Демоверсия егэ по обществу фипи. Изменения в демонстрационных вариантах егэ по обществознанию. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Кодификатор по обществознанию включает:

  • Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию. Основные блоки тем:
    1. «Человек и общество»
    2. «Экономика»
    3. «Социальные отношения»
    4. «Политика»
    5. «Право»
  • Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию.

Используйте блоки кодификатора по обществознанию для повторения материала и как план подготовки к ЕГЭ.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Человек и общество

  1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
  2. Мировоззрение, его виды и формы.
  3. Виды знаний.
  4. Понятие истины, её критерии.
  5. Мышление и деятельность.
  6. Потребности и интересы.
  7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
  8. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
  9. Основные институты общества.
  10. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
  11. Образование, его значение для личности и общества.
  12. Религия.
  13. Искусство.
  14. Мораль.
  15. Понятие общественного прогресса.
  16. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
  17. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).

2. Экономика

  1. Экономика и экономическая наука.
  2. Факторы производства и факторные доходы.
  3. Экономические системы.
  4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
  5. Постоянные и переменные затраты.
  6. Финансовые институты. Банковская система.
  7. Основные источники финансирования бизнеса.
  8. Ценные бумаги.
  9. Рынок труда. Безработица.
  10. Виды, причины и последствия инфляции.
  11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
  12. Роль государства в экономике.
  13. Налоги.
  14. Государственный бюджет.
  15. Мировая экономика.
  16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

3. Социальные отношения

  1. Социальная стратификация и мобильность.
  2. Социальные группы.
  3. Молодёжь как социальная группа.
  4. Этнические общности.
  5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
  6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
  7. Социальный конфликт.
  8. Виды социальных норм.
  9. Социальный контроль.
  10. Семья и брак.
  11. Отклоняющееся поведение и его типы.
  12. Социальная роль.
  13. Социализация индивида.

4. Политика

  1. Понятие власти.
  2. Государство, его функции.
  3. Политическая система.
  4. Типология политических режимов.
  5. Демократия, её основные ценности и признаки.
  6. Гражданское общество и государство.
  7. Политическая элита.
  8. Политические партии и движения.
  9. Средства массовой информации в политической системе.
  10. Избирательная кампания в Российской Федерации.
  11. Политический процесс.
  12. Политическое участие.
  13. Политическое лидерство.
  14. Органы государственной власти Российской Федерации.
  15. Федеративное устройство Российской Федерации.

5. Право

  1. Право в системе социальных норм.
  2. Система российского права. Законотворческий процесс.
  3. Понятие и виды юридической ответственности.
  4. . Основы конституционного строя Российской Федерации.
  5. Законодательство Российской Федерации о выборах.
  6. Субъекты гражданского права.
  7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
  8. Имущественные и неимущественные права.
  9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
  10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
  11. Особенности административной юрисдикции.
  12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
  13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
  14. Споры, порядок их рассмотрения.
  15. Основные правила и принципы гражданского процесса.
  16. Особенности уголовного процесса.
  17. Гражданство Российской Федерации.
  18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
  19. Права и обязанности налогоплательщика.
  20. Правоохранительные органы. Судебная система.

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ

Знать и понимать:

  1. Биосоциальную сущность человека;
  2. Основные этапы и факторы социализации личности;
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений;
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  6. Основные социальные институты и процессы;
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  8. Особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  8. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
  9. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Ответы и решение – Демоверсия ЕГЭ 2018 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Пояснения: Шарипова Назиля Насиховна

1) Мораль
2) Доход (так как все остальные понятия относятся к доходу)
3) 36 (эти принципы относятся к принципам правового государства)
4) 125
5) 32311
6) 345 (так как все остальные пункты относятся к понятию гуманитаризация)
7) 245 (так как все остальные понятия относятся к другим видам экономики)
8) 12121
9) 146
10) 13
11) 235
Социальная стратифика́ция- одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе
12) 123
13) 134
Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление спосо¬бов и методов реализации интересов и достижения целей (про-граммная функция
Политическое лидерство - это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти.
Легитимация политического строя (функция легитима-ции)
14) 24341
1. Порядок утверждения Советом Федерации изменения границ между субъектами Российской Федерации
2. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью
3. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации
4. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации
5. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица
15) 234
1.В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
2.В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние верховные законодательные, исполнительные и судебные органы.
3.Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента
16) 24 (Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации. Статья 67.7. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы. Статья 67.8. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
17) 245
18) 11221
19) 235
1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования
3. Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)
20) 2-деятельность
1-потребность
8-индивид
5-естесственный
4-социальный
9-идеальный(духовный)

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, базовый и профильный уровни.

Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными организациями высшего образования как результаты вступительных испытаний по обществознанию.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основная цель экзамена - оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций среднего общего образования по обществознанию.

Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).

Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Он нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки обучающихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.

В основе модели экзаменационной работы - деятельностный подход, позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Содержание экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует отнести:

  • включение в КИМ ЕГЭ дидактических единиц и основных умений, формируемых при изучении курса на базовом уровне, за исключением тех, которые определены в стандарте как изучаемые, но не подлежащие проверке в рамках итоговой аттестации, а также требований, соответствие которым не может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная деятельность, устные презентации и т.п.);
  • равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учетом степени их раскрытия в учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2014-2015, 2015-2016 и 2016-2018 учебных годах;
  • соблюдение баланса между формализуемыми элементами знаний и теми компонентами проверки, которые требуют свободно конструируемого ответа.

К основным принципам отбора моделей заданий и формирования структуры КИМ, помимо общих требований и подходов, можно отнести:

  • использование для проверки основных объектов заданий различных типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом содержания, умением, видом познавательной деятельности;
  • соблюдение в каждой части работы принципа постепенного перехода от заданий базового уровня к заданиям повышенного и высокого уровней.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, неадаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

Задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

Задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;

Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

Задание на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений;

Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.

ЕГЭ по обществознанию - самый популярный у сдающих, так как с этим предметом можно поступить на многие специальности, среди которых:

  • экономика
  • социология
  • история
  • филология
  • юриспруденция

Кроме того, обществознание кажется самым простым предметом для сдачи, потому некоторые одиннадцатиклассники выбирают его для галочки.

С каждым годом изменяется содержание экзаменов и необходимо за этим следить. Если проигнорировать изменения в новом году, можно потерять первичные баллы не за знания, а за то, что структура заданий не “уложилась” в голове. В 2018 году экзамен по обществознанию претерпел небольшие изменения.

Какие изменения в ЕГЭ в 2018?

Ежегодные изменения в ЕГЭ по обществознанию направлены на усовершенствование вариантов КИМов, предоставление задач в различных вариациях и на различные темы - таким образом можно узнать, какими знаниями действительно обладает будущий выпускник.

Кардинальные изменения в экзамене были сделаны в 2017 году - из вариантов полностью убрали тестовую часть - с прошлого года отвечать на все вопросы приходится самостоятельно. Что же ждать от ЕГЭ 2018?

Есть несколько изменений, о которых написано на сайте ФИПИ - федерального института педагогических измерений, там же есть демоверсия ЕГЭ по обществознанию.

  • В тексте заданий контрольных измерительных материалов совсем нет задач, ответом на которые мог бы быть один вариант из предложенных. Ответы могут содержать несколько пунктов или развернутый ответ.
  • Чтобы было проще ориентироваться в заданиях, все они объединены в блоки по темам.
  • В задании нет точного числа ответов - если раньше указывалось, сколько вариантов ответов должно быть, сейчас их может быть как 2, так и 3. Школьнику придется подумать, давая ответ, а не вычислять его методом исключения. Демонстрационный вариант поможет натренироваться решать такие задачи.
  • Максимальный первичный балл за работу увеличен с 62 до 64 баллов, таким образом выпускник 11 класса может как набрать больше баллов, так и потерять из-за невнимательности.
  • Задание 28 (составление плана для доклада) оценивается по-другому. Теперь можно заработать за него еще больше баллов.
  • Задание 29 (эссе) изменило формулировку и также по-другому оценивается. За него можно заработать больше баллов, чем раньше.

В целом экзамен по обществознанию не изменился, потому учителям и ученикам не придется заново учиться решать тест.

Как будет проходить экзамен?

Как обычно, основная волна экзаменов проходит с конца мая до начала июля. Для ЕГЭ по обществознанию в 2018 году ориентировочной датой можно считать середину июня. Желающие сдать экзамен пораньше могут сделать это в марте, а выпускники прошлых лет во вторую волну сдачи экзаменов.

ЕГЭ 2018 обществознание длится 235 минут (3 часа 55 минут), за которые выпускник должен успеть решить 29 заданий. Каждый экзаменующийся имеет на своем столе КИМы, в которых можно делать пометки, и черновики - их не проверяют и они не влияют на результаты экзамена.

Как и в предыдущие года, для того, чтобы попасть в пункт проведения экзамена, нужно иметь с собой паспорт и обязательно выложить из кармана телефон. Если обнаружится, что человек списывает, его удаляют с ППЭ, и он больше не имеет права сдавать экзамен в этом году. В каждой аудитории есть камеры для наблюдателей.

Как подготовиться к экзамену по обществознанию?

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию должна начинаться с начала 11 класса. Помочь в этом может демо версия КИМов, которую можно найти и скачать на сайте ФИПИ. Там же стоит прорешать тесты из банка заданий - так можно натренироваться выполнять тест без ошибок. Чтобы не потерять баллы, важно внимательно читать текст задачи и не торопиться.

  • Скачать демоверсию: ege-2018-obs-demo.pdf
  • Скачать архив со спецификацией и кодификатором: ege-2018-obs-demo.zip

ЕГЭ по обществознанию 2018 для учащихся 11 класса – это серьезное испытание, требующее глубоких и осознанных знаний. Это термины и понятия, суждения и абстрактные понятия, обществоведческие и экономические процессы и т. д.

Обществознание – один из кандидатов на включение в список обязательных экзаменов в 2018 году (наряду с историей и физикой). Почему именно общество? Дело в том, что именно этот предмет является наиболее выбираемым среди выпускников.

Что такое обществознание сегодня?

Данный курс существует в школе с начала 90-х годов. Сначала он был экспериментальным и пришел на смену курсу «Обществоведение», который изучался только в 10-м выпускном классе. Сейчас это действительно серьезный предмет, который изучается, начиная с основной школы, и всю старшую школу.

Школьный курс обществознания – это интегративный курс, включающий в себя в качестве составных элементов такие науки:

  1. философия;
  2. социальная психология;
  3. социология;
  4. экономика;
  5. политология;
  6. правоведение.

Обществознание – это предмет, который действует в современном демократическом государстве, отличающемся политическим многообразием, плюрализмом. Основной акцент в курсе делается на социализации, то есть на том, чтобы помочь школьнику, который является гражданином России, освоить все необходимые знания, нужные для того, чтобы быть успешным в обществе.

У человека есть различные роли в социуме:

  • член семьи;
  • труженик, работник;
  • потребитель и т. д.

Обществознание – единственный курс, который дает ученику знания для социализации:

  • знания о семье;
  • об основах нравственных отношений;
  • о том, как устроена экономическая сфера общества;
  • что должен знать потребитель и с какими он может столкнуться проблемами (брать, например, кредит или нет);
  • как устроиться на работу;
  • как написать заявление, когда вступаешь в брак;
  • какой брак у нас признается официальным, а какой – нет и т. д.

Все эти знания помогут выпускнику быть полноправным гражданином, придя в общество, и чувствовать себя уверенно в разных социальных ролях.

Структура ЕГЭ по обществу

Всего 29 заданий

Задания части №1

20 заданий с кратким ответом 9 заданий с развернутым ответом
Время выполнения работы – 235 минут.
Максимальный первичный бал – 62.
Подробнее о заданиях части №1
Вставить пропущенное слово – №1.
Найти обобщающее понятие – №2.
Убрать 2 лишних термина – №3.
Найти 2 верных суждения – №4, №6, №17.
Установить соответствие – №5, №8, №14, №18.
Найти верное суждение – № 7, №11, №13.
Вопрос и поиск верных утверждений – №9, №15, №16, №19.
График по экономике – №10.
Задача-диаграмма – №12.
Текст с пропущенными словами – №20.
Чтобы справиться с первой частью экзамена по обществу, важно знать, понимать теорию, разбираться в ней и практиковать выполнение различных типов заданий.

Задания части №2

Работа с текстом (№21–№24):

№21 – воспроизведение информации из текста;
№22 – нужно не только воспроизвести информацию устно, но и интерпретировать её;
№23 – это некая характеристика плюс дополнительные задания по этому тексту;
№24 – использование обществоведческих знаний;
№25 – нужно написать понятие и к нему составить 2 предложения;
№26 – конкретизация приведенных положений;
№27 – практическая задача;
№28 – составление сложного плана (5–7 пунктов, 2 из которых должны быть раскрыты подпунктами);
№29 – эссе (самое дорогое по баллам в работе по обществознанию – 5 баллов).

Какие вузы требуют сертификат по обществу?

В силу специфики интегративного характера курса обществознания любые гуманитарные специальности в вузах:

  • экономических;
  • юридических;
  • социологических;
  • некоторых педагогических требуют сертификат о сдаче ЕГЭ по данному предмету.

Подготовку к экзамену надо начинать так: взять демоверсию ЕГЭ и прорешать самостоятельно, заодно подсчитав свои реальные баллы. Это нужно сделать для того, чтобы понять, насколько вы готовы к экзамену.

На сайте ФИПИ публикуются все основные документы:

  1. спецификация;
  2. кодификатор;
  3. демоверсия;
  4. методические рекомендации.

В едином открытом федеральном банке заданий можно найти основные типовые модели вопросов экзамена.
Традиционно обо всех изменениях ЕГЭ становится известно в августе текущего учебного года. Дата проведения экзамена будет известна в начале января 2018 года.

Углубляйте свои знания по предмету «Обществознание» и тренируйтесь в решении различных вариантов контрольно-измерительных материалов по каждой из изученных тем кодификатора, и результат не заставит себя ждать! Удачи всем!

Структура ЕГЭ по обществу

Всего 29 заданий
1 часть 2 часть
20 заданий с кратким ответом 9 заданий с развернутым ответом