Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка

В Алалия. Опред, этиология, механизмы.

См «Алалия:асп.анализ»

Алалия:асп.анализ

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.

Алалия (от греч. а - частица, означающая отрицание, и лат. lalia - речь) - отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). Причины, вызывающие нарушения формирования речи, связаны с органическими поражениями ЦНС. К ним относятся: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи, травм); кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года (Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, М. Б. Эйди-нова и др.). В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

Вопрос актуальные проблемы логопедии

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежнойлогопедии

вопрос Анатомо-физиологические и психологические предпосылки норм.речевого развития

Выделяют следующие предпосылки речевого развития ребенка

I. Биологические - нормальное развитие центральной нервной системы.
II. Социальные.
1) Положительные эмоции.
2) Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Трехмесячный ребенок различает интонацию, реагирует на эмоциональные окраски.
3) Речевая среда - пример для подражания. Память ребенка заполняется языковым материалом, который еще пока неосмыслен. Первые значения слов, как звучащих комплексов, ребенок приобретает к 6 месяцам. В 5-6 месяцев происходит переход от гуления к лепету.
4) Физиологическое развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов говорения. При нормальном развитии органов речи, чтобы речь развивалась по возрасту, необходима практика речи ребенком не менее двух часов в день говорения и три-четыре часа аудирования, т.е. необходимо слышать окружающую речь. Для нормального развития артикуляционного аппарата необходимо использовать сенситивный период говорения. Гибкость и пластичность органов говорения является до 7 лет.

Предпосылки нормального развития речи

1. Благополучная наследственность – отсутствие речевых нарушений у родителей и родственников ребенка.

2. Запланированная беременность.

3. Благоприятное течение беременности – отсутствие во время беременности токсикозов, интоксикаций, болезней матери, вредных привычек и прочее.

4. Благоприятное родовое разрешение, наличие первого крика ребенка (громкого, модулированного).

5. Отсутствие хронических, инфекционных и др. заболеваний в первые 3 года жизни.

6. Нормативное функционирование всех анализаторов (особенно слухового) – заключения специалистов.

7. Нормативное функционирование ЦНС, наличие всех безусловных рефлексов новорожденного (орального автоматизма) (заключение невропатолога).

8. Своевременное проявление комплекса оживления.

9. Нормированное психомоторное развитие – ребенок вовремя начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить и т.п.

10. Своевременное появление первых речевых реакций (гуканье, гуление, лепет и т.д.).

11. Прави льное воспитание ребенка (комментирующие родители = проговаривающие все действия ребенка и свои).

12. Правильное шумовое окружение ребенка.

13. Целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка.

Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи.

Речь – продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур:

Дыхательный отдел + Фонаторный отдел + Артикуляционный отдел + Нервная система.

Аномалии прикусов(72 в)

  • дистальный прикус – для этой часто встречающейся аномалии характерна чрезмерно развитая верхняя или же недоразвитая нижняя челюсти. В этом случае по отношению к нижним зубам при смыкании челюстей верхние зубы оказываются очень выдвинутыми;
  • мезиальный прикус – это противоположность дистального прикуса. То есть верхняя челюсть недоразвита, а нижняя, наоборот, чрезмерно развита. При такой аномалии затруднено жевание, так как нижние резцы находятся над верхними;

  • открытый прикус – при этой патологии прикуса не смыкаются обе челюсти, и между ними образуется щель;
  • глубокий прикус – в этом случае резцы, расположенные на верхней челюсти, более чем на половину длины перекрывают нижние резцы, при этом последние не опираются на бугорки верхних зубов;

  • перекрестный прикус – для данного вида патологии характерно слабо выраженное развитие одной из сторон либо верхней, либо нижней челюсти;

  • дистопия – если имеет место данный вид патологии, то зубы находятся не на своих местах в ряду и смещаются в сторону со своего нормального положения;

  • диастема – проявляется в образовании щели (промежутка) между центральными зубами, зачастую расположенными на верхней челюсти. При этом ширина щели может варьироваться от 1 до 6 мм

Влияние врождённых нёбных расщелин на физическое и речевое развитие ребёнка(112в)

ВЛИЯНИЕ ВРОЖДЕННЫХ РАСЩЕЛИН губы и неба НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического и психического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или не полной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание не возможно. При попытках грудного вскармливания ребенка с не полной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или пипетки. Даже во время такого приема пищи эти дети поперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления пища попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку, дыхательные пути; пища застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек. Следовательно, снижается аппетит, и такие дети имеют малый вес и рост.

Не правильное развитие верхней челюсти ведет к искривлению зубного ряда, появлению двойного ряда зубов, сужению небного свода. Часто резцы вгибаются внутрь или передвигаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Вследствие плохого питания молочные зубы у ринолалика быстро разрушаются.

Как уже было отмечено, дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры.

У ребенка с врожденной расщелиной даже после операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой мускулатуры протекает своеобразно. Это обусловливается тем, что движения мышц верхней губы отсутствуют или значительно ослаблены. В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.

Наличие небной расщелины резко ухудшает условия физиологического дыхания ребенка. У нормального ребенка вдыхаемая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздух попадает сразу в носо-ротовую полость, так как хоаны при полной расщелине не соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расщелине длина хоан сильно укорачивается, и вдыхаемый воздух также не успевает нагреваться.

В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути.

Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Этоприспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта. Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Таким образом, вход в дыхательные пути сужается, что и предохраняет зев и стенки глотки от излишнего охлаждения. Своеобразное положение языка в полости рта постепенно стабилизируется. Дети с врожденной расщелиной неба предпочитают спать навзничь, что облегчает удержание языка в глубине рта.

При кормлении из рожка они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корневой части языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета, оказывает влияние на формирование произношения.

Ребенок с врожденной расщелиной рефлекторно стремится осуществить более полное проглатывание пищи и усиливает работу корня языка, одновременно включая в этот процесс отдельные лицевые мышцы.

Итак; у детей с врожденной расщелиной неба осуществление самых важных жизненно необходимых функций (дыхания, питания) приводит к чрезмерному поднятию корня языка, которое успешно закрепляется и становится стабильным. Такое положение языка приводит к тому, что во время речи выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается речевое дыхание. Это и создает носовой оттенок речи.

При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается, относительно подвижным остается лишь его кончик. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции речевых звуков, ринолаликам не удается.

Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечатление как на слух (из-за невнятности артикуляции и назальности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних движений крыльев носа и лицевых мышц).

Таким образом, дефекты небного свода при ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата. Даже если мышцы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характеризуют и артикуляцию ринолалика.

Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тяжелой тугоухости и глухоты. Наблюдается также снижение функционального речевого слуха, при котором больные не замечают собственных дефектов речи.

Таким образом, при врожденных расщелинах неба и губы в большей или меньшей степени нарушаются:

Ш питание ребенка;

Ш физиологическое и речевое дыхание;

Ш изменяется характер работы лицевой мускулатуры

Ш может возникнуть снижение слуха;

Ш стабилизируется неправильное положение языка в полости рта;

Ш умственное развитие (перманентный недостаток кислорода);

При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности.

Анатомо-физиологические предпосылки
нормального речевого развития

Выполнила:
слушатель курсов Анфалова В.В.

г. Пермь, 2015г.

Содержание
Введение. Роль речи в жизни ребёнка стр. 3
Основная часть.
Предпосылки нормального развития речистр.4
Анатомия и физиология речи..стр.6
Этапы нормального развития речи.....стр.9
Заключение стр.9
Список литературы.стр.10
Введение. Роль речи в жизни ребёнка
Речь – высшая психическая функция. формирующаяся в процессе индивидуального развития человека под влиянием социальных факторов (жизни в обществе, общения, воспитания, обучения). Это сложно организованная функциональная система. Её главный определяющий признак - коммуникация – социальное общение, которое представляет собой главную функцию речи. Речь – это адаптация, с помощью которой человек обеспечивает себе выживание. Роль речи в развитии ребенка – тотальна
РЕЧЬ:
1. Основа интеллектуального развития – обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение.
2. Способствует более благополучному развитию познавательных психических процессов, особенно словесно-логическому и абстрактному мышлению.
3. Обеспечивает успешное освоение чтения и письма, высокую успеваемость в школе, иначе у ребенка складывается ситуация неуспеха, снижается познавательный интерес, при окончании школы сужается возможность профессионального выбора, также, возможно, в процессе школьного обучения, в качестве реакции компенсации уход в асоциальное поведение (ребенок же должен быть хоть где-то успешен).
4. Основа эмоционального развития. При наличии речевых нарушений (узкого словаря, недоразвитого ГСР и связной речи нарушается страдает регулирующая и планирующая функция речи, что отражается эмоциональности ребенка, его волевых проявлениях, умении себя контролировать)
5. Помогает процессам коммуникации, в противном случае, ребенок страдает от насмешек сверстников, что приводит к деформациям характера и поведения (замкнутости, стеснительности, нерешительности, агрессивности, злопамятности, мстительности).
Поэтому очень важно знать молодым родителям, педагогам и т.д. предпосылки нормального развития речи.
1.1 Предпосылки нормального развития речи
1. Благополучная наследственность – отсутствие речевых нарушений у родителей и родственников ребенка.
2. Запланированная беременность.
3. Благоприятное течение беременности – отсутствие во время беременности токсикозов, интоксикаций, болезней матери, вредных привычек и прочее
4. Благоприятное родовое разрешение, наличие первого крика ребенка (громкого, модулированного).
5. Отсутствие хронических, инфекционных и др. заболеваний в первые 3 года жизни.
6. Нормативное функционирование всех анализаторов (особенно слухового) – заключения специалистов.
7. Нормативное функционирование ЦНС, наличие всех безусловных рефлексов новорожденного (орального автоматизма) (заключение невропатолога).
8. Своевременное проявление комплекса оживления.
9. Нормированное психомоторное развитие – ребенок вовремя начал держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить и т.п.

10. Своевременное появление первых речевых реакций (гуканье, гуление, лепет и т.д.).
11. Правильное воспитание ребенка (комментирующие родители = проговаривающие все действия ребенка и свои).
12. Правильное шумовое окружение ребенка.
13. Целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка.
Ребёнок рождается с относительно незрелым мозгом, который растёт и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга равен 400 грамм, через год он удваивается, а к пяти годам утраивается. В дальнейшем рост мозга замедляется, но продолжается до 25 лет. Таким образом, медленность формирования речевой функции ребёнка (на протяжении многих лет) связана с медленным созреванием мозга.

1.2.Анатомия и физиология речи
Некоторые полагают, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и.т.д. Но это не так. Речь – продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур: Дыхательный отдел + Фонаторный отдел + Артикуляционный отдел + Нервная система. Артикулярные органы выполняют лишь приказы, поступающие из мозга.
Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.
Дыхательный отдел – обеспечивает речевое дыхание (короткий объемный вдох, продолжительный выдох). Состоит из носовой полости, носоглотки, глотки, трахеи, бронхов, легких, грудной клетки, межреберных мышц, диафрагмы.
Фонаторный отдел – обеспечивает наличие фонации (голоса). Состоит из гортани с расположенными в ней голосовыми складками = связками. Связки располагаются в трахее, поперек неё, если связки раздвинуты (отдыхают) = просто дыхание, если связки сомкнуты (напряжены), то они перекрывают трахею и воздух из легких не может выйти, он (воздух) прорывается сквозь сомкнутые голосовые связки, вызывая их дрожние = голос.
Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи. Произнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела.
Артикуляторный отдел – обеспечивает такие условия (путем перегородок, смычек и др.) выхода воздуха во время речи, которые образуют различные речевые звуки. Состоит из губ, зубов, твердого неба, мягкого неба, глотки, языка, щек, челюстей.
Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точ-нейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой (ЦНС). Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.
Центральная нервная система – обеспечивает согласованную работу всех речевых систем. Центральная нервная система (мозг) отдает сигналы о речевых актах, периферическая нервная система (нервы) доставляют сигналы о речевых актах в дыхательный, фонационный и артикуляционный отдел, а так же сообщает ЦНС о выполнении её сигналов.
1. Лобная доля (левая, задняя часть) – центр Брокка – артикуляционные программы (движения языка, качество произношение звуков).
2. Лобная доля – планирование будущей речи.
3. Височная доля (левая, задняя часть) – центр Вернике – фонематическое восприятие (узнавание звуков речи, расстановка их в нужном порядке в собственной речи, понимание какие звуки произнес другой человек.
4. Височная доля – отвечает за лексико-грамматические конструкции (набор слов и их окончания и расположение в предложении.
5. Подкорковые мозжечковые отделы – эмоциональность (выразительность, темп речи).
6. Подкорковые ядра – тонус речевых мышц, плавность движений органов артикуляции, дыхания, голосовых связок.
7. Затылочные отделы – зрительные зоны (письменная речь = чтение и письмо).

8. Теменные доли (левые) – смысл речи (подбор наиболее точных слов и понимание смысла слов другого человека.
9. Продолговатый мозг (то чем заканчивается спинной мозг в черепной коробке) – дыхание.
Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.
Нарушение в функционировании любого компонента представленной речевой системы ведет за собой нарушение других компонентов речи, что провоцирует вторичные нарушения в развитии ребенка.

1.3 Этапы нормального развития речи
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В период от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух-трех слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу овладению письмом и письменной речью.
Этапы нормального речевого онтогенеза (А.А. Леонтьев)
1. Подготовительный этап – с момента рождения до 1 г.
2. Преддошкольный – от 1 г. до 3-х лет.
3. Дошкольный – от 3 лет до 7.
4. Школьный – от 7-ми лет до 17.

Заключение.
К условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Литературные источники:
Шипицына Л. М. Анатомия, физиология и патология органон слуха, речи и зрения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шииицына, И.А. Вартанян. 2-с изд., испр. и дом. Издательский центр «Академия», 2012. - 432 с.

Электронный ресурс:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Для нормальной речевой деятельности необходима целостно и сохранность всех структур мозга. Особое значение для ре имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь о ществляется посредством координированной работы мышц отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, го сового и артикуляционного. Речевой выдох вызывает колебан голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи. П4 изнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благода работе артикуляционного отдела. Вся работа периферическо" речевого аппарата, которая связана с точнейшими и тончайши" координациями в сокращении его мышц, регулируется централь нервной системой (ЦНС). Качественные характеристики речи $ висят от совместной синхронной работы многих зон коры право и левого полушарий, что возможно только при условии норма ного функционирования низлежащих структур мозга. Особую р~ в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательн зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В период от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лек- сико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное зву- копроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух-трех слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу.

Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу - овладению письмом и письменной речью. К условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. "

2.3. Причины речевых нарушений

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска1. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психо-

" Фактор риска - различные условия внешней среды и индивидуальной реактивности организма, которые могут способствовать развитию тех или иных нарушений.

логические факторы риска связаны главным образом с психич ской депривацией детей. Особое значение имеет недостаточное эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми, рицательное воздействие на речевое развитие также могут оказь вать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольно возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стим ляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитан ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должно^ внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающи В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдать нарушения развития различных сторон речи.

Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках ю нико-педагогического и психолого-педагогического подходов.

Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматрив ются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом вы, ляются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, рип лалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

Еще по теме 2.2. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка:

  1. Глава 3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  2. Глава 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ
  3. Часть I ОБШИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНК
  4. Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития
  5. 4.1. ЛИНГВОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ 4.1.1. Общие онтогенетические закономерности симптоматики недоразвития речи

На доске написать слова: периферический, иннервация, проприорецепторы, барорецепторы, резонаторы, альвеолы

План:

  1. Понятие анатомо-физиологических механизмов речи.
  2. Строение центрального речевого аппарата
  3. Строение периферического речевого аппарата
  4. Соотношение деятельности центрально и периферического речевого аппарата.

1. Понятие анатомо-физиологических механизмов речи.

Анатомо-физиологические механизмы речи – это изучение строения и функционирования организации речевой деятельности.

Необходимость их изучения определяется:

  1. позволяет представить сложный механизм речи в норме
  2. дифференцированно подходить к анализу речевой патологии
  3. правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит (чему?) деятельности головного мозга.

В начале 20 в была распространена точка зрения по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время исследования П.К. Анохина, А.Р. Лурии установили, что основой всякой ВПФ являются не отдельные центры, а сложные функциональные системы, которые расположены в разных областях ЦНС и объединены между собой единством действия. Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем они д/б автоматическими, т.е. осуществлялись без специальных усилий.

Речевой аппарат состоит из 2 тесно взаимосвязанных между собой частей: центрального (или регулирующего) и периферического (исполнительного).

2. Строение центрального речевого аппарата

Центральный речевой аппарат находится в левом полушарии головного мозга. Он состоит из:

  1. Коры г.м
  2. Подкорковых узлов
  3. Проводящих путей
  4. Ядер ствола (продолговатого мозга)
  5. Нервов, идущих к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.

1. Некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли левого полушария (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) – являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока )

Височные извилины (верхние) – являются речеслуховой областью, куда поступают слуховые раздражения (центр Ве рнике). Обеспечивают восприятие чужой речи.

Теменная доля коры – понимание речи

Затылочная доля – зрительная область, которая обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие букв при чтении и письме). Зрительное восприятие артикуляции взрослых обеспечивает ребенку развитие собственной артикуляции.

2. Подкорковые узлы или ядра отвечают за темп, ритм и выразительность речи.

3. Проводящие пути.

Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные Центростремительные
Противоположны по функции
(двигательные) нервные пути. Начинаются в коре головного мозга в центре Брока и соединяют кору с мышцами, регулирующими Д периферического реч. аппарата. Являются общими регуляторами деятельности речевых органов. Начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы –находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях движущихся органов. Функция: контроль мышечной деятельности Барорецепторы – возбуждаются при изменениях давления и находятся в глотке.
Идут от коры к периферии и дают сигнал к осуществлению действия. Идут от периферии к центру, т.е от речевых органов к коре гол. мозга и дают сигнал о выполнении действия.

4. В ядрах ствола продолговатого мозга берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (обеспечиваются нервными волокнами) черепно-мозговыми нервами.

5. Черепно-мозговые нервы:

1. Тройничный – иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.

2. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и вытягивание щек.

3. Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Он является чувствительным нервом зыка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

4. Добавочный нерв – иннервирует мышцы шеи

5. Подъязычный нерв – снабжает мышцы языка двигательными нервами

3. Строение периферического речевого аппарата

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  1. Дыхательный
  2. Голосовой
  3. Артикуляционный или звукопроизводящий.


Дыхательный отдел

состоит: грудная клетка, легкие, трахея, бронхи.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо газообмена). Особенности дыхания в момент речи:

  1. выдох длиннее вдоха
  2. число дыхательных движений меньше
  3. объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в 3 раза увеличивается.
  4. выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц).

Гортань – широкая, короткая труба, состоящая из хрящ0ей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). Между гортанью и глоткой находится надгортанник, который имеет форму языка или лепестка. Передняя его поверхность обращена к языку, задняя к гортани. Функция: предохраняет при глотании гортань от попадания пищи и слюны.

Механизм голосообразования: При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемог7о воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, срединное положение, с тем, чтобы в результате продолжающего давления воздушной струи снова раздвинуться. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратиться давление голосообразующей дыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания осуществляются в поперечном, а не продольном направлении, т.е голосовые складки перемещаются квнутри – кнаружи, а не кверху – книзу.

Артикуляционный отдел

Состоит: язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы.

Язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть подвижны, остальные нет.

Язык – главный орган артикуляции. Это мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя – фиксирована и носит название корень языка. Передняя часть состоит из: кончика, переднего края (лезвие), боковые края, спинка. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных (кроме губных.

Важную роль в образовании звуков речи принадлежит нижней челюсти, губам, зубам, небу. Альвеолам. Перечисленные органы образуют щели. Смычки, возникающие при приближении и прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а так же при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Громкость и отчетливость звуков создается благодаря резонаторам, которые расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость, носовая полость. Надставная труба может меняться по объему и по форме. (м/б вытянутой и сжатой и наоборот растянутой). Изменение формы и объема создают явление резонанса. В результате резонанса одни звуки усиливаются, другие заглушаются, таким образом создается тембр звуков. (при звуке и ротовая полость сжимается, а глотка расширяется, при звуке а . наоборот). Речевой звук образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).

ЛОГОПЕДИЯ – это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия исторически складывалась как интегративная об­ласть знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих фор­мирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосно­вывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправле­ния и восстановления речи.

Краткие исторические сведения .

Изучение речевой патологии и ее коррекция начались относительно недавно, а именно с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с середины XIX в.

С конца прошлого века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств (А.Куссмауль, И.А.Сикорский и др.). Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления.

Ста­новление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, Р.Е.Левиной и др.

Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы. Устная речь осу­ществляется посредством координированной работы мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голо­сового и артикуляционного.

Речевой выдох вызывает колебания голосовых складок, что обеспечивает голос в процессе речи. Про­изнесение речевых звуков (артикуляция) происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Вся работа периферического речевого аппарата, которая связана с точнейшими и тончайшими координациями в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой (ЦНС). Качественные характеристики речи за­висят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормаль­ного функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.

Речь формируется в процессе общего психофизического разви­тия ребенка. В период от одного года до пяти лет у здорового ре­бенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному го­ду ребенок понимает значения многих слов и начинает произно­сить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется про­стая фраза (из двух-трех слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фо­нологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конст­рукции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладе­нию развернутой фразовой речью. К пяти годам развиваются меха­низмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу - овладению письмом и письменной речью. К условиям формирования нор­мальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого обще­ния взрослых с ребенком.

Причины речевых нарушений

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают био­логические и социальные факторы риска.

Биологические причи­ны развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриут­робного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нару­шений играют такие факторы, как семейная отягощенность рече­выми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психо­логические факторы риска связаны главным образом с психиче­ской депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. От­рицательное воздействие на речевое развитие также могут оказы­вать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стиму­ляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т.е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов.

Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматрива­ются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выде­ляются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.