Цитаты лессинг готхольд эфраим. Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы готхольд эфраим лессинг Лессинг готхольд эфраим цитаты

Готхольд Эфраим Лессинг

(1729-1781 гг.)

драматург,

теоретик искусства, литературный критик,

основоположник немецкой классической литературы

Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней – это, в сущности, одно и то же.


Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании, – не приучат юношество к самостоятельному размышлению.


Весьма полезно слово «почти», когда желают что-нибудь сказать и вместе с этим ничего не сказать.


В некоторых случаях женщина намного проницательнее сотни мужчин.


Воспитание не дает человеку ничего такого, чего он сам по себе не мог бы достигнуть, но оно достигает всего скорее и легче.


В том-то и заключалось преимущество древних, что они во всем умели отыскать меру.


Высшая похвала художнику – это когда перед его произведением забываешь о похвалах.


Герой – это муж, знающий, что есть блага, которые дороже жизни; муж, посвятивший свою жизнь служению государству, себя одного – служению многим.


Горячая лошадь вместе со всадником может сломать себе шею как раз на той тропинке, по которой осторожный осел идет не спотыкаясь.


Если б люди всегда думали об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали.


Если глупец и подаст невзначай хороший совет, то выполнить его следует умному человеку.



Злые люди всегда ищут местечко потемнее, уже потому, что они злые. Но что толку, если они и скроются от всего света? Совесть-то поважнее целого света, обвиняющего нас.


Изысканная, напыщенная, чопорная речь несовместима с чувством. Она не служит истинным его выражением и не может его вызвать. Но чувство вполне мирится с самыми простыми, обыкновенными, даже пошлыми словами и выражениями.


Искреннее переживание – самое спорное в таланте актера. Оно может быть там, где его не замечают, и, наоборот, можно предполагать его там, где его совсем нет.


Исполнять обязанности дружбы несколько потрудней, чем восхищаться ею.


Как печально, что мы не можем рисовать непосредственно глазом! Как много пропадает на длинном пути – из глаза – через руку – в кисть!


Как далеко актеру, который только понимает какое-нибудь место, до актера, который в то же время переживает его!


Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов.


«Кто захочет написать тебя, когда никто не хочет видеть тебя», – говорит старый сочинитель эпиграмм очень безобразному человеку.


Кто из людей премудрым не мнит себя?


Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал.


Кто при известных обстоятельствах не лишается ума, тот не имел чего лишиться.


Любить надо бескорыстно.


Люди не всегда бывают тем, чем кажутся.


Мечтатель часто верно определяет будущее, но он не хочет дожидаться его. Он хочет своими усилиями приблизить его. То, на что природе нужны тысячи лет, он хочет видеть совершенным во время своей жизни.


Мир житейский – это часы, гири которых – деньги, а маятник – женщина.


Набожным восторгам предаваться

Безмерно легче, чем творить добро.

Знай, слабый человек, хоть он подчас

Того и сам не ведает, охотно

В восторженном безделье пребывает,

Чтоб только добрых дел не совершать.


Не все те свободны, кто смеется над своими цепями.


Некоторые люди знамениты, а некоторые заслуживают быть знаменитыми.


Не может быть великим то, что не правдиво.


Непростительная гордость – не хотеть быть обязанным любимому человеку своим счастьем.


Неужели вы думаете, что Рафаэль не был бы величайшим гением живописи, если бы он, благодаря несчастной случайности, родился без рук?


Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими.


Ничтожна та любовь, что не страшится навлечь презрение на любимую.


Ничто ненастоящее не может быть великим.


Ничто не придает столько выражения и жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях; без жестов самое кривое лицо маловыразительно.


Одна женщина никогда не признает прелесть другой.


Ожидание радости тоже есть радость.


Очаровательная грация, это – красота в движении, и потому она менее удается живописцу, чем поэту.


Перед призраком Гамлета волосы поднимаются у всех – покрывают ли они верующий или неверующий мозг.


Переполненное сердце не может взвешивать слова.


Плохо, если царь

Орел средь падали, но ежель он

Сам падаль средь орлов – пиши пропало!


Подобно тому как комплимент бывает редко без лжи, так и грубость редко бывает без известной доли правды.


Подпасть пороку по неведению – одно, знать его и тем не менее в нем погрязнуть – совсем другое.


Последовательные действия не могут, как таковые, стать объектами живописи; она должна довольствоваться одновременными действиями или телами, которые своим положением заставляют предполагать действие.


Природа намеревалась сделать женщину вершиной творения, но ошиблась глиной и выбрала слишком мягкую.


Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?


Равенство – самая прочная основа любви.


Радоваться в одиночку грустно.


Разве смеяться – дурно? И разве нельзя смеяться, сохраняя полную серьезность?.. Смех лучше сохраняет нам разум, нежели досада и огорчения.


Разговаривая, редко высказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостает.


Разумный актер никогда не выдвинет свою роль, где это не является необходимым, в ущерб другим ролям.


Самое меньшее благо в жизни – это богатство; самое большое – мудрость.


Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно.


Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью.


Солдатом надо быть во имя отчизны или из любви к делу, за которое идешь в бой. Без цели служить сегодня здесь, а завтра там – значит быть подручным мясника, не более.


Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами.


Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок.


Суеверия, в которых мы выросли, не теряют своей власти над нами даже и тогда, когда мы познали их.


Судьба подчас чересчур уж сильно замахивается, когда хочет легонько стукнуть нас. Казалось, она вот-вот нас раздавит, а на самом-то деле она всего лишь комара у нас на лбу прихлопнула.


То, что однажды напечатано, становится достоянием всего мира на вечные времена.


Труднее исполнить обязанности дружбы, чем быть в восторге от них.


Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать.


Хорошее и даже самое лучшее быстро приедается, если оно становится повседневным.


Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их.


Чем красивее женщина, тем она должна быть честнее, потому что только честностью она может противодействовать тому вреду, который способна произвести ее красота.


Я давно уже считал, что двор – не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта – снова сделать из этих машин людей.


Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.


Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.


Очарование – это красота в движении.


Воображение… сообразуется с нашими деяниями, и если эти деяния отвечают тому, что мы зовем нашим долгом, нашей добродетелью, то воображение лишь приумножает для нас покой и радость.


Люди, сознающие, что и они блуждали по запретным тропам, не могут быть слишком строги. Да и не должны. Важны ведь не преграды, которые добродетель воздвигает перед любовью, важно уметь прощать человеческую слабость тем, кто оставил позади эти преграды, и разумно судить о вытекающих отсюда последствиях.


Большинство людей слушает рассказы о привидениях днем с удовольствием, вечером же не без чувства страха.

Человек – кто он? Слишком плох для Божьего творения; чересчур хорош, чтобы быть работой слепого случая.

Большинство людей слушает рассказы о привидениях днем с удовольствием, вечером же не без чувства страха.

Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней - это, в сущности, одно и то же.

В некоторых случаях женщина намного проницательнее сотни .

В том-то и заключалось преимущество древних, что они во всем умели отыскать меру.

Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании, - не приучат юношество к самостоятельному размышлению.

Весьма полезно слово «почти», когда желают что-нибудь сказать и вместе с этим ничего не сказать.

Воображение… сообразуется с нашими деяниями, и если эти деяния отвечают тому, что мы зовем нашим долгом, нашей добродетелью, то воображение лишь приумножает для нас покой и радость.

Воспитание не дает человеку ничего такого, чего он сам по себе не мог бы достигнуть, но оно достигает всего скорее и легче.

Высшая похвала художнику - это когда перед его произведением забываешь о похвалах.

Уж лучше несправедливость, чем ее совершать.

Хорошее и даже самое лучшее быстро приедается, если оно становится повседневным.

Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их.

Человек человеку все-таки ближе, чем ангел.

Чем красивее женщина, тем она должна быть честнее, потому что только честностью она может противодействовать тому вреду, который способна произвести ее красота.

Я давно уже считал, что двор - не место для поэта, который должен изучать . Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта - снова сделать из этих машин людей.

Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.

Готхольд Эфраим Лессинг

(1729-1781 гг.)

драматург,

теоретик искусства, литературный критик,

основоположник немецкой классической литературы

Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней – это, в сущности, одно и то же.

Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании, – не приучат юношество к самостоятельному размышлению.

Весьма полезно слово «почти», когда желают что-нибудь сказать и вместе с этим ничего не сказать.

В некоторых случаях женщина намного проницательнее сотни мужчин.

Воспитание не дает человеку ничего такого, чего он сам по себе не мог бы достигнуть, но оно достигает всего скорее и легче.

В том-то и заключалось преимущество древних, что они во всем умели отыскать меру.

Высшая похвала художнику – это когда перед его произведением забываешь о похвалах.

Герой – это муж, знающий, что есть блага, которые дороже жизни; муж, посвятивший свою жизнь служению государству, себя одного – служению многим.

Горячая лошадь вместе со всадником может сломать себе шею как раз на той тропинке, по которой осторожный осел идет не спотыкаясь.

Если б люди всегда думали об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали.

Если глупец и подаст невзначай хороший совет, то выполнить его следует умному человеку.

Злые люди всегда ищут местечко потемнее, уже потому, что они злые. Но что толку, если они и скроются от всего света? Совесть-то поважнее целого света, обвиняющего нас.

Изысканная, напыщенная, чопорная речь несовместима с чувством. Она не служит истинным его выражением и не может его вызвать. Но чувство вполне мирится с самыми простыми, обыкновенными, даже пошлыми словами и выражениями.

Искреннее переживание – самое спорное в таланте актера. Оно может быть там, где его не замечают, и, наоборот, можно предполагать его там, где его совсем нет.

Исполнять обязанности дружбы несколько потрудней, чем восхищаться ею.

Как печально, что мы не можем рисовать непосредственно глазом! Как много пропадает на длинном пути – из глаза – через руку – в кисть!

Как далеко актеру, который только понимает какое-нибудь место, до актера, который в то же время переживает его!

Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов.

«Кто захочет написать тебя, когда никто не хочет видеть тебя», – говорит старый сочинитель эпиграмм очень безобразному человеку.

Кто из людей премудрым не мнит себя?

Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал.

Кто при известных обстоятельствах не лишается ума, тот не имел чего лишиться.

Любить надо бескорыстно.

Люди не всегда бывают тем, чем кажутся.

Мечтатель часто верно определяет будущее, но он не хочет дожидаться его. Он хочет своими усилиями приблизить его. То, на что природе нужны тысячи лет, он хочет видеть совершенным во время своей жизни.

Мир житейский – это часы, гири которых – деньги, а маятник – женщина.

Набожным восторгам предаваться

Безмерно легче, чем творить добро.

Знай, слабый человек, хоть он подчас

Того и сам не ведает, охотно

В восторженном безделье пребывает,

Чтоб только добрых дел не совершать.

Не все те свободны, кто смеется над своими цепями.

Некоторые люди знамениты, а некоторые заслуживают быть знаменитыми.

Не может быть великим то, что не правдиво.

Непростительная гордость – не хотеть быть обязанным любимому человеку своим счастьем.

Неужели вы думаете, что Рафаэль не был бы величайшим гением живописи, если бы он, благодаря несчастной случайности, родился без рук?

Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими.

Ничтожна та любовь, что не страшится навлечь презрение на любимую.

Ничто ненастоящее не может быть великим.

Ничто не придает столько выражения и жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях; без жестов самое кривое лицо маловыразительно.

Одна женщина никогда не признает прелесть другой.

Ожидание радости тоже есть радость.

Очаровательная грация, это – красота в движении, и потому она менее удается живописцу, чем поэту.

Перед призраком Гамлета волосы поднимаются у всех – покрывают ли они верующий или неверующий мозг.

Переполненное сердце не может взвешивать слова.

Плохо, если царь

Орел средь падали, но ежель он

Сам падаль средь орлов – пиши пропало!

Подобно тому как комплимент бывает редко без лжи, так и грубость редко бывает без известной доли правды.

Подпасть пороку по неведению – одно, знать его и тем не менее в нем погрязнуть – совсем другое.

Последовательные действия не могут, как таковые, стать объектами живописи; она должна довольствоваться одновременными действиями или телами, которые своим положением заставляют предполагать действие.

Природа намеревалась сделать женщину вершиной творения, но ошиблась глиной и выбрала слишком мягкую.

Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?

Равенство – самая прочная основа любви.

Радоваться в одиночку грустно.

Разве смеяться – дурно? И разве нельзя смеяться, сохраняя полную серьезность?.. Смех лучше сохраняет нам разум, нежели досада и огорчения.

Разговаривая, редко высказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостает.

Разумный актер никогда не выдвинет свою роль, где это не является необходимым, в ущерб другим ролям.

Самое меньшее благо в жизни – это богатство; самое большое – мудрость.

Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно.

Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью.

Солдатом надо быть во имя отчизны или из любви к делу, за которое идешь в бой. Без цели служить сегодня здесь, а завтра там – значит быть подручным мясника, не более.

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами.

Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок.

Суеверия, в которых мы выросли, не теряют своей власти над нами даже и тогда, когда мы познали их.

Судьба подчас чересчур уж сильно замахивается, когда хочет легонько стукнуть нас. Казалось, она вот-вот нас раздавит, а на самом-то деле она всего лишь комара у нас на лбу прихлопнула.

То, что однажды напечатано, становится достоянием всего мира на вечные времена.

Труднее исполнить обязанности дружбы, чем быть в восторге от них.

Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать.

Хорошее и даже самое лучшее быстро приедается, если оно становится повседневным.

Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их.

Чем красивее женщина, тем она должна быть честнее, потому что только честностью она может противодействовать тому вреду, который способна произвести ее красота.

Я давно уже считал, что двор – не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта – снова сделать из этих машин людей.

Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Очарование – это красота в движении.

Воображение… сообразуется с нашими деяниями, и если эти деяния отвечают тому, что мы зовем нашим долгом, нашей добродетелью, то воображение лишь приумножает для нас покой и радость.

Люди, сознающие, что и они блуждали по запретным тропам, не могут быть слишком строги. Да и не должны. Важны ведь не преграды, которые добродетель воздвигает перед любовью, важно уметь прощать человеческую слабость тем, кто оставил позади эти преграды, и разумно судить о вытекающих отсюда последствиях.

Большинство людей слушает рассказы о привидениях днем с удовольствием, вечером же не без чувства страха.

Человек человеку все-таки ближе, чем ангел.

Если тебе придется услышать о чьей-либо чудовищной неблагодарности, разберись сперва как следует во всех обстоятельствах этого дела, а потом уж решай, заслужил ли тот человек такой позорный упрек. Истинные благодетели редко когда упрекнут кого-нибудь в неблагодарности, и даже – хочется верить, к чести людей, – никогда. А благодетели с мелкими своекорыстными намерениями пусть винят себя сами, что вместо признательности пожинают неблагодарность.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора

Дорис ЛЕССИНГ (р. 1919), английская писательница Мужчина никогда ничего не просит у женщины – ну, разве что иногда он просит все, но лишь на то время, пока ему это нужно. * * * Как бы тщательно двое ни выбирали друг друга, они никогда не могут быть всем друг для друга. * * * Вам не

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Готхольд ЛЕССИНГ (1729–1781) немецкий писатель и критик Кто при известных обстоятельствах не лишается ума, тот не имел чего лишиться. * * * Большинство людей слушает рассказы о привидениях днем с удовольствием, вечером же не без чувства страха. * * * Ожидание удовольствия - уже

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Готхолъд Эфраим Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing) Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье (Minna von Barnhelm oder das Soldatengl?ck)Комедия (1772)Майор в отставке фон Телльхейм живет в берлинской гостинице со своим верным слугой Юстом, не имея средств к существованию. Хозяин гостиницы

Из книги автора

ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) – немецкий философ, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель.* * * Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами. Если б люди всегда думали об исходе своих начинаний,

Из книги автора

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781) - немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало

Из книги автора

ЛЕССИНГ, Готхольд (Lessing, Gotthold, 1729–1781), немецкий писатель и критик 475 Неверно, что самой короткой линией всегда должна быть прямая. «Воспитание человечества» (1780), § 91 ? Человек: Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991, с. 386 О путях Провидения; в данном

Дата публикации: 2011-10-05 02:27:00

Лессинг Готхольд Эфраим , знаменитый немецкий писатель-драматург, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы, родился в 1729 г. в саксонском городе Каменце в семье пастора. Рано начал писать стихи и пьесы. Окончив школу, учился в Лейпцигском университете (1746—1748) на физико-математическом факультете.

В 1748 г. он переезжает в Виттенберг, где учится в местном университете, а окончив его, оказался в Берлине, где сблизился с просветителями Мендельсоном и Николаи. Его интересы и душевные склонности, как и прежде, принадлежали поэзии и драматургии, и потому друзьями его юности были не ученые, а люди театрального мира. При их содействии он поставил свою юношескую пьесу «Молодой ученый». Активно занимается переводами, сотрудничает в газете. В 1751 г. в Виттенберге получает звание магистра. Отказавшись от какой-либо службы, он вел независимое существование полуголодного свободного литератора, из-под пера которого выходили критические статьи и пьесы, лейтмотивом которых является отстаивание гуманности и веротерпимости. Не случайна например его антипатия к официальным должностям — государственная служба неминуемо накладывает обязательства, лишающие человека независимости. Так в Бреславле (1760— 1765) он отказался от очень выгодного места, объясняя свой отказ тем, что «король прусский платит только тем, кто согласен отречься от своей независимости». По этой же причине он отказался и от профессуры в Кенигсберге.

К художественному творчеству Лессинг обратился сравнительно рано. Когда он писал рецензии для «Берлинской привилегированной газеты», то был уже довольно известным писателем, автором ряда комедий («Молодой ученый» (1747), «Мизоген», «Старая дева» (1748), «Евреи», «Вольнодумец» (1749) и «Клад» (1750), написанных в манере Мольера — Мариво — Детуша, ряда басен, од, дидактических стихотворений, эпиграмм и анакреонтических песен.

В 1755 г. он создает первую в Германии семейную «мещанскую» драму — пьесу «Мисс Сара Сампсон», — принесшую Лессингу известность. С 1759 до 1765 г. он издает «Письма, касающиеся новейшей литературы», которые произвели огромное впечатление на литературную богему Германии и обеспечили Лессингу место во главе немецкой журналистики.

В 1760 г. Лессинг становится секретарем при губернаторе Силезии. В 1766 г. он пишет трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором обосновывается учение о развитии и полноте отражения жизни, являющейся первоосновой искусства. В 1767—1769 гг. Лессинг участвует в организации Гамбургского национального театра, положив своими отзывами на спектакли начало новой эпохи в истории развития немецкой театральной критики. С 1770 г. он заведует Вольфенбюттельской герцогской библиотекой. Это наиболее тяжелый период в его жизни. С ним тесно связано замечательнейшее произведение Лессинга. — трагедия в прозе «Эмилия Галотти» (1772), изображавшая преступления самодержавного итальянского князька, готового ради обладания понравившейся ему девушкой убить ее жениха. Трагедия стала открытым вызовом немецкому княжескому деспотизму.

Последнее десятилетие жизни Лессинг проводит в изматывающей борьбе с церковной ортодоксией, с помощью которой абсолютизм душил любые проявления свободомыслия. Умер в 1781 г. в Брауншвейге.

Цитаты:

  • Воображение... сообразуется с нашим деяниями, и если эти деяния отвечают тому, что мы зовем нашим долгом, нашей добродетелью, то воображение лишь приумножает для нас покой и радость.
  • В том-то и заключается преимущество древних, что они во всем умели отыскать меру.
  • Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов.
  • Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.
  • Кто из людей премудрым Не мнит себя?
  • Злые люди всегда ищут местечко потемнее уже потому, что они злые. Но что толку, если они и скроются от всего света? Совесть-то поважнее целого света, обвиняющего нас.
  • Изысканная, напыщенная, чопорная речь несовместима с чувством. Она не служит истинным его выражением и не может его вызвать. Но чувство вполне мирится с самыми простыми, обыкновенными, даже пошлыми словами и выражениями.
  • Искреннее переживание — самое спорное в таланте актера. Оно может быть там, где его не замечают; и наоборот, можно предполагать его там, где его совсем нет.
  • Исполнять обязанности дружбы несколько трудней, чем восхищаться ею.
  • Как далеко актеру, который только понимает какое-нибудь место, до актера, который в то же время переживает его!
  • Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их не искал.
  • Кто при известных обстоятельствах не лишается ума, тот не имел чего лишиться.
  • Люди не всегда бывают тем, чем кажутся.
  • Люди, сознающие, что и они блуждали по запретным тропам, не могут быть слишком строги. Да и не должны. Важны ведь не преграды, которые добродетель воздвигает перед любовью, важно уметь прощать человеческую слабость тем, кто оставил позади эти преграды, и разумно судить о вытекающих отсюда последствиях.
  • Если тебе придется услышать о чьей-либо чудовищной неблагодарности, разберись сперва как следует во всех обстоятельствах этого дела, а потом уж решай, заслужил ли тот человек такой позорный упрек. Истинные благодетели редко когда упрекнут кого-нибудь в неблагодарности, и даже — хочется верить, к чести людей, — никогда. А благодетели с мелкими своекорыстными намерениями пусть винят себя сами, что вместо признательности пожинают неблагодарность.
  • Есть очень мало голосов, которые при крайнем напряжении не стали бы противными; и слишком быстрые, слишком бурные движения редко бывают благородными.
  • Мир житейский — это часы, гири которых — деньги, а маятник — женщина.
  • Высшая похвала художнику — это когда перед его произведением забываешь о похвалах.
  • Герой — это муж, знающий, что есть блага, которые дороже жизни; муж. посвятивший свою жизнь служению государству, себя одного — служению многим.
  • Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней — это, в сущности, одно и то же.
  • Очарование — это красота в движении.
  • Перед призраком отца Гамлета волосы поднимаются у всех — покрывают ли они верующий или неверующий мозг.
  • Переполненное сердце не может взвешивать слова.
  • Непростительная гордость — не хотеть быть обязанным любимому человеку своим счастьем.
  • Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами.
  • Старый художник сказал ученику, нарисовавшему богато разукрашенную Елену: «Ты не мог изобразить ее прекрасной, поэтому ты изобразил ее богатой».
  • Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок.
  • Судьба должна быть необходимым следствием действий, действия — страстей, страсти — характеров.
  • Руины одного нужны вечно живой природе для жизни другого.
  • Самое меньшее благо в жизни — это богатство; самое большое — мудрость.
  • Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно.
  • Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью.
  • Солдатом надо быть во имя отчизны или из любви к делу, за которое идешь в бой. Без цели служить сегодня здесь, а завтра там — значит быть подручным мясника, не более.
  • Судьба подчас чересчур уж сильно замахивается, когда хочет легонько стукнуть нас. Казалось, она вот-вот нас раздавит, а на самом-то деле она всего лишь комара у нас на лбу прихлопнула.
  • Суеверия, в которых мы выросли, не теряют своей власти над нами даже и тогда, когда мы познали их.
  • Считать себя счастливее или несчастнее, чем на самом деле, — обычное заблуждение молодости.
  • То, что однажды напечатано, становится достоянием мира на вечные времена.
  • Радоваться в одиночку грустно.
  • Разве смеяться — дурно? И разве нельзя смеяться, сохраняя полную серьезность?.. Смех лучше сохраняет нам разум, нежели досада и огорчения.
  • Разговаривая, редко высказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостает.
  • Разумный актер никогда не выдвинет свою роль, где это не является необходимым, в ущерб другим ролям.
  • Удовольствие так же необходимо, как работа.
  • Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать.
  • Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими.
  • Ничтожна та любовь, что не страшится навлечь презрение на любимую.
  • Ничто не придает столько выражения и жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях; без жестов самое красивое лицо маловыразительно.
  • Одна женщина никогда не признает прелесть другой.
  • Ожидание радости тоже есть радость.
  • Плохо, если царь Орел средь падали, но ежель он Сам падаль средь орлов — пиши пропало!
  • Подобно тому как комплимент бывает редко без лжи, так и грубость редко бывает без известной доли правды.
  • Я давно уже считал, что двор — не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта — снова сделать из этих машин людей.
  • Хорошее и даже самое лучшее быстро приедается, если оно становится повседневным.
  • Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их.
  • Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.
  • Подпасть пороку по неведению — одно, знать его и тем не менее в нем погрязнуть — совсем другое.
  • Последовательные действия не могут, как таковые, стать объектами живописи; она должна довольствоваться одновременными действиями или телами, которые своим положением заставляют предполагать действие.
  • Природа намеревалась сделать женщину вершиной творения, но ошиблась глиной и выбрала слишком мягкую.
  • Набожным восторгам предаваться Безмерно легче, чем творить добро.
  • Знай, слабый человек, хоть он подчас Того и сам не ведает, охотно В восторженном безделье пребывает, Чтоб только добрых дел не совершать.
  • Не все те свободны, кто смеется над своими цепями.
  • Не может быть великим то, что не правдиво.
  • Птицу можно поймать. Но можно ли сделать, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?
  • Равенство — самая прочная основа любви.
  • В некоторых случаях женщина намного проницательнее сотни мужчин.
  • Горячая лошадь вместе со всадником может сломать себе шею как раз на той тропинке, по которой осторожный осел идет не спотыкаясь.
  • Если б люди всегда думали об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали.
  • Если глупец и подаст невзначай хороший совет, то выполнить его следует умному человеку.

Готхольд Эфраим Лессинг, родился 22 января 1729 года, в городе Каменц, Саксония. Немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Автор произведений - "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии", "Материалы к Фаусту", "Гамбургская драматургия", "Минна фон Барнхельм, или солдатское счастье", "Мисс Сара Сампсон" и др. Умер 15 февраля 1781 года, в городе Брауншвейг.

  • Любить надо бескорыстно.
  • Радоваться в одиночку грустно.
  • Ожидание радости тоже есть радость.
  • Очарование - это красота в движении.
  • Люди не всегда бывают тем, чем кажутся.
  • Равенство - самая прочная основа любви.
  • Не может быть великим то, что не правдиво.
  • Человек человеку все-таки ближе, чем ангел.
  • Переполненное сердце не может взвешивать слова.
  • Одна женщина никогда не признает прелесть другой.
  • Поиск истины значительно ценнее, чем обладание ею.
  • Не все те свободны, кто смеется над своими цепями.
  • Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов.
  • Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать.
  • Я слишком много читал, чтобы остаться в здравом уме.
  • Руины одного, нужны вечно живой природе, для жизни другого.
  • Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.
  • В некоторых случаях женщина намного проницательнее сотни мужчин.
  • Ничтожна та любовь, что не страшится навлечь презрение на любимую.
  • Мир житейский - это часы, гири которых - деньги, а маятник - женщина.
  • Исполнять обязанности дружбы несколько потрудней, чем восхищаться ею.
  • Самое меньшее благо в жизни - это богатство; самое большое - мудрость.
  • Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их.
  • Кто при известных обстоятельствах не лишается ума, тот не имел чего лишиться.
  • Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок.
  • Хорошее и даже самое лучшее быстро приедается, если оно становится повседневным.
  • Высшая похвала художнику - это когда перед его произведением забываешь о похвалах.
  • Непростительная гордость - не хотеть быть обязанным любимому человеку своим счастьем.
  • Если б люди всегда думали об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали.
  • Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами.
  • Если глупец и подаст невзначай хороший совет, то выполнить его следует умному человеку.
  • Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал.
  • Птицу можно поймать. Но можно ли сделать так, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха?
  • Природа намеревалась сделать женщину вершиной творения, но ошиблась глиной и выбрала слишком мягкую.
  • Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели.
  • Суеверия, с которыми мы выросли, не теряют своей власти над нами даже тогда, когда мы познали их. Не все те свободны, кто смеется над своими цепями.
  • Есть очень мало голосов, которые при крайнем напряжении не стали бы противными; и слишком быстрые, слишком бурные движения редко бывают благородными.
  • Солдатом надо быть во имя отчизны или из любви к делу, за которое идешь в бой. Без цели служить сегодня здесь, а завтра там - значит быть подручным мясника, не более.
  • Истинная и всеобщая польза комедии заключается в развитии нашей способности легко и быстро подмечать смешное под каким бы то ни было покровом страсти или моды, равно как и под морщинами торжественной серьезности.
  • Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.
  • Если тебе придется услышать о чьей-либо чудовищной неблагодарности, разберись сперва как следует во всех обстоятельствах этого дела, а потом уж решай, заслужил ли тот человек такой позорный упрек. Истинные благодетели редко когда упрекнут кого-нибудь в неблагодарности, и даже - хочется верить, к чести людей, - никогда. А благодетели с мелкими своекорыстными намерениями пусть винят себя сами, что вместо признательности пожинают неблагодарность