш вопрос полно. Очень люблю японскую культуру. Сама уже наметила на участке - где будет находиться мой японский сад. Придумала идею (это главный духовный элемент сада) , сочинила хокку, нарисовала, уже есть водоем, пытаюсь сделать из обычной вишни нечто вроде садового бонсаи (вот уже 5 лет). Но вот с камнем - проблема. Нет у нас поблизости ничего подходящего. Ищу и надеюсь. С уважением, Таня. Спасибо за вопрос. Татьяна
Мудрец
(18369)
Виктор, завидую Вам белой завистью. Сама бы с удовольствием побывала там, но...
Я уже всем прожужжала уши своим японским садом. Мало энтузиастов, к сожалению.
Мне очень близок их минимализм, если так можно выразиться. Собрала целую библиотеку о японских садах, символизме и т.д.
Сама пробую сочинять хокку. Тяжело - прямо расчестка для мозгов. Еще раз спасибо за вопрос. Таня.

Ответ от Приспособляемость [гуру]
Сад камней (яп. 枯山水 Карэсансуи?) - культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336-1573).


Ответ от Вровень [гуру]
Садов камней в Японии существует множество. Один из известных - сад Рёандзи. 15 камней различной формы размещены таким образом, что с какой бы стороны, с какой бы позиции не смотреть, но видны будут только 14 камней. Таким образом показывая, что мир вокруг нас непознаваем полностью.
В своё время знаменитый советнский журналист-японовед Цветов написал свою книгу "Пятнадцатый камень Рёандзи" в которой попытался раскрыть тайны японской души.


Ответ от Вера [гуру]

Одним из самых известных садов камней является cад пятнадцати камней храма Рёан-дзи. Сад построен, как считается [источник не указан 250 дней] , в 1499 году мастером Соами (яп. 相阿弥,умер в 1525 году) . Подобные сады характерны для многих дзэн-буддийских и сингонских храмов Японии.
Представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м) , засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 черных необработанных камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления» .
Сад является частью храмового комплекса, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только находясь на веранде храма.
Камни
Эстетические свойства необработанного камня больше всего применяются в архитектуре сада камней. Но и в других разновидностях японского сада камни являются основным элементом. Также камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.

Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.

Сад камней – что это?

Японский сад камней имеет два названия:

  • карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
  • сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».

Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.

Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в . Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.

С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.

Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.


Символизм

Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

  • крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
  • песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

Сад камней – это символ:

  • свободы;
  • бескрайних просторов;
  • совершенства природы;
  • изящества в простоте.


Особенности

Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

  • Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
  • Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
  • Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
  • Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
  • Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов , откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.


Какие камни используются

Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.

Выделяют 5 типов каменных глыб:

  • лежащий;
  • выгнутый;
  • плоский;
  • вертикальный;
  • в виде статуи.

Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.

Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.

Известный сад камней

Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории . Сад известен всему миру под названием Реандзи.


Сад камней Реандзи в Киото

Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.

Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.

Считается, чтоувидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.

Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.


В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.

Делаем сами

Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.

  • Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
  • При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
  • Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
  • Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
  • Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
  • Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
  • Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
  • Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.


Заключение

Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.

До скорой встречи!

Сад камней Япония или карэсансуй (что дословно означает сухой пейзаж) появился еще в период Муромати (1336 — 1573), и до сих пор является предметом эстетического и культурного наследия Японии. В те времена считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие чего камень стал символизировать нечто священное, божественное. Именно для того, чтобы приблизиться к богам, в Японии появилась такая традиция, как украшение сада камнями. В дальнейшем сады камней стали местом для медитаций буддийских монахов.

Предназначение сада камней

Для европейцев, сад камней является чем-то загадочным и фантастическим, но однозначно несущим в себе какой-то смысл. Так и есть, ведь такие сады принято также называть «философскими». Обычно, сады камней создавались исключительно для созерцания, чтобы, оказавшись в уединение, человек мог постигнуть тайный смысл этого архитектурного сооружения, а также отстраниться от мирской суеты. Камни, застывшие в особой картине, заставляют человека видеть ассоциативные образы, которые каждый понимает по-своему. Это полностью олицетворяет учение Дзен о том, что мир именно такой, каким мы его воспринимаем. Минимализм и простота Японского сада порождают ощущение гармонии, что вызывает у ценителей настоящее эстетическое наслаждение. Главное свойство японского сада камней — это невозможность постичь бога и мир, эта концепция заложена в основе сада так же, как и в дзен-буддизме.

Устройство сада камней

Хаотичное, по первому впечатлению, расположение камней и окружающая их пустота, на самом деле строго подчиняются определенным законам:

  • Камни в саду должны находиться в отношении какой-либо точки наблюдения в зависимости от времени дня, которые вы собираетесь в нем проводить. Идеальной считается точка наблюдения с северной стороны, чтобы на своем пике солнце не ослепляло.
  • В саду камней не должно быть полностью заполнено все свободное пространство, должно соблюдаться равновесие открытых и заполненных участков.
  • Должна соблюдаться асимметрия, тесть не следует размещать в саду предметы одинакового размера или параллельно.
  • В основе японского сада лежит семиугольная геометрическая сеть линий, относительно которой камни располагают на точках их пересечения.
  • Все основное пространство должно быть засыпано галькой или песком, на которых в последующем граблями вычерчивают линии, символизирующие водную рябь.

Камни в японском саду

Дерево в саду камней, как правило, не используется, так как суть этого сада больше приближена к смерти, а дерево является символом жизни, поэтому основным элементом в строительстве сада всегда был и остается камень.

Все камни подбираются по размеру, цвету и форме и расставляются не отдельно, а как бы дополняют друг друга и органично вписываются в ландшафт. Так как в Японии много вулканов, для обустройства сада обычно применяют камни вулканического типа. Правильно разместить камни на территории сада может только специалист, так как укладка камня зависит от очень многих характеристик. Также различают пять видов камней:

  • Лежачий
  • Плоский
  • Изогнутый
  • Статуя
  • Низкая вертикаль

Обычно для расстановки используется нечетное число камней, но иногда в композиции могут лежать и 2 камня. Вообще, число камней не ограничено какими-либо строгими правилами, их может быть сколько угодно, но, как правило, их ставят группами не более чем из двух или трех штук.
Некоторые Японцы, а в последнее время и европейцы, создают на территории своего дома мини сад камней, но это несет скорее декоративный характер, нежели символический.

Сад камней видео

Город в Японии с садом камней

В Киото находится самый известный и наиболее часто посещаемый туристами сад камней, расположенный в храме Рёандзи (Храм Покоящегося Дракона). Он был построен в 1450 году и стал пристанищем буддийских монахов. В 18 веке многие сооружения храма были уничтожены частыми пожарами. Камни в саду являются единственными объектами, сохранившимися без изменений до нашего времени. Автором и создателем этого сада является знаменитый мастер Соами. Вся территория сада засыпана гравием белого цвета, а на небольших островках изо мха расположены 15 камней разбитые на 5 групп.

Сад 15 камней храма Рёандзи в Японии — является самым известным садом камней в мире .

Дзен храм Рёандзи — название переводится как Храм Мироного Дракона — расположен в северо-западной части города Киото . Владеет им направление Ринзай , относящееся к школе Мёсиндзи.

За свою долгую историю место, где сегодня расположен Рёандзи, переходило из рук в руки самурайских кланов. Сам храм появился в 14-м веке по воле Хосокавы Хацумото, который завещал возвести здесь после своей смерти святилище дзен . Сегодня в Рёандзи находятся семь могил японских императоров , которые были восстановлены в 19-м веке, после периода запустения. К сожалению, в существующем храме практически ничего не сохранилось от древних построек , так как комплекс многократно страдал от пожаров.

Но самым главным объектом , прославившим храм на весь мир, является, безусловно, сад камней. Это место наилучшим образом подходит для медитаций, которым отводится большая роль в практиках дзен . Рукотворная композиция минималистична — только камни, мох и гравий , но при этом полна глубокого символизма.

Дело в том, что хотя в саду 15 камней , но стоя на любой точке веранды храма , можно наблюдать только 14 из них — один из камней всегда оказывается скрыт . Обычно это трактуется следующим образом — только достигнув состояния просветления , можно увидеть все 15 камней . Например, все камни станут видимы одновременно, если воспарить вверх над верандой . Среди множества трактовок символа недоступности 15-го камня есть и такая — невозможно познать весь мир с помощью только научного подхода, но всё недостающее можно найти в своей душе. Можно вспомнить в этой связи и слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней можно найти "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута ".

Многие побывавшие в храме отмечают необыкновенное состояние гармонии и умиротворения , которое возникает при наблюдении за камнями .

Размеры сада камней невелики — 30 на 10 метров . Все камни разделены на пять групп, которые отделяются друг от друга зелёным мхом. Поверхность сада засыпана белым гравием, который с помощью грабель разделён на ровные полоски. Вокруг сада, где он не примыкает к веранде, поставлен невысокий глинобитный забор .

Интересно, что до сих пор неизвестно, кто был автором непосредственно сада камней, созданного в 15-м столетии. Остаётся загадкой , какой именно смысл был заложен творцом этого необыкновенного произведения искусства в своё творение. В дальнейшем делалось множество предположений по этому поводу, например, что камни символизируют 5 архатов — учеников Будды (якобы один из 16-ти архатов был упущен, чтобы число камней было нечётным ). Кто-то видит в камнях тигрицу с тигрятами, переходящими через ручей — это сюжет одной древней китайской легенды. Другим людям камни представляются островами и скалами на море , волны которого образуются полосами белого гравия. Есть мнение, что камни сада — это застывшие духи.

Интересна версия японского специалиста Масао Хаявкава , который считает, что до 17-го века главным объектом созерцания и поклонения в саду была редкой красоты сакура , а камни были просто фоном , на который не обращали особого внимания . И только в 20-м веке люди стали интересоваться каменной миниатюрой храма Рёандзи и искать её сакральные смыслы в чередовании наполненности и пустоты.

Если подойти к веранде для созерцания камней с обратной стороны , то можно увидеть необычный каменный сосуд , в который постоянно течёт вода, предназначенная для ритуальных омовений . Это Рёандзи цукубай — его край находится почти вровень с зёмлей , поэтому чтобы зачерпнуть воды, нужно наклониться , тем самым, выразив своё почтение . Сверху на камне вырезаны четыре иероглифа , которые можно прочитать как "я только много знаю ". Считается, что это изречение связано с антиматериалистической сущностью буддизма, т.е. только знания имеют значения . Или более философская трактовка — "То, что каждый имеет, является всем, в чём он нуждается ".

Добраться до Рёандзи можно пешком или на автобусе от Кинкаудзи (Золотой павильон): в первом случае дорога займёт 15 минут, а во втором — 5. Чтобы попасть в сад камней нужно пройти через храмовый комплекс на специальную веранду — только с неё разрешается смотреть на сад.

Японский город Киото знаменит не только своими храмами и гейшами, но и необычным садом камней Рёандзи, который считается главной достопримечательностью города. Предполагается, что создателем сада Рёандзи, что означает «храм миролюбивого дракона», был мастер Соами, который является автором многих садов XIV века.

В сад я попала примерно за пару часов до его закрытия, но всё же времени этого вполне хватило, чтобы всё здесь осмотреть. По этой аллее можно попасть в сад камней.

Проходим статую Будды. А затем поднимаемся по лестнице, которая ведёт к саду.

Главная особенность сада Рёандзи - композиция из пятнадцати необработанных камней , в хаотичном порядке разбросанных на белом песке. Оригинальность этих, казалось бы, совершенно обычных и неинтересных камней заключается в том, что с какой бы стороны человек не смотрел, он увидит только четырнадцать из них. Пятнадцатый камень всегда прячется за каким-то другим.

Сад камней Рёандзи, как я уже упоминала, покрыт серо-белым песком в окружении невысоких стен, и здесь совсем нет растений. Дело в том, что это один из редких образцов древнего сада, который сохранился именно в том виде, каким его создал мастер.

Первое моё впечатление, появившееся от созерцания сия творения, - это монотонная цветовая гамма и минимум предметов , в общем-то, всё довольно обыденно и особого восхищения не вызывает. Но, даже несмотря на присутствие рядом других туристов, спустя некоторое время в душевном состоянии что-то незаметно начало меняться. Наступила умиротворённость, и появилось желание продлить подобное состояние.

Глядя на этот серый песок, в голове возникают различные картины: например, глубокое море, где камни - это острова, а мох вокруг них - растения.

Как и было заявлено в путеводителе, я, вместе с другими пришедшими в сад людьми, смогла одновременно заметить лишь четырнадцать камней. И, несмотря на все мои усилия, пятнадцатого перед глазами не возникло - его всегда загораживает один из соседних камней.

Передвигаюсь по саду вдоль песчаного края, пятнадцатый камень теперь вижу, зато исчез другой).

Конечно, появляется масса вопросов: почему эти с виду обыкновенные камни оказывают такое воздействие на людей и что в них заложено? Вот уже почти пять веков в сад камней Рёандзи приезжают паломники и туристы со всего мира.

Попытаться разгадать тайны, а также просто полюбоваться на сад камней, можно сидя на такой вот веранде.

На вопрос, почему таинственных камней именно пятнадцать, сами японцы отвечают так: это число - символ полнолуния, после которого начинается время распада. Возможно, поэтому один из камней всегда за чертой видимости.

Насмотревшись на камни и поразмыслив немного о жизни, я решила прогуляться по красивому японскому парку , который виднеется за невысокой изгородью сада камней Рёандзи.

В тени парка установлен древний цукубаи , который представляет собой круглую каменную раковину в виде китайской монетки. Цукубаи некогда использовался для чайных церемоний, а сейчас - для омовения рук. Вода в сосуд поступает через бамбуковую трубочку.

На территории парка расположен большой пруд под названием Кёёти , который был основан ещё в XII веке. Мне понравился маленький островок на пруду - Бентендзима. Островок посвящён богине Бентен.

Пруд также облюбовали китайские утки (мандаринки), которые выбирают себе одного единственного партнёра на всю жизнь. Именно поэтому в Японии они считаются символом верности, и этот чудесный пруд очень популярен среди молодых парочек.

В парке очень красиво. Часто на пути встречались молодые девушки в национальной японской одежде.

Впечатления от сада камней Рёандзи в Киото у меня остались исключительно приятные, не взирая на то, что пятнадцатый камень так и не удалось увидеть).