Основные постулаты. К каким последствиям приводит видение сущности христианства в исполнении нравственного долга? Наука и религия
Практикум по общей психологии Кондаков И.М.
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА 1. СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Методология научного познания: постулат активного субъекта.
Основные понятия современной теории познания.
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии – наблюдение, анализ документов, опрос, беседа, эксперимент (см. рис. 1) и тестирование . Обоснование тех или иных методов задается методологией науки.
Методология науки - учение о принципах и способах научного познания (см. [Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984; Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986]). Она предписывает определенные стандарты для проведения научных исследований. Среди таких стандартов основными выступают:
Построение модели той или иной предметной области, объясняющей определенные, ранее зафиксированные факты;
Выдвижение на ее основе гипотез ы исследования; верификация этой гипотезы, т.е. попытка ее подтвердить (или фальсификация, т.е. попытка опровергнуть);
Построение прогноз а возможности получения новых фактов.
Научное познание выступает как деятельность. Деятельность, направленную на конкретный предмет,как предметно-преобразующую, так и познавательную, реализуетсясубъектом (от лат. subjectum - подлежащее), в качестве которого выступает или индивид, или социальная группа. Субъект противостоит объект у. Объект (от лат. objectum - предмет) - то, что существует вне познающего и действующего субъекта, независимо от его ощущений, чувств и желаний и может стать предметом его направленной активности в качестве предмета познания или деятельности.
Существуют определенные признаки, свойственные субъекту познания [Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., Прогресс, 1984], такие как:
Принадлежность субъекта познания живым системам;
Ориентированность субъекта познания на целостный объект , имеющий как определенный исторический, так и определенный структурный контекст;
Включенность субъекта познания в круг других субъектов познания;
Возможность в качестве объект а познания иметь самого себя и др.
(См.: Хрестоматия. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., Прогресс, 1984.)
В психологическом исследовании объект - процесс или явление, с которыми связана определенная проблемная ситуация, для решения которой разворачивается научно-психологическое исследование. На основании теоретического анализа данной проблемной ситуации, проводимого на предварительной стадии, формулируется гипотез а исследования, в которой указываются те психологические механизмы, которые предположительно обусловливают возникновение проблемы и, соответственно, выступают предметом исследования.
На этом основании проводится демаркационная линия между объективной и субъективной, интроспекци онистской психологией. Объективная психология (от греч. psyche - душа) - ряд психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа и основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений.
В разных направлениях объективной психологии в качестве предмета исследования фигурируют:
Поведение (в бихевиоризме),
Реакции (в реактологии),
Рефлексы (в рефлексологии) и пр.
Объективная психология характеризуется своим методом. Это - объективный метод, выступающий методологической установкой, основанной на анализе психического содержания, максимально ориентированного на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекци онизме) и предполагающего использование верифицируемых гипотез , т.е. гипотез, которые можно проверить в стандартизованных условиях.
Выдвижение научных гипотез осуществляется на основании той или иной научной парадигмы. Парадигма (от греч. paradeigma - образец) - концептуальная модель, сформированная в той или иной научной области, предписывающая те или иные правила постановки проблем и определения способов их решения. На основе парадигмы оценивается априорная возможность подтверждения тех или иных гипотез и формируется методическое обеспечение экспериментальных исследований.
Исходно, парадигма – это пример из истории, используемый в качестве доказательства или для сравнения. Современное содержание понятия парадигмы было задано Т.С.Куном [Кун Т.С. Структура научных революций. М., 1977].
В течение определенных периодов времени в научном сообществе доминируют те или иные парадигмы.
В более узком смысле, парадигма – принцип построения экспериментального исследования, необязательно соотносимый с общепризнанными аксиомами научного знания в конкретной научной области. Именно в этом смысле понятие парадигмы наиболее употребительно в психологии, так как до настоящего времени психология не соответствует тем критериям операционализации, в частности, математизации, которые задаются естественными науками (математикой, логикой, физикой и пр.).
Тем не менее, можно сказать, что в настоящее время наиболее влиятельной парадигмой в отечественной психологии является деятельностная парадигма, предопределяющая исследовательский акцент на процессе взаимодействия субъекта и объект а.
В рамках исследовательской парадигмы разрабатываются те или иные единицы анализа психического. Фактически, единица анализа психического (от греч. analysis - разложение, расчленение) – это методологическая установка, ориентированная на выделение в психической жизни таких образований, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения всех психологических процессов, с другой.
В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали:
Ассоциация,
Поведение,
Гештальт,
Потребность,
Деятельность,
Общение,
Взаимодействие и пр.
В реальной исследовательской деятельности после принятия той или иной парадигмы и выделения основной единицы анализа психического начинается этап выдвижения конкретных гипотез . Гипотеза (от греч. hypothesis - предположение) - элемент познавательного процесса, представленный предположением об отдельных свойствах окружающего мира, возникающий как фактор ориентировки деятельности и обусловленный существующей у индивида субъективной картиной мира.
В том случае, если решение задачи индивиду не известно, в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается направление дальнейшего поиска.
В качестве оснований для выдвижения гипотез могут быть теоретические понятия. Вместе с тем процесс выдвижения гипотез может быть и вне изначальных теоретических построений, т.е. интуитивным, без рефлексии логических оснований.
Основные постулаты современной теории познания.
Традиционно в рамках психологической проблематики выделяются две наиболее общие темы:
Исследование мотивационных процессов (мотивационно-потребностная сфера деятельности; в терминологии Д.Б.Эльконина (см. рис. 2) );
Исследование познавательных процессов (операционально-техническая сфера).
В рамках первой темы рассматриваются мотивы, эмоции, темперамент, характер, личность, второй – ощущения и восприятие, внимание, память, мышление. В терминах обыденного сознания в первом случае речь идет о том, что организму нужно, во втором, как это «нужное» достигается.
Но если встать на точку зрения современной теории познания, то эта дихотомия, на первый взгляд достаточно ясная и понятная, неизбежно видоизменяется.
Обратившись к ранним теория м познания, а именно к классической теории познания, можно увидеть, что здесь были определены две области:
Область субъекта, т.е. познающего человека,
Область объект а, т.е. познаваемой реальности.
Субъект трактовался как совершенно «беспристрастный», а объект как совершенно объективно существующий.
Но по мере накопления знаний (в том числе и психологических) все более обнаруживалось, что субъект не является таким уж беспристрастным, а сама объективная реальность структурирована отражением потребностей этого познающего субъекта.
Поэтому был сформулирован «антропный принцип в эпистемологии ». Данный принцип иллюстрируется следующей аналогией.
Квантовые постулаты Бора, объясняющие до этого не понимаемые физиками процессы, происходящие в атомах, стали фундаментом, на котором впоследствии выросла квантовая физика. В основу квантовой теории, разработанной Нильсом Бором, входят три постулата, сформулированные им в результате экспериментов либо наблюдений за поведением атомов различных веществ, правило квантования, выведенное на основе изучения атома водорода, и несколько формул, математически объясняющих постулаты Бора.
Вконтакте
Видео поможет вам лучше понять теорию, если во время чтения статьи возникнут вопросы. Посмотреть видео о правилах теории отца квантовой физики вы можете, перейдя по ссылкам:
- https://www.youtube.com/watch?v=b0jRlO768nw;
- https://vk.com/video290915595_171732857.
Постулаты, входящие в квантовую теорию Бора
Первое правило
Первое правило гласит , что энергия En в системах, образованных из атомов, может существовать, только если эти атомы находятся в специализированных или, иными словами, квантовых состояниях. В других случаях атом не отдаёт свою энергию в окружающую его среду.
Это правило, выведенное учёным, абсолютно противоречит знаниям, накопленным классической механикой. Согласно аксиомам классической механики, любые атомы либо электроны, которые в настоящее время движутся, обладают энергией, и эта энергия может быть любого рода.
Кроме того, основной вывод из первого постулата одного из отцов квантовой физики в корне противоречит знаниям в области электромагнетизма, полученным Максвеллом в девятнадцатом веке, поскольку допускает возможность движения молекулярных частиц без излучения в окружающее пространство электромагнитных импульсов.
Второе правило теории
Оно гласит, что свет, который излучает атом, является результатом его перехода из состояния, во время которого он обладал большей энергией Ek, в состояние, в котором он обладает уже меньшей энергией En. Формула, рассчитывающая количество энергии, которую излучает в окружающее пространство фотон, представляет собой разность Ek — En.
Второе правило теории Бора предусматривает, что возможен обратный процесс, т. е. атом может вернуться в состояние, где он хранит в себе больший запас энергии, чем был у него ранее, если перед этим он поглотит некоторое количество энергии света.
Третий постулат Бора
Суть его состоит в том, что электрон в атоме либо атом в молекуле переходят с одной орбиты на другую и во время этого либо испускают, либо поглощают энергию . Эта энергия выделяется из них так называемыми квантами или порциями, которые наука может измерить и вычислить.
Третье правило, обнаруженное Бором, было изучено другими известными физиками и подтверждено в результате эксперимента, проведённого учёными Франком и Герцем.
Третий постулат сыграл значительную роль в развитии оптики, поскольку доказал, что атомы испускают только те спектры света, которые способны также и поглотить.
Атом водорода и правило квантования
Для того чтобы разработать модель атома простейшего из известных в настоящее время элементов, водорода, Бор постулировал правило квантования или, иными словами, закономерность, согласно которой определяются уровни энергии электрона в зависимости от его стационарных значений, занимаемых им на орбите.
Отсюда следует, что в зависимости от того, на какой орбите находится электрон в атоме или атом в молекуле определяется коэффициент обладаемой ими энергии.
При помощи правила квантования , опираясь на выведенные Ньютоном законы механики, Нильс Бор смог вычислить значение минимального возможного радиуса орбиты электрона в атоме, а также значения энергии, которые имеют атомы и электроны, находясь в стационарных состояниях.
Значение постулатов и их влияние на научный мир
Несмотря на то что некоторые предположения и мнения, высказанные Бором, в дальнейшем оказались неправильными и ошибочными, за что его нещадно критиковали коллеги по научному цеху и в том числе сам Альберт Эйнштейн, тем не менее его постулаты сыграли важную роль в физике:
Саратов
___________________________________________
Richland College (Даллас, США)
Саратовский государственный технический университет
Институт управления и социально-экономического развития
проводят
III
международную
научно-практическую конференцию
НАУКА СЕГОДНЯ: ПОСТУЛАТЫ ПРОШЛОГО
И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ
Основные направления:
Юридические науки | Филологические науки |
Экономические науки | Исторические науки |
Философские науки | Педагогические науки |
Психологические науки | Архитектура |
Искусствоведение | Химические науки |
Геолого-минералогические науки | Ветеринарные науки |
Физико-математические науки | Технические науки |
Географические науки | Сельскохозяйственные науки |
Военные науки | Культурология |
Политические науки | Социологические науки |
Биологические науки | Медицинские науки |
Фармацевтические науки | Науки о Земле |
Для участия в конференции приглашаются преподаватели вузов, специалисты, докторанты, аспиранты, магистранты, студенты, руководители и специалисты региональных и муниципальных органов власти, а также все лица, проявляющие интерес к рассматриваемым проблемам.
Форма участия – заочная. Сборник зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и публикуется на сайте электронной библиотеки Elibrary.ru с постатейной разметкой
Наш сайт: www . iupr . ru
По итогам работы конференции издается печатный сборник.
Требования к оформлению материалов:
Поля – 2,5 см с каждой стороны; Шрифт - TNR, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный; При наличии ссылок, список литературы обязателен. В правом верхнем углу, жирный курсив:
По центру, жирным шрифтом, заглавными буквами: Название статьи.
Статья должна включать аннотацию и ключевые слова
В конце статьи укажите почтовый адрес с указанием индекса, фамилию и.о. получателя (по этому адресу будет выслан сборник материалов), телефон, e-mail контактного лица.
Файл со статьей оформить: Фамилия И.О.doc
. (или docx, или rtf.)
Для возмещения издательских расходов необходимо оплатить Оргвзнос в размере 900 руб
за статью до 5 страниц включительно. Каждая последующая страница 150 руб
(личная информация в оплату не входит).
Сертификат всем участникам БЕСПЛАТНО
за пределы России 300 рублей за сборник
Статьи и копии платежных документов должны поступить не позднее 10 августа 2015г.
Материалы публикуются в авторской редакции.
Организационный взнос направлять:
(ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРЕВОДОВ ПО РОССИИ)!
Получатель: ООО «Институт управления и социально-экономического развития»
ИНН 6454110943, КПП 645001001, р/с № 40702810000030005711
Банк получателя: Филиал "Саратовский" Публичного акционерного общества "Ханты-Мансийский банк Открытие"
БИК: 046311900, Кор/счет: 30101810663110000900
Назначение платежа:
за публикацию материалов, ф.и.о.
Альтернативные способы оплаты
:
Яндекс-деньги – 41001912039997
Переводы системами «золотая корона»,
western
union
Представление документов в оргкомитет конференции по эл.почте: Orgkomitet
3@
yandex
.
ru
Контактные лица:
Секретарь Оргкомитета, Ольга, тел. 8 9170214978. (9:00-21:00 МСК)
Как мы уже писали в других наших материалах, «Школа ИТ-менеджмента» при Академии народного хозяйства организовала курс «Антикризисная программа для ИТ руководителя» (www.itmane.ru). Один из семинаров курса, который вел генеральный директор ОАО «ГВЦ Энергетики» Евгений Аксенов, и касался применения сервисной модели в ИТ, мы здесь и обсудим.
Как мы уже писали в других наших материалах, «Школа ИТ-менеджмента» Семинар назывался «Промышленная сервисология», и само название сразу наталкивало на мысль о том, что мы в большей мере имеем дело с развернутым научным сообщением, нежели с более привычными аудитории АНХ практическими докладами. Направленность семинара действительно была скорее двоякая. Практические моменты в тезисах специалиста, много лет занимавшегося имплементацией сервисной модели ИТ в российской энергетике, безусловно, присутствовали, однако явно ощущались и характерные черты научного подхода к проблеме. Этим данный семинар отличался от множества очных мероприятий, посвящаемых сейчас популярной теме сервисного подхода. И хотя Евгений Аксенов имеет немалый опыт работы и конкретные достижения в этом направлении, он, тем не менее, удерживал себя от попыток прямой декларации выгод. Вместо этого он подталкивал слушателей к выводу о перспективности сервисной модели и ее оптимальности с точки зрения финансового менеджмента и менеджмента качества.
По канонам научного подхода изначальная постановка проблемы никак не может идти от сугубо утилитарного вопроса о том, выгоден ли сервисный подход вообще и аутсорсинг в частности с точки зрения экономии затрат. В кризисной ситуации такой посыл мог бы, конечно, выглядеть даже более «эффектным», хотя, надо признать, что многочисленные дискуссии, напрямую обращенные в сторону проблемы затрат, до сих пор так и не приблизили нас к ответу на данный вопрос. Научный же подход обязывает нас, во-первых, изначально подойти к проблеме с точки зрения исторической перспективы, во-вторых, учесть все возможные микро-, макроэкономические и культурологические факторы влияния (в том числе идущие с зарубежного рынка), и в-третьих, спрогнозировать ситуацию на будущее.
Одним из наиболее существенных факторов с точки зрения исторической перспективы является достижение нами той ситуации, когда заметный взрыв инновационной проектной деятельности в сфере ИТ приносит за собой «шлейф» отложенных эксплуатационных расходов. Причем часто настолько существенный, что даже неминуемая в кризисный период приостановка темпа развития инноваций все равно не может сдержать нарастания необходимых бюджетных ассигнований на ИТ (на семинаре Евгений Аксенов убедительно показывает это на цифрах, касающихся ИТ-затрат энергетике). В такой ситуации сервисная модель может стать просто необходимой.
С точки зрения учета разнообразных факторов влияния на перспективы развития сервисной модели наиболее интересным, пожалуй, является рассмотрение макротенденций. В настоящее время о них говорят совсем не часто, поскольку в контексте обсуждения сервисной модели основное внимание, как известно, поглощается обсуждением технологий внутреннего управления ИТ-департаментом. Вместе с тем то, что происходит вокруг, может стать равным по мощности фактором влияния. И тем более это важно потому, что нынешнее, как принято говорить, турбулентное состояние экономики способно катализировать развитие сервисной модели в ИТ за счет тех макроприоритетов бизнеса, которые ставятся на гораздо более высоком уровне чем тот, который мы привыкли ассоциировать с корпоративной ИТ-поддержкой. По крайней мере, мировыми исследовательскими компаниями тенденции в таких областях как консолидация бизнес-операций, перемещение процессов в оффшорные зоны, вывод бизнеса в дочерние зависимые общества и некоторые другие уже не только фиксируются качественно, но и оцениваются количественно. Попытка спрогнозировать синергетический эффект этих тенденций и оценить то, как это может повлиять на культуру оказания ИТ-услуг с учетом их нынешнего состояния, представляет собой еще более сложную задачу. Тем нее менее на семинаре подобная попытка была сделана на весьма серьезном уровне. А это и является научно-обоснованным прогнозированием ситуации.
Другими словами, доклад, прочитанный в рамках курса «Антикризисная программа для ИТ руководителя», оказался в том числе и попыткой увести ИТ-профессионалов от более понятного практикам, но, в то же время, и более узкого взгляда на сервисную модель с точки зрения возможности сэкономить сегодня или, в крайнем случае, завтра. И одновременно привести его к другой постановке вопроса: каково внутреннее состояние и внешнее окружение бизнеса, и как мы в этих конкретных условиях способны продвинуться в отношении применения сервисной модели у себя в компании. В условиях нестабильной внешней ситуации такой поворот темы нам кажется особенно ценным и важным. И в этом смысле он хорошо дополняет другие семинары «антикризисного курса».