Аварии и теракты в московском метрополитене. Аварии и теракты в московском метрополитене Тайна за семью печатями

1996 год, «Тульская» и «Нагатинская», Москва

Первый в истории современной России теракт в метро произошел 11 июня 1996 года на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская». В вагоне под пассажирским сидением сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 500 граммов тротила. Погибли четыре человека, еще 12 получили ранения. Спустя полтора года были задержаны двое подозреваемых, имена которых не разглашались.

1996 год, «Площадь Ленина» - «Выборгская», Санкт-Петербург

В ночь на 19 декабря 1996 года в поезде, следовавшем от станции метро «Площадь Ленина» к станции «Выборгская» в Санкт-Петербурге сработало взрывное устройство мощностью около 200 граммов тротилового эквивалента. В результате контузию получил один пассажир, он был госпитализирован. По характеру повреждений и по силе взрыв был аналогичен тому, который произошел летом того же года в московском метро.

1998 год, «Третьяковская», Москва

На станции «Третьяковская» 1 января 1998 года сработало самодельное взрывное устройство. Бомба была маломощной. В результате теракта были госпитализированы три человека с ранениями различной тяжести. Официальной информации о раскрытии преступления нет.

2000 год, «Пушкинская», Москва

Взрыв произошел 8 августа 2000 года в переходе станции метро «Пушкинская». Погибли 13 человек, еще 118 получили ранения. Как установило следствие, сработало самодельное взрывное устройство весом около 800 граммов в тротиловом эквиваленте, которое содержало гексоген.

2001 год, «Белорусская», Москва

Взрыв прогремел 5 февраля 2001 года на станции метро «Белорусская-Кольцевая». Устройство мощностью 0,5 кг тротила было заложено на платформе под массивную мраморную скамью. Осколками были ранены девять человек.

2004 год, «Автозаводская» - «Павелецкая», Москва

Взрыв в поезде, следовавшем в центр, произошел 6 февраля 2004 года между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Взрывное устройство, начиненное металлическими предметами, мощностью около 4 кг тротила было приведено в действие террористом-смертником, погиб 41 человек, 250 получили ранения.

2004 год, «Рижская», Москва

У вестибюля станции метро «Рижская» 31 августа 2004 года сработало взрывное устройство мощностью 2 кг тротила. По версии следствия, теракт должен был быть совершен в метро, но у дверей станции «Рижская» дежурили милиционеры, и террористка-смертница не решилась приблизиться к ним. Погибли 10 человек, в том числе террористка и один из лидеров так называемого «карачаевского джамаата» Николай Кипкеев, который принимал участие в подготовке и осуществлении теракта. Еще 46 человек получили ранения.

Дела о взрывах на «Рижской», на перегоне «Автозаводская» - «Павелецкая» и в Воронеже позже были объединены в одно, трое сообщников террористов были осуждены пожизненно.

2010 год, «Лубянка», «Парк культуры», Москва

В столичном метрополитене 29 марта 2010 года сработали две бомбы: первая - на станции «Лубянка», вторая взорвалась через полчаса на «Парке культуры». В результате двух терактов погибли 39 человек, более 70 были госпитализированы.

Взрывные устройства привели в исполнение террористки-смертницы. В июле 2010 года были задержаны шесть женщин-смертниц и двое мужчин, готовивших новые теракты. МВД и ФСБ 21 августа 2010 года провели в Дагестане спецоперацию, в ходе которой был ликвидирован непосредственный организатор терактов в метро - Магомедали Вагабов.

После взрывов Дмитрий Медведев, являвшийся тогда президентом страны, поручил усилить меры безопасности в метрополитене и на объектах транспорта по всей стране.

2017 год, «Технологический институт» - «Сенная площадь», Санкт-Петербург

Взрыв неустановленного устройства произошел около 14:40 мск в вагоне поезда на перегоне между станциями метро «Технологический институт» и «Сенная площадь» в Петербурге. Национальный антитеррористический комитет координирует работу экстренных служб на месте событий. Девять человек погибли, более 20 пострадали. Президент России Владимир Путин заявил, что следствие рассмотрит все версии произошедшего, в том числе криминальную, бытовую и теракт.

Взрыв на станции «Площадь Революции»

Информация о терактах появилась только спустя два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя несколько месяцев по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре - расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ . По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными .

Сход с рельсов поезда на перегоне «Автозаводская» - «Коломенская» (1979 год)

На Горьковско-Замоскворецкой линии 15 апреля года произошел сход поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек, и кузова упали на путь. Последствия схода устраняли почти сутки. Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы. Этот случай заставил метрополитен разработать специальное устройство для контроля габарита вагона по нижней кромке (точке) корпуса редуктора (УКГ). Этими устройствами оборудовали все линии. Причины аварии рассматривала специальная научно-техническая комиссия. Она установила, что при разработке габарита вагона типа «Е» (нижних его точек) не были учтены все особенности конструкции этого типа вагонов, особенно уменьшение диаметра колес и высоты буксового штыря.

Авария на станции «Автозаводская» ускорила оснащение ПВС депо немецким спецавтомобилем «УНИМОГ», а также переоборудование техкабинета с пультом для аварийных игр локомотивных бригад. Всё оборудование вагона типа «Е» было действующим и работающим в штатном режиме.

Пожар на перегоне «Третьяковская» - «Октябрьская» (1981 год)

12 июня 1981 года на перегоне Третьяковская - Октябрьская возник пожар в деревянном ящике с аккумуляторными батареями под вагоном. Сгорели четыре вагона. Пострадали несколько пожарных, отравившись продуктами горения. Жертв не было . По другим данным, погибли минимум 7 человек . Причина - неисправ­ность аккумулятора .

Пожар на строительстве перегонного тон­неля (1982 год)

В 1982 году во время строительства перегонного тон­неля щитовым способом на участке трассы, где раньше находилась автозаправочная станция произошёл пожар. Загорелся нефтенасыщенный грунт, поступивший из забоя .

Пожар в подземной пневматической мастерской (1982 год)

В помеще­нии подземной пневматической мастерской в результате «грубого нарушения в эксплуата­ции электромеханического хозяйства» возник пожар .

Авария эскалаторов на «Авиамоторной» (1982 год)

Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля года на станции «Авиамоторная » в результате поломки эскалатора , вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.

Примерно в 16:30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость, в 2 - 2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора - около 100 человек - скатились вниз. В 17:10 вход на станцию был ограничен, в 17:35 перекрыт, в 17:45 станция «Авиамоторная» была полностью закрыта - поезда проследовали её без остановки.

Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших - это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?

Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на неё людей, и люди действительно проваливались сквозь неё, однако никаких механизмов под балюстрадой нет - люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Многие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

Точное количество жертв - 8 погибших и 30 раненых - было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырёх эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев, с момента установки тормозных систем по день катастрофы, все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения - тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена - произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм .

Повреж­дение обделки тоннеля (1983 год)

Обвал породы (1986 год)

В 1986 году во время сооружения пересадочного узла был нарушен проект. В результате при проходке фурнели снизу вверх произошёл вывал породы .

Пожар в поезде на станции «Павелецкая»

Сильно обгорели несколько хвостовых вагонов поезда. На станции сильно пострадала облицовка южной части, построенной в 1943 году. Потребовалась значительная реконструкция, поэтому теперь самая древняя часть станции выглядит более современной, нежели основная колонная часть, открытая при реконструкции 1953 года.

После этого случая началась разработка автоматической системы пожаротушения для вагонов Московского метрополитена. К 1994 году коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена .

Случаи загазованности (1989 год)

В 1989 году при строительстве метро произошли сразу два случая загазованности. В одном случае из-за нарушения режима проветривания при проходке фурнели в забое снизилось содержание кислорода в атмосфере. В втором случае при выполнении работ по искусственно­му замораживанию грунтов произошла утеч­ка жидкого азота в тран­шею, где находились люди .

После 1991 года

Пожар на Серпуховско-Тимирязевской линии (1994 год)

Серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году

В течение четырнадцати с половиной часов на разных перегонах линии произошло три аварии. 20 человек получили увечья, 9 из них были госпитализированы.

Первая авария произошла в среду 30 марта года в 18:48 на перегоне «Нагорная » - «Нахимовский проспект ». Состав, двигавшийся из центра, догнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. 31 марта во время манёвров, в 5:30, один из составов пропускался не по тому пути. Результат - новое столкновение. Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. А в 9:14, когда метропоезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская », но ещё не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошёл с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка. Серьёзно пострадали три пассажира и машинист второго поезда - его госпитализировали с черепно-мозговой травмой .

Возгорания вагонов (1995 год)

Весной 1995 года из-за неисправности ходовой части загорелась ходовая часть вагона в перегонном тоннеле . Осенью того же года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Поезд пробил стену депо «Владыкино »

Возгорание поезда (1996 год)

В феврале 1996 года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Задымление тоннеля и станций (1996 год)

В марте 1996 года из-за короткого замыкания на перегоне загорелся си­ловой кабель, в результате произошло задымление тоннеля и станций .

Теракт 1996 года

Второй теракт в истории московского метро произошёл поздним вечером 11 июня года. В поезде между станциями «Тульская » и «Нагатинская » взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, четырнадцать получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава .

7 декабря 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались . По данным, которые приводит «Экспресс-Газета», ответственность на себя взяли чеченские террористы , однако другие источники не подтверждают эти сведения. Самые известные из полевых командиров чеченских сепаратистов того времени - Шамиль Басаев и Салман Радуев - не делали заявлений, что имеют отношение к этому теракту. По состоянию на 2001 год уголовное дело не было раскрыто .

Теракт 1 января 1998 года

Взрыв в 2000 году

8 августа 2000 года в 17:55 в подземном переходе на Пушкинской площади сработало взрывное устройство. Погибли 13 человек, 61 получили ранения .

Размывы на перегоне «Царицыно» - «Кантемировская»

Взрыв на станции «Белорусская»

Теракт 2004 года

Столкновение поездов в 2004 году

Авария энергосети 25 мая 2005 года

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго », подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:

Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

  • Замоскворецкая от ст. «Красногвардейской» до ст. «Павелецкая», включая Каховскую линию
  • Серпуховско-Тимирязевская от ст. «Серпуховской» до ст. «Бульвар Дм. Донского»
  • Калужско-Рижская от ст. «Битцевский парк» до ст. «Проспект Мира»

Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро (На последней было восстановлено челночное движение, пассажиров перевозили только от улицы Старокачаловская).

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой , Таганско-Краснопресненской , Калужско-Рижской , Серпуховско-Тимирязевской , Бутовской , Люблинской , Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа. Остановились эскалаторы.

На пересадочных станциях также часть поездов были возвращены. Например, на «Китай-Городе » работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку - на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях, она была закрыта на вход и выход до конца дня.

  • Обесточенные станции (доступ по ссылке заблокирован в России) - фотографии очевидцев.

Разрушения тоннелей мелкого заложения в результате несанкционированного забивания свай

Начиная с 2000-х годов в истории Московского метрополитена случались инциденты, связанные с несанкционированным забиванием свай под различные конструкции в зоне пролегания тоннелей мелкого заложения метрополитена.

Как оказалось, над тоннелем производилась забивка свай под крупный рекламный стенд. После того, как одна из свай провалилась под землю, рабочие отогнали технику от места проведения работ. По заявлению руководства метрополитена, никаких обращений от этой или другой организации за разрешением проводить работы над метротоннелем в данном месте не поступало. Однако проводившая работу фирма предъявила все необходимые документы, выданные владельцем земельного участка. Выяснилось, что из-за режима секретности на планах даже не указывалось, что под этим участком на небольшой глубине проходит линия метрополитена.

В результате аварии часть Замоскворецкой линии метро от станции «Сокол» до «Речного вокзала» была закрыта, для обеспечения перевозки пассажиров на линию от метро «Речной вокзал» до «Сокола» вышли дополнительно 89 автобусов и 16 троллейбусов . В дневное время также была отменена оплата проезда на маршрутах, следующих через метро «Сокол» по Ленинградскому проспекту.

Машинист попавшего в аварию состава, 25-летний Андрей Ульянов за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, указом Президента Российской Федерации был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени . Специалисты, расследовавшие случай аварии, пришли к выводу, что реакция машиниста помогла избежать человеческих жертв - Ульянов своевременно заметил падающую сваю и организовал эвакуацию пассажиров .

Сход с рельсов поезда между станциями «Владыкино » и «Отрадное »

Теракты 29 марта 2010 года

Падение дерева между станциями «Измайловская » и «Первомайская »

4 июня года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская » и «Первомайская » упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движения поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров, в конце концов, выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено.

Число террористических актов в московском метрополитене уже почти достигло десятка, причём почти все они совершены за последние два десятка лет. В большинстве случаев конкретные исполнители терактов, их организаторы и заказчики так и не были названы общественности: в лучшем случае заявлялось, что виновные выявлены и уничтожены в ходе специальных операций, в худшем – следствие заходило в тупик и вообще не сообщало ничего о возможных виновниках. Однако самым таинственным из терактов в московском метро был взрыв 1 января 1998 года.

Дамские сумочки могут быть очень опасны

Происшествие датируется 1 января 1998 года, когда около 9 утра сменным машинистом поезда была обнаружена бесхозная дамская сумочка. Некоторые источники сообщали о том, что сумочка была обнаружена в вагоне поезда. Однако в большинстве случаев говорится о том, что машинист, идя из одного поезда в другой, в переходе между залами станции метро «Третьяковская», обнаружил дамскую сумочку возле металлических ворот, которыми станция закрывается на ночь. Подняв находку и открыв её, машинист увидел какие-то провода и батарею и решил сдать сумочку с подозрительным содержимым дежурной по станции «Третьяковская».

Это машинист немедленно и сделал, передал потенциально опасную находку дежурной по станции и отправился работать, то есть вести поезд по маршруту. Дежурная по станции приняла возможные меры предосторожности, поместив сумочку в техническое помещение, расположенное в конце зала станции «Третьяковская», и отгороженное от помещений с пассажирами, и по телефону вызвала милицию. Однако сотрудники милиции прибыть на станцию не успели, как в 9 часов 39 минут утра сумочка взорвалась. В результате были разбиты стеклянные стены кабины дежурной по станции, которые и ранили женщину, также пострадали две уборщицы, находившиеся рядом с техническим помещением – они отделались шоком и лёгкими травмами.

Вряд ли взрыв связан с Чечнёй

Взрыв 1 января 1998 года на станции метро «Третьяковская» с самого начала выглядел довольно странным, а по прошествии времени вопросов по поводу данного инцидента становится всё больше и больше. Главный же из этих вопросов – кто совершил это преступление, кому оно могло быть выгодным и какие цели преследовало? Если бы взрыв произошёл несколькими годами позже, то первой версией была бы, разумеется, «чеченская» - как и происходило почти со всеми последующими взрывами в метро.

Однако январь 1998 года это время в истории России, когда о терактах чеченских сепаратистов в Москве можно было бы думать меньше всего. Как известно, в период после подписания Хасавюртовских соглашений (лето 1996 года) и до начала контртеррористической операции на Северном Кавказе (сентябрь 1999 года) Чечня была фактически независимым государством. На её территории активно образовывались и действовали не только ваххабитские духовные кружки, но и лагеря по подготовке диверсантов. В такой ситуации рисковать и снова «злить» российские власти терактами в Москве было просто не в интересах чеченских экстремистов.

Кому нужен такой теракт?

К тому же из технических подробностей взрыва на станции «Третьяковской» совершенно не следует, что у преступников была цель крупномасштабного теракта с жертвами. 150 грамм в тротиловом эквиваленте – это, безусловно, небезопасно и если взрывчатка взорвётся в руках у человека, летальный исход более чем вероятен. Однако без наличия дополнительных поражающих факторов в виде металлических предметов, которые выполняли бы функцию шрапнели, такое взрывное устройство не может рассматриваться как серьёзный инструмент теракта, тем более расположенное в месте, где наличие большого числа людей маловероятно.

Если считать версию о теракте с чеченской родословной маловероятной, то остаётся лишь две наиболее логичные версии. Версия первая – акт злостного хулиганства и здесь никаких дополнительных объяснений не требуется. Версия вторая – преступление на экономической почве, когда с помощью подобного небольшого, но достаточного по резонансу взрыва можно было попытаться решить какие-то коммерческие вопросы в метро, где множество торговых и рекламных площадей, следовательно, много коммерческих интересов. Тем более, что дело происходило в девяностые годы, когда в России многие экономические вопросы решались в русле совсем не экономическом.

Но ни одна из этих версий, насколько известно, не была отработана как следует. Видимо, правоохранительные органы решили, что раз жертв и особых разрушений не было, немногочисленные пострадавшие тоже отделались, по большому счёту, лёгким испугом, то и особенно усердствовать в расследовании этого взрыва не обязательно. Так и остались до сих пор одни вопросы…


Дмитрий Гаев однажды заявил, что московский метрополитен является одной из самых безопасных транспортных систем мира. Однако истории столичного метро известно немало трагических событий. В статье рассказано о самых страшных взрывах в метро.

В Москве теракты происходили не только в двухтысячных, но и в советское время. Первый произошел в 1977 году - между станциями "Первомайская" и "Измайловская". За этим взрывом в метро в Москве последовал ряд других терактов. Но они уже произошли на поверхности. Пожары и аварии в метрополитене ещё не раз происходили в XX веке. Подобные дела в советские времена не подлежали огласке. Есть мнение, что в большинстве случаев имела место фальсификации.

Взрыв в метро в Москве (1996 год)

Это стало первым трагическим событием, произошедшим в столичном метрополитене после распада СССР. В истории метро Москвы взрыв 1996 года стал вторым терактом. Он произошел между "Нагатинской" и "Тульской". В поезде между этими станциями взорвалось взрывное устройство. Погибло четыре человека, четырнадцать пострадало. Один вагон был полностью разрушен, несколько повреждено. Пассажиры добирались до ближайшей станции пешком. Следствие показало, что взрывное устройство было самодельным, представляло собой прибор фугасного типа, эквивалентный по мощности килограмму тротила.

В ноябре 1997 года задержали двух подозреваемых. Их имена не разглашали. Однако известно, что вина задержанных не была доказана. Дело так и не закрыли. В прессе тогда появилась информация о том, что вину на себя взяли чеченские террористы. Однако эти сведения не подтвердились официально.

1998 год

Машинист электропоезда обнаружил 1 января у входа на станцию "Третьяковская" небольшую сумочку. Открыв ее, он увидел провода и батарейки. Машинист отнес находку дежурной, а та, в свою очередь, позвонила в милицию. Взрыв прогремел до приезда сотрудников правоохранительных органов. К счастью, никто не погиб. Дежурная получила легкие ранения.

Взрыв у торгового ларька

В 2000 году теракт в Москве произошел не в самом метрополитене, а в подземном переходе. К работнику торговой палатки подошли мужчины кавказской внешности. Покупку они хотели оплатить долларами. Продавец отказался, объяснив, где находится ближайший обменный пункт. Мужчины ушли, оставив рядом с палаткой сумки, но так и не вернулись. Через некоторое время продавец обратился к сотруднику частного охранного предприятия, сообщив о подозрительных вещах. Взрыв прогремел в тот момент, когда охранник приближался к ларьку. Погибло тринадцать человек. Более ста пострадало. Имена виновных неизвестны до сих пор.

Взрыв в 2004 году

На станции "Автозаводская" висит мемориальная доска. На ней имена погибших в результате одного из самых страшных терактов в Москве. Взрыв, прогремевший утром 6 февраля 2004 года, совершил террорист-смертник. На этот раз организаторы террористического акта были найдены, в результате судебного разбирательства приговорены к пожизненному заключению. Спустя полгода после этого взрыва в Москве произошел еще один - у станции метро "Рижская". Следствием установлено, что совершили их авторы теракта на "Автозаводской".

Взрывы на станции "Парк культуры" и "Лубянка"

Этот террористический акт, как и большинство подобных преступлений, совершен был в час пик, в то время, когда жители города направлялись на работу. Взрывы произошли 29 марта 2010 года, оба на Сокольнической линии. Первый - в 07:56. На станции "Лубянка" сработало взрывное устройство, в результате чего поезд остановился. Однако эвакуации пассажиров из метро не проводилось, по громкоговорителю объявили стандартное сообщение о задержках движения, а также рекомендации воспользоваться наземным транспортом.

Второй взрыв произошел спустя сорок минут на "Парке культуры", в третьем вагоне поезда, направляющегося сторону "Улицы Подбельского". После этого началась эвакуация, которую проводили сотрудники метрополитена и МЧС.

Весной 2010 года на улицах Москвы был усилен паспортный контроль. Вокзалы и аэропорты взяли под особую охрану. Вход на станцию "Лубянка" открыли в 17:00. Мощность взрывного устройства, сработавшего на "Парке культуры", эквивалентна двум килограммам тротила. На "Лубянке" - четырем.

На месте погибло 36 человек. Еще четверо скончались в больнице. В результате взрывов на "Парке культуры" и "Лубянке" ранено 88 человек. Сред пострадавших были граждане не только России, но и стран ближнего зарубежья, а также Израиля, Малайзии, Филиппины. Двое погибших так и остались неопознанными.

В следственном комитете возбудили два уголовных дела, которые впоследствии были объединены в одно производство. Уже в первые дни после взрыва мэр Москвы дал интервью, в котором заявил о причастности к преступлению террористок-смертниц. 6 апреля личность одной из них удалось установить. Спустя неделю в прессе появилась информация о том, что организаторы преступления найдены. На сегодняшний момент это последние взрывы в метро Москвы, которые классифицируются как теракты.