Проект путешествие по знакам зодиака. Гороскоп путешествий: какая страна вам подходит по Знаку Зодиака. Скорпион: Барселона, Испания

СЦЕНАРИЙ ДНЯ ИМЕНИННИКА

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОДИАКУ»

Класс украшен шарами и плакатами. Подготовлены атрибуты для конкурсов и презентация «Путешествие по зодиаку». Предварительно дети разделены на 3 команды.

Под попурри «День рождение» ребята входит в класс.

Учитель. Сегодня у нас Именинников день,

И мы собрались не зря,

Чтоб песни пропеть и поздравить скорей

Всех вас с Днём рожденья, друзья!

Я приглашаю вас в большое путешествие по Зодиаку! И давайте дружно поздравим всех нас песней с Днём рождения.

Исполняется песня на мотив «Остров невезения».

Дети рассаживаются по местам.

Учитель. Вас сердечно поздравляем,

Счастья. Радости желаем!

В школе хорошо учиться,

Честно, от души трудиться.

С физкультурою дружить,

Крепкой дружбой дорожить!

Не болеть, не унывать.

Дома старшим помогать.

Чтоб покинуло ненастье

Королевство навсегда,

Всем желаем солнца, счастья

И улыбок на года!

Чтобы нам было не скучно,

Начинается игра.

Конкурсы весёлые, нелёгкие, задорные!

Ребята, а в каком в классе учитесь? (В третьем.) Поэтому все конкурсы будут связаны с числом 3.

Представление жюри. Представление команд.

Конкурс 1. «Треугольники»

Каждой команде даётся по 9 маленьких треугольников. Из них как можно быстрее нужно сложить на парте один большой треугольник.

Конкурс 2. «Самый внимательный»

Приглашаются по 1 человеку от команды, между ними на столе приз.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

Понятно, когда брать приз?

На слове «три»!

Правильно! Тогда я продолжаю свой рассказ:

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два … марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, а лучше … пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять!

Конкурс 3. «Игра в прятки»

В каких словах из предыдущего стихотворения пряталось число 3? (смо три , хи три )

В этом конкурсе команды должны придумать как можно больше слов, в которых тоже прячется число три . Числительные тринадцать, тридцать, триста и т.п. не считаются.

(Возможные слова: сестрица, устрица, стриж, стричь, протри, осетрина, витрина, трикотаж, натрий, тригонометрия, триллер, патриот, матрица, тритон, трибуна, патриций).

Учитель. – Отгадайте загадку:

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это вы все меня, я… (Лето.)

Правильно! Я приглашаю ребят, которые родились летом. Внимательно слушайте стихотворения, когда услышите стишок про месяц, в котором вы родились, выходите.

Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

Выходят: Бармин Артём, Ахмадишин Лена.

Аплодисменты.

Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

Выходят: Гурова Настя, Фирсов Дима, Евсикова Ира

Аплодисменты.

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторами

Нивами стоит.

И подсолнух зёрнами

Чёрными набит.

Выходят: Романов Коля.

Аплодисменты.

Итак, первые знаки Зодиака: Близнецы, Рак, Лев, Дева.

Конкурс 4. «Три движения»

Запомните три движения и их номера: 1 – руки к плечам

2 – руки вверх

3 – руки вперёд

Я буду вас запутывать, показывать не то, что нужно. Ошибся – садись. Побеждает команда, в которой останется больше человек.

Конкурс 5. «Третий лишний»

Команды получают листы с тройками слов или чисел. В каждой тройке нужно найти и зачеркнуть лишнее.

    Вилка, тарелка, нож

    Саша, Женя, Вася

    9, 7, 4

    Листок, листва, листать

    Кол, мяч, дым

Конкурс 6. «Три секунды на размышление»

Учитель показывает какое-то количество пальцев. Надо, чтобы за 3 секунды в команде встало именно это количество человек. Если удалось, команда получает балл.

Учитель. – Отгадайте загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я… (Осень.)

Правильно! Я приглашаю ребят, которые родились осенью. Внимательно слушайте стихотворения, когда услышите стишок про месяц, в котором вы родились, выходите.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Мчатся птиц за моря,

И открылась школы.

Выходят: Имомназаров Алишер, Городецкая Света, Пушкаш Настя, Михай Соня, Тютимова Лиза, Глушенков Саша, Николаева Алиса.

Аплодисменты.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму у печек.

Выходят: Праслов Андрей, Фролочкин Илья, Надежкин Саша, Белоусов Паша.

Аплодисменты.

День Четвёртое ноября –

Красный день календаря.

Погляди в своё окно:

Всем на улице светло!

Весь народ – и млад и стар –

Празднует свободу.

И летит мой красный шар

Прямо к небосводу!

Выходят: Набатчиков Герман, Красавин Ваня, Пустовалов Алёша, Никифоров Аким.

Аплодисменты.

Итак, следующие знаки Зодиака: Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.

Ребятам зачитываются открытки со стихами по знакам Зодиака и дарят подарки.

Конкурс 7. «Арифметические фокусы»

Поставьте между тройками знаки действий и скобки так, чтобы получились верные равенства:

3 3 3 = 0 3 3 3 = 11

3 3 3 = 4 3 3 3 = 12

3 3 3 = 6 3 3 3 = 99

Конкурс 8. «Торопись, да не ошибись»

Командам по очереди задаются «хитрые» вопросы. Верный ответ – балл.

    Сидят белки на ветках, против каждой белки две белки. Сколько их всего? (3)

    Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (2)

    Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (3)

    Ира живёт на третьем этаже. Когда она идёт на улицу, то с этажа на этаж спускается по лестнице за полминуты. Сколько времени тратит Ира, чтобы спуститься вниз? (1 минуту)

    Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один позади двух. Сколько всего было поросят? (3)

    У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочки 3 своих ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика? (на 6)

    На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (3)

    Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всех? (трое)

    У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок? (3)

Конкурс 9. «Литературные тройки»

Вспомните и напишите названия литературных произведений, в которых называется число 3 или количество героев в названии равно трём.

(Возможные названия: «Три медведя», «Три поросёнка», «Три толстяка», «Лебедь, щука и рак» и т.п.)

Дополнительный балл можно получить, назвав фамилию автора.

Учитель. – Отгадайте загадки:

Запорошила дорожки.

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И санках прокатила. (Зима.)

Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полня, зовут меня… (Весна.)

Правильно! Я приглашаю ребят, которые родились зимой и весной. Внимательно слушайте стихотворения, когда услышите стишок про месяц, в котором вы родились, выходите.

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

Выходят: Семина Полина.

Аплодисменты.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Выходят: Степанов Миша.

Аплодисменты.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Выходят: Язева Алина, Горбовская Катя, Шилов Костя.

Аплодисменты.

Распустился ландыш в мае –

В самый праздник, в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

Выходят: Гришин Ваня.

Аплодисменты.

Итак, последние знаки Зодиака: Козерог, Овен, Телец, Близнецы.

Ребятам зачитываются открытки со стихами по знакам Зодиака и дарят подарки.

Учитель. Пока наше многоуважаемое жюри, у нас музыкальный конкурс.

Музыкальный конкурс.

Образуется круг и по кругу под музыку пускается мяч. Участники передают друг другу мяч. Музыка останавливается и тот, у кого мяч – выбывает из игры.

Слово предоставляется членам жюри. Награждение участников.

Учитель. Как солнечный день,

Как чудесная сказка,

Пусть жизнь ваша будет

Всё время прекрасна!

Будьте хорошими,

Будьте красивыми,

Будьте весёлыми,

Добрыми, милыми.

Чтоб счастье и радость в улыбке светились.

Чтоб все пожелания осуществились!!!

Все вместе исполняют песню «Пусть бегут неуклюже…»

Учитель . Чай душевно наливай, Душу этим согревай!

Праздник заканчивается чаепитием.

Приложение.

Стихи по знакам Зодиака на открытки

У тебя, малютка ОВЕН,

Не всегда характер ровный –

Ты бываешь озорным,

Чуть упрямым и смешным.

Нас, Овечка, не бодай,

Умной, доброй вырастай!

ОВНА видно за версту,

Овен любит красоту.

Не обидит кошку,

Не подставит никогда

Малышу подножку.

Как приятно у ТЕЛЬЦА

Выражение лица,

Ласковый и добрый взгляд,

Как у маленьких телят!

Наш телёночек красивый,

Вырастай и будь счастливым!

В дружбе нет ТЕЛЬЦАМ цены,

Эгоизма лишены,

Ненавидят спешку

И в «упряжке» до конца

Повезут тележку.

БЛИЗНЕЦЫ-ребёнок – это

Добрый знак весны и лета!

Тёплым, светлым вырастай,

Словно солнышко, сияй!

Непоседы, хитрецы

Зодиака БЛИЗНЕЦЫ.

Скучную работу

До конца не доведут –

Пропадёт охота.

Дорогой ребёнок-РАК!

Вырастай, не зная драк!

Бодрым будь всегда, везде,

Как рачок в речной воде!

РАК живёт своим умом,

Не отложит на потом

Трудную задачу.

Быть в почёте –

Для него

Очень много значит.

Сильным будь, дружок, с пелёнок!

Ты по гороскопу – Львёнок!

ЛЕВ на солнышко похож –

Так же ярок и хорош!

ЛЕВ всегда подаркам рад,

Обожает шоколад,

Разные вещицы.

Похвалите Льва раз пять,

Он не загордится.

ДЕВЫ славятся по праву

Ласковым и добрым нравом.

Всех милей, нежнее, краше

Счастливей Дева наша!

ДЕВА ценится за ум,

Но она не любит шум

И не терпит гнева.

Добродушна и нежна

Маленькая Дева.

Наша деточка ВЕСЫ

Удивительной красы!

Как весы, всегда будь точен,

Справедлив и честен очень!

Я завидую ВЕСАМ –

Не надеются на мам,

Выглядят опрятно.

Если нравишься себе,

Самому приятно!

СКОРПИОН ты, но не страшный –

Милый, славный и домашний.

Вырастай, наш Скориоша,

Добрым, умным и хорошим!

Честный, добрый СКОРПИОН

Ненавидит злых персон.

С первого свиданья,

Если что-то в вас не так,

Скажет: «До свидания!»

Ты – наш маленький СТРЕЛЕЦ,

Молодец и удалец!

Ты расти счастливым, детка,

Попадай в «десятку» метко!

У СТРЕЛЬЦА полно идей,

Он всегда среди людей,

Прост и не скупится.

Как спортсмен больших побед

Может он добиться.

Ты – родная наша крошка,

Наш любимый КОЗЕРОЖКА!

Не бодайся никогда,

Добрым, мягким будь всегда!

Добродушный КОЗЕРОГ

Не проспит второй урок

И не будет злиться,

Если стрелки на чачах

Подведёт сестрица.

Дорогой наш ВОДОЛЕЙ!

Слёзки ты пореже лей!

Будь прекрасным, как дождинка,

Как прозрачная росинка!

Аккуратный ВОДОЛЕЙ

Руки моет до локтей

Двадцать раз в неделю.

Ни рогаток, ни ужей

Нет в его портфеле.

Милая, родная РЫБКА,

Радуй нас всегда улыбкой!

Будь счастливой и умелой,

И плыви по жизни смело!

РЫБАМ нравится вода,

Уплывут в воде всегда

От любых препятствий.

Недостатки у себя

Выискать стремятся.

У многих из нас часто возникали мысли о том, что страна, где мы живем - не самое лучшее место по соображениям астрологии. Действительно: астрологи выяснили, какая страна была бы идеальной для вашего Знака Зодиака.

Выбор этот должен быть связан не только с вашими слабостями и пороками , но и с вашими сильными сторонами, ведь необходимо найти то самое место, где можно раскрыть собственный потенциал на 100 процентов. Нет сомнения, что кому-то лучше жить в Антарктиде, подальше от всех, но в реальном мире это невозможно по вполне понятным причинам.

Овен

Лучшая страна для Овнов — страна возможностей и бесчисленных путей для самореализации: например, США. Овнам, по большому счету, без разницы, где жить — хоть на Луне. Главное, чтобы там была возможность карьерного роста и возможность найти побольше халявы. Им не хочется вкалывать на заводе, так что нужна страна без развитой промышленности и с мягкими законами. Северная Корея не в этом списке, однозначно.

Телец

Тельцам хочется уюта, который, в принципе, тоже возможен везде. Представителей данного Знака может устроить и та страна, в которой они родились, но если есть возможность переехать к мору или в горы, то они ее не упустят. Главное, чтобы с деньгами проблем не было, а там уж как карта ляжет и куда настроение заведет. Тельцам хорошо везде, где они ни от кого никуда не бегут. Им необходимо спокойствие и умиротворение.

Близнецы

Страна, наиболее подходящая Близнецам — страна чудес из книжки про приключения Алисы. Близнецам нужны деньги (но не нужна работа), бесконечное свободное время и милые люди вокруг, которые будут понимать их шутки и терпеть выпады, при этом нося на руках. Если абстрагироваться от мира вымышленного, то в реальном мире для Близнецов идеальной страны, пожалуй, нет. Только, может, Арабские Эмираты или Норвегия, где можно не работать и жить на пособие вечно. Но для этого, к сожалению, там нужно родиться. Так что и этот вариант отпадает.

Рак

Ракам не нужна никакая другая страна кроме той, в которой они родились. Вы вряд ли найдете больших патриотов, чем Раки. Им нравится их страна, поэтому они не нуждаются в переезде. Раки привязаны к семье, так что если семья будет жить на необитаемом острове, то они никуда оттуда не уедут. Даже если остров уйдет под воду, они найдут возможность прижиться в этих условиях.

Лев

Львам подавайте самые красивые страны в мире — они уедут из родной страны, даже если на то не будет особых причин. Конечно, Львы не являются самыми заядлыми путешественниками, но если у них будет шанс пожить некоторое время на одном месте, а потом сменить родной дом на другой, то они этим шансов воспользуются абсолютно точно, уж будьте уверены. Этому Знаку подходят все самые красивые и богатые страны, потому что там есть роскошь и возможности.

Дева

Девам подходит множество самых разных стран, но главный критерий выбора для них — это спокойствие. Спокойных стран не так уж и много, но и попасть в них не так уж и просто. Это создает большие проблемы для Дев. В принципе, прижиться они могут почти везде. Однако у них есть одна очень негативная для путешественника черта: их постоянно нужно подталкивать к поездкам, поэтому не сидят на месте лишь те Девы, которые женаты или замужем. Девы любят одиночество, так что им путь на север или необитаемый остров.

Весы

Весы — это те еще любители покататься, но они все равно всегда остаются патриотами своей страны. Весы могут уехать жить куда-нибудь в другое место, но это будет слишком надолго. Они обожают смену обстановки, поэтому Весам нравятся командировки затяжного характера. Они ищут страну для путешествия или переезда скрупулёзно — она должна быть красивой, вдохновляющей.

Скорпион

Скорпионы любят путешествовать в экзотические страны, но лишь в качестве недолгого гостя. Далеко от дома они предпочитают не уходить и не уезжать, потому что их тянут к себе личные вещи, люди и работа. Эти трудоголики путешествуют, но крайне быстро и сжато. По дню на каждую страну — заехали, посмотрели, уехали. Большего им просто не надо.

Стрелец

Эти люди — путешественники с большой буквы. Они обожают походы, дальние поездки. Многие из них живут путешествиями, познанием новых культур. Стрельцам подойдет страна, где можно найти любые развлечения. Им нужна не только красота, но и возможность как следует отдохнуть, развеяться. В такой список войдут многие страны, поэтому нет смысла выбирать какую-то одну. Будь воля Стрельцов, они бы жили в дороге всю жизнь.

Козерог

Козерогам и дома уютно, так что они редко путешествуют. Конечно, Вселенная не может сделать всех одинаковыми, так что Козероги могут набраться смелости и сил, чтобы поехать куда-нибудь отдохнуть от работы и дел. Для этих целей отлично подойдёт дача, родительский дом или что-то в этом роде. Короче говоря, это самые «не путешествующие» Знаки Зодиака.

Водолей

Водолеи жаждут взять от путешествия всё сразу — узнать новых людей, познакомиться с новой культурой и попробовать какие-нибудь острые ощущения. Эти люди не преследуют конкретную цель в путешествии. Идеальной страной для путешествия у Водолеев будет какой-нибудь Тибет, хотя и в России есть много мест, куда можно собраться поехать для поиска вдохновения, а также эстетического удовольствия.

Рыбы

Рыбы обожают романтические страны. Они путешествуют во Францию, Италию, а еще Рыбы обожают Японию. Идеальная страна для путешествия у Рыб — это страна романтики или же с феноменальным образом отличающейся от нас культурой. Рыбы — это те еще путешественники, так что им может подойти и дальний край с мягким климатом и океаном.

Не забывайте о 5 главных приметах путешественников , которые помогут вам сохранить удачу в дальней дороге, отпуске или командировке. Не создавайте для себя рамки — живите полной жизнью, причем вне зависимости от того, в какой вы стране находитесь и каковы ваши условия проживания. В любом месте можно найти себе занятие по душе. Не место красит вас, а вы красите место, в котором находитесь. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Цели и задачи проекта: 1. Расширить представление о звездах, созвездиях. 2. Развить свой кругозор, образное и ассоциативное мышление, фантазию. 3. Познакомиться со знаками Зодиака, узнать как появились их названия. 4. Узнать, что связывает созвездия и знаки зодиака.






Как солнце в течение года совершает путешествие по зодиаку? Существует сидерический период, когда Солнце совершает путешествие вокруг звёзд. Если смотреть с Земли, то Солнце движется вдоль созвездий Зодиака. Такое движение называется Эклиптикой. И когда Солнце возвращается в исходную точку - проходит один сидерический год.




Созвездие Овна Созвездие Овна было весьма почитаемо в древности. Верховный бог Египта Амон-Ра изображался с бараньей головой, а дорога к его храму представляла собой аллею из сфинксов с бараньими головами Считалось, что созвездие Овна названо в честь Овна с золотым руном, за которым и плыли аргонавты.


Созвездие Тельца У древних народов самым главным было созвездие Тельца, так как новый год начинался весной. В зодиаке Телец самое древнее созвездие, поскольку в жизни древних народов скотоводство играло огромную роль, и с быком (тельцом) связывали то созвездие, где Солнце как бы побеждало зиму и возвещало приход весны и лета. Вообще многие древние народы почитали это животное, считали его священным. Самая яркая звезда в созвездии Тельца носит название Альдебаран.


Созвездие Близнецы В этом созвездии две яркие звезды находятся очень близко одна от другой. Свое название они получили в честь аргонавтов Диоскуров Кастора и Поллукса близнецов, сыновей Зевса, самого могущественного из олимпийских богов, и Леды, легкомысленной земной красавицы. Братья Диоскуры считались в древности покровителями моряков, попавших в бурю. Диоскуры почитались также как хранители государства и покровители гостеприимства. В Древнем Риме имела хождение серебряная монета «Диоскуры» с изображением звезд.




История его очень интересна. Существует несколько довольно экзотических объяснений происхождения названия этого созвездия. Так, например, всерьез утверждалось, что египтяне поместили в эту область неба Рака как символ разрушения и смерти, потому что это животное питается падалью. Рак движется хвостом вперед. Около двух тысяч лет назад в созвездии Рака находилась точка летнего солнцестояния (т.е. самая большая продолжительность светового дня). Солнце, достигнув в это время предельного удаления к северу начинало пятиться назад. Продолжительность дня постепенно уменьшалось. По классической древней мифологии огромный морской Рак напал на Геракла, когда он боролся с Лернейской Гидрой. Герой раздавил его, но богиня Гера, ненавидевшая Геракла, поместила Рака на небо. В Лувре хранится знаменитый египетский круг зодиака, в котором созвездие Рака располагается выше всех остальных.


Созвездие Льва Около 4,5 тысяч лет назад в этом созвездии находилась точка летнего солнцестояния, и Солнце оказывалось в этом созвездии в самое жаркое время года. Поэтому у многих народов именно Лев стал символом огня. В Египте связывали это созвездие с летним периодом: стаи львов, спасаясь от жары, перекочевали из пустыни в долину Нила, который в это время разливался. Поэтому египтяне помещали на затворах шлюзов ирригационных каналов, направлявших воду на поля, изображения в виде львиной головы с открытой пастью.


Созвездие Девы Это созвездие иногда представлялось сказочным сфинксом мифическим существом с телом льва и головой женщины. Нередко в ранних мифах Деву отождествляли с Реей, матерью бога Зевса, супругой бога Кроноса. Иногда в ней видели Фемиду, богиню правосудия, которая в своем классическом обличье держит в руках весы (зодиакальное созвездие рядом с Девой). Деву обычно изображают с жезлом Меркурия и колосом. Спикой (в пер. с латыни «колос») названа самая яркая звезда созвездия. Само название звезды и то, что Дева изображалась с колосом в руках, указывает на связь этой звезды с сельскохозяйственной деятельностью человека. Возможно, что с появлением ее на небе совпадало начало каких-либо земледельческих работ.


Созвездие Весы Весы – единственное «неживое» зодиакальное созвездие. Свыше двух тысячелетий назад в этом созвездии находилась точка осеннего равноденствия. Равенство дня и ночи могло стать одной из причин, по которой зодиакальное созвездие получило название «Весы». Появление на небе Весов в средних широтах указывало, что пришло время сева, а древние египтяне уже в конце весны могли рассматривать это как сигнал к началу уборки первого урожая. Весы символ равновесия могли просто напоминать древним земледельцам о необходимости взвесить собранный урожай.


Созвездие Скорпиона Не только из-за внешнего сходства этому созвездию была отведена роль ядовитого существа. Солнце вступало в эту область неба поздней осенью, когда вся природа как бы умирала, чтобы вновь возродиться, подобно богу Дионису, ранней весной следующего года. Солнце считалось «ужаленным» каким-то ядовитым существом (кстати, в этой области неба есть и созвездие Змеи!), «от того болело» всю зиму, оставаясь слабым и бледным. Другие народы давали этому созвездию свои имена. Например, для жителей Полинезии оно представлялось рыболовным крючком, которым бог Маун вытащил из глубины Тихого океана остров Новая Зеландия. У индейцев майя это созвездие связывалось с именем Ялагау, что означает «Владыка тьмы». Скорпион это созвездие, где нередко вспыхивают новые звезды, кроме того, это созвездие богато яркими звездными скоплениями.


Созвездие Стрельца Злобного Стрельца боится даже сам Скорпион, в которого тот целится из лука. Иногда можно встретить изображение Стрельца в виде кентавра с двумя лицами: одно обращено назад, другое вперед. Этим он напоминает римского бога Януса. С именем Януса связан первый месяц года январь. А Солнце находится в Стрельце зимой. Таким образом, созвездие как бы символизирует конец старого и начало нового года, причем одно его лицо смотрит в прошлое, а другое в будущее. В направлении созвездия Стрельца находится центр нашей Галактики. Если посмотреть на карту звездного неба, то Млечный Путь проходит и через созвездие Стрельца.


Созвездие Козерога Козерог - мифическое существо с телом козла и хвостом рыбы. По наиболее распространенной древнегреческой легенде козлоногий бог Пан, сын Гермеса, покровитель пастухов, испугался стоглавого великана Тифона и в ужасе бросился в воду. С тех пор он стал водным богом, и у него вырос рыбий хвост. Превращенный богом Зевсом в созвездие, Козерог стал владыкой вод и предвестником бурь. Считалось, что он посылает на землю обильные дожди. По другой легенде - это коза Амалтея, вскормившая своим молоком Зевса. У многих древних народов козу почитали как священное животное, в честь козы совершались богослужения. Люди облачались в священные одежды из козьих шкур и приносили дар богам жертвенного В созвездии Козерога около 2 тыс. лет назад находилась точка зимнего солнцестояния. Древний философ Макробий полагал, что Солнце, пройдя самую нижнюю точку, начинает карабкаться вверх, словно горный козел, стремящийся к вершине.


Созвездие Водолея Это созвездие называлось у греков Гидрохос, у римлян Акуариус, у арабов Сакиб- аль-ма. Все это означало одно и тоже: человек, льющий воду. С созвездием Водолея связан греческий миф о Девкалионе и его жене Пирре единственных людях, спасшихся от всемирного потопа. В Египте созвездие Водолея наблюдалось на небе в дни наибольшего уровня воды в реке Нил. Считалось, что бог воды Кнему опрокидывает в Нил огромный ковш.


Созвездие Рыбы Само расположение звезд на небе внушает мысль о двух рыбах, связанных между собой лентой или верёвкой. Происхождение названия созвездия Рыбы очень древнее и, по-видимому, связано с финикийской мифологией. В это созвездие Солнце вступало впору богатой рыбной ловли. Древние греки считали, что в рыб превратились Афродита и ее сын Эрот: они шли по берегу реки, но напуганные злым Тифоном, бросились в воду и спаслись, превратившись в рыб. Афродита превратилась в южную Рыбу, а Эрот в северную.





Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

УМК «Планета знаний»

Тема : Звездное небо. Путешествие по зодиаку.

Цель : сформировать у детей представление о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака, первичное закрепление полученных знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

2. Проверка домашнего задания (игра-викторина).

(Дети сидят за тремя столами в хаотичном порядке, перед каждым учеником

лежит звёздочка разног цвета и размера.)

Ребята, как вы думаете, для чего перед вами лежат эти звёзды? (Ответы детей).

Действительно, эти звёздочки нам помогут разделиться на 3 команды. За первый стол садятся дети, у которых жёлтыезвёзды, за второй стол – синие звёзды, за третий стол – розовые звёзды.

(Ученики рассаживаются.)

Ваши звёздочки нам сегодня ещё понадобятся, но чуть позже. А пока – отложите их в сторону.

Сегодня урок необычный, мы с вами отправимся в незабываемое путешествие, но перед этим давайте проверим, какой багаж знаний мы возьмём с собой в дорогу, проведём игру-викторину. Все задания вы будете выполнять в командах, а за каждое выполненное задание, вы получите звёзды, которые так необходимы нам сегодня.

(Учитель заранее готовит 3 букета осенних листьев с разных деревьев).

Итак, 1 задание: чья команда быстрее отгадает без ошибок, с каких деревьев собраны эти букеты?

2 задание: найдите «лишнее» слово, подчеркните и объясните его:

1команда – лиса,медведь,дятел,заяц

растения,животные,воздух,здания

дождь,снег,осадки,солнце,град

2команда – сосна,пшеница,берёза,ель,клён

комар,жук,синица,бабочка,муха

почва,море,воздух,мост,вода

3команда – акула,змея,щука,скат,дельфин

арбуз,малина,груша,смородина,вишня

город,памятник,океан,здание,мебель

(За верные ответы учитель раздаёт звёзды).

3 задание:определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите одним словом.

1команда – деревья,кустарники,травы – ….(растения)

шмель,бабочки,жук – ….(насекомые)

ясная,солнечная,пасмурная – …..(погода)

2команда – ястреб,сокол,синица - ….(птица)

дождь,снег,град- …(осадки)

сентябрь,октябрь,ноябрь -….(осен.месяцы)

3команда - карась,окунь,акула-….(рыбы)

ландыши,пионы,георгины-….(цветы)

январь,февраль,декабрь-….(зимн.месяцы)

(За верные ответы учитель раздаёт звёзды).

3. Введение в тему урока.

Ребята, посмотрите на экран

(Просмотр презентации «Звёздное небо» 1-6 слайд)

Скажите, что вы сейчас увидели? (Звёздное небо)

Почему вы так решили? (На небе много звёзд)

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О звёздном небе)

Верно, сегодня мы поговорим о звёздном небе.

(Открывается тема урока на доске)

Ребята, а кто-нибудь сможет ответить на вопрос, сколько звёзд на небе? (Ответы детей)

Действительно, их огромное количество, которое не сосчитать.

Как вы думаете, почему я сейчас вам показала именно ночное звёздное небо? (Ночью звёзды хорошо видны, если небо не затянуто тучами).

Опишите звёздное небо, какое оно? (Ответы детей)

Мы сегодня побудем немного волшебниками и попробуем в конце урока сотворить своё звёздное небо, а помогут нам именно те звёздочки, с которых и начался наш урок. В течение урока вы будете продолжать получать за верные ответы звёзды, которые по волшебству окажутся сначала на вашем «кусочке» неба, а затем и на большом классном звёздном небе.

(Учитель раздаёт каждой команде «кусочек» неба).

4. Работа над новой темой.

(За верный ответ – команде звезда).

Как вы думаете, почему звёзды светятся? (Они горячие)

А какое ещё небесное тело горячее? (Солнце)

Вспомним, что такое «Солнце». (Учитель вывешивает карточку со словом).

(Раскаленный шар)

Посмотрите в словарь С.И.Ожегова, какое определение даётся там, сравним наш ответ.

(Дети смотрят в словарь и зачитывают вслух).

«Солнце - небесное светило (раскалённое плазменное тело) шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты»

Ваш ответ был верный, но не полный. Молодцы!

Попробуем сформулировать, что же такое «звезда»? (Учитель вывешивает карточку со словом). (Ответы детей)

Заглянем в словарь, какое определение даётся там.

«Звезда – небесное тело (раскалённый шар), ночью видимое как светящаяся точка».

Молодцы! Посмотрите на карту звёздного неба. (Открывается карта на доске).

Рассмотрите звездное небо на карте. Какими вам кажутся звёзды? (Разного цвета и размера).

Как вы думаете, отчего это зависит? (Ответы детей)

Об этом нам расскажет Аникин Максим, который дома подготовилась.

(Слушаем сообщение Максима)

«С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле - посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.

Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные -сравнительно холодные, желтые - горячие (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. И самые яркие звезды - голубые, их температура на поверхности - 30 тысяч градусов. Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты и карлики. Самые крупные звезды в 2400 раз больше Солнца. В них могла бы поместиться наша Солнечная система до орбиты Сатурна. Самые маленькие - белые карлики. Они - как десятая долька от Солнца. А Солнце - звезда средней величины. Существуют звезды - пульсары, двойные звезды. Двойная звезда - это система двух звезд, в которой главная звезда - желтая, а спутник - белый или голубой».

Спасибо, Максим, было очень интересно!

(Дополнение учителя о звёздах)

«Мир звёзд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нём знаем, тем интереснее путешествовать по звёздному небу. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. Одни звёзды яркие, другие менее заметные. Каждая звезда имеет своё название».

Ребята, а кто заметил, как расположены звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом).

Вы верно заметили, что существуют места скопления звёзд, объединения их в группы. Люди разделили небо на 88 участков (созвездий) и дали этим «звёздным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ. Так появились созвездия Большая Медведица, Кассиопеи, Ориона, Лебедя и другие.

(Просмотр презентации «Созвездия» 7-15 слайд)

Разгадайте загадку: из какого ковша

не пьют, не едят,

а только на него глядят? (созвездие Большая Медведица)

Есть весёлый стишок об этом созвездии: две медведицы смеются:

эти звёзды нас надули!

нашим именем зовутся,

а похожи на кастрюли.

5. Физминутка

Дети стараются изобразить движениями невесомость в космическом корабле.

Изображают размеры звёзд.

6. Работа в группах по новой теме.

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с некоторыми созвездиями. Это созвездие Кассиопея, Лебедь, Орион.

*Задание: откройте учебник на стр. 41

1 команда прочитайте о созвездии Кассиопеи и расскажите другим командам.

2 команда – о созвездии Орион.

3 команда – о созвездии Лебедь.

(Выслушиваем рассказы)

*Задание:(учитель раздаёт каждой команде листы с изображением созвездий).

Перед вами изображения созвездий, подпишите их названия.

Зарядка для глаз.

Молодцы, вижу у вас всё получается, и вы готовы отправиться в обещенное мной, звёздное путешествие! Мы отправляемся в путешествие по Зодиаку. А что это такое, мы узнаем, когда прилетим туда.

Итак, возьмитесь за руки, закройте глаза, опустите головы, представьте, что мы все вместе плавно по звёздному небу перелетаем в Зодиак…..Откройте глаза. Все долетели? (Да)

Давайте подумаем, что же такое Зодиак? (Учитель вывешивает карточку со словом)

Ответы детей.

Заглянем в наш словарь С.И.Ожегова.

«Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года».

Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение дня бывает «в гостях» у разных созвездий. У каждого созвездия Солнце «гостит» примерно один месяц.

Итак, за время путешествия по Зодиаку, мы должны узнать:

(вывешиваю карточки с вопросами на доску)

1. Как называется каждое созвездие в Зодиаке?

2. Как люди представляли себе созвездия в Зодиаке?

Рассмотрим зодиакальные созвездия и прочитаем их названия.

(Просмотр презентации «Знаки Зодиака» 16-29 слайд)

Подумайте, сколько всего созвездий в Зодиаке? (12)

Проверим себя по слайду. (Просмотр одного 17 слайда из этой же презентации, работа по нему).

Давайте отследим последовательность созвездий, начиная с овна.

(Дети читают хором)

Овен - телец – близнецы – рак – лев – дева – скорпион – стрелец – козерог –

водолей – рыбы.

Молодцы! А теперь выполните в группах задание. (Учитель раздаёт листы с заданиями). Перед вами созвездия, пронумеруйте их в порядке их «посещения» Солнцем.

(За верные ответы – звёзды).

С давних времён человека манило ночное время - загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. Потом появилась наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться «астрономия». (Учитель вывешивает карточку со словом).

(Показ 30 слайда)

В переводе с греческого языка «астрон»-звезда, «номос»-закон. Значит, астрономия- это наука о звездах. Скажите, а как называют человека, который занимается изучением звёзд? (Астроном)

Верно, астрономы также наблюдают за движением планет, считают, что планеты влияют на характер людей, родившихся под тем или иным созвездием.

Наверное, каждый из вас знает свой знак Зодиака. Поднимите руку, кто знает.

Один астроном узнал, что мы путешествуем по Зодиаку, решил заглянуть к нам в гости. Но чтобы он появился, мы снова должны закрыть глаза.

(Встаёт ученик и надевает колпаке звездочета – Шерстобоев Максим).

Здравствуйте, дорогие любители путешествовать! Я- астроном! Вы уже познакомились с созвездиями Зодиака? (Да)

А хотите узнать о своём знаке Зодиака? (Да)

(Астроном кратко рассказывает о каждом созвездии)

Овны –любите всё исследовать, разглядывать, требуете много времени к себе, у вас мало терпения, любите лазать по деревьям, забираться куда-нибудь, любите сорт, шумные игры.

Тельцы– ласковые, активные дети, внимательны, трудолюбимы,любят делать всё своими руками, не торопятся, любят музыку.

Близнецы– любопытны, яркие, сильный характер, отличная память, любят, когда их хвалят.

Раки – чувствительные, ранимые, обидчивые, аккуратные, трудолюбивые, бережливые, любят мечтать, путешествовать.

Львы– добрые, гордые, гостеприимные, ответственные, серьёзные, капризные, любят домашних животных, музыку.

Девы – рано начинают говорить, аккуратные, опрятные, не доставляют родителям много хлопот, любят учиться и читать.

Весы– добрые, нежные справедливые, упрямые, любят рисовать, читать, стихи, картины, всё красивое.

Скорпионы– любят мальчишечьи игры (солдатики,ружья), нравится что-либо выращивать в саду, часто агрессивны.

Козероги– целеустремленные, трудолюбивые, любят командовать, застенчивые, часто болеют зубы, любят быть одни.

Водолеи– любят открывать новое, путешествовать, всегда помогут, у них много знакомых, не любят ложь, обман.

Рыбы– у них хорошая память, переживают за других, заботятся о родственниках, не любят быть одни, весёлые, артистичные, музыкальные.

Спасибо, астроном. Ребята, астроном всё правильно рассказал о вашем знаке? Это подходит к вашему характеру? (Да)

К сожалению, наше путешествие подходит к концу и чтобы нам вернуться, надо снова взяться за руки, закрыть глаза и сосчитать хором до 5.

(Раз, два, три, четыре, пять)

7. Подведение итогов.

Теперь мы снова с вами на прежнем месте. Давайте вспомним всё то, что мы сегодня говорили об этом загадочном звёздном небе. Но вопросы вам буду задавать не я, а вы сами будете их задавать друг другу. Вопросы можно задавать, ориентируясь на наши карточки со словами, которые я вывешивала на доску по ходу урока. Не забывайте команды, что за верные ответы вы получаете звёздочки для своего «кусочка» неба.

Предполагаемые вопросы:

1. Что такое «Звезда»?

2. Какие бывают звёзды?

3. Как звёзды расположены на небе?

4. Какие созвездия вы запомнили?

5. Что такое «Зодиак»?

6. Сколько созвездий в Зодиаке?

7. Назовите их.

8. Как называется наука о звёздах?

Молодцы! Вот вы и сами друг у друга проверили знания, полученные сегодня на уроке. А что бы вы ещё хотели узнать о звёздном небе? (Ответы детей)

Вижу, что вас эта тема заинтересовала, мы обязательно к ней ещё вернёмся, но на следующих уроках.

Наш урок начался с звёзд и закончится он тоже ими. Каждая команды сегодня набрала много разных звёзд, с помощью которых вы сейчас в своей группе сотворите свой «кусочек» неба. Возьмите клей и приклейте эти звёздочки на ваше небо.

8. Творческая работа в группах.

Пока вы творите, я вам прочитаю стихотворение о звёздном небе.

Ночь пришла и на небе раскинула бусы из звезд.

И рассыпались звезды на тысячи верст

Как манят они и зовут за собой

Что вот ты готов уж идти за звездой.

Они миллионы загадок таят,

Сверкают, мерцают, на небо манят.

Вот если б имели мы крылья свои,

Смогли бы тогда улететь от земли.

И сверху увидели б, дух затая,

Как все же прекрасна наша Земля!!!

Действительно, если присмотреться – мир прекрасен. И надо учиться видеть эту красоту, ценить и беречь её!

Вижу вы готовы. Давайте соединим ваши «кусочки» неба в одно большое.

(Дети выносят к доске своё небо и как пазлы складывают ЗВЁЗДНОЕ НЕБО).

Вам нравится? (ДА)

Очень здорово получилось!!! Молодцы!

А сейчас мне бы очень хотелось узнать, понравилось ли вам наш урок.

Если вам было легко и интересно, поднимите жёлтую звёздочку.

Если интересно, но встретили трудности – голубую.

Если вам было очень трудно – розовую.

Я рада, что вы справедливо оценили свою работу на уроке.

9. Домашнее задание.

В рабочей тетради стр.31 задание 1,2,3.

Разделы: Начальная школа

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок-путешествие.

Основной вопрос урока: Как солнышко в течение года совершает путешествие по Зодиаку?

Проблемные вопросы урока:

  1. Что такое Зодиак?

Дидактические цели урока: Формировать мышление, воображение, умение видеть проблему и находить пути её решения.

Методические задачи урока:

  1. Расширить представление учеников о звёздном небе, о созвездиях в частности.
  2. Научить приёмам работы с атласом – определителем “От земли до неба”.

Темы самостоятельного исследования:

  1. Природа небесных тел.
  2. Сравнительный размер звёзд.
  3. Форма созвездий.
  4. Истории созвездий.
  5. Путешествие по Зодиаку.
  6. Графические символы созвездий.

Необходимый дидактический и организационный материал:

Для фронтальной работы: СD проигрыватель, СD диски, проектор, экран для демонстрации слайдов, табло- “копилка” для демонстрации итогов выполнения заданий, нарезанные макеты звёздочек для награждения.

Для индивидуальной работы: учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 2 класс, атлас – определитель “От земли до неба”, образцы 6 заданий урока для самостоятельного исследования, таблички с названиями команд.

Планируемый результат:

  1. Развитие интереса к изучению звёздного неба.
  2. Совершенствование и углубление первоначальных знаний о звёздах, созвездиях.
  3. Самостоятельное составление “Карты – путешествия по Зодиаку”.

Ход урока

I. Формулирование обучающимися темы и цели урока.

Все учащиеся сидят за 4 столами, образуя 4 рабочие группы – “небесные обсерватории” с названиями “Альдебаран”, “Регул”, “Солнце”, “Сириус”.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Звучит музыка, и одновременно с музыкой на экране проектора появляются слайды с изображением звёздного неба, созвездий, небесных тел.

Учитель: Ребята, какую тему урока Вам навеяла звучащая музыка и просмотренные фотоснимки?

Учитель: Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу. Вид звездного неба – это бриллиантовая россыпь множества звёзд – всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Для нас, живущих в XXI веке, зрелище звёздного неба особенно величественно, потому что мы знаем природу звёзд. А вот знаете ли вы природу звёзд, сейчас я проверю.

II. Подготовительная работа. Повторение изученного 1 классе.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №1.

ЗАДАНИЕ №1 “Природа небесных тел”

Учитель: Предлагаю Вам, ребята, выполнить задание №1. На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна. Нужно стрелкой соединить небесные объекты и соответственно слова, обозначающие их природу. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.

, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания. Из каждой группы выходят по 1 представителю и демонстрируют выполненное задание.

Учитель: Ребята, вы, верно определили природу солнца. Солнце – это звезда. А скажите мне, как вы понимаете, что такое звёзды?

Ученики: Звезды – это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца (знания программы 1 класса).

Учитель: И вот настало время поговорить о названиях ваших групп. Что обозначают эти названия “Альдебаран”, “Регул”, “Солнце”, “Сириус”?

Ученики: Это названия звёзд (знания программы 1 класса).

Учитель: Верно. И вот путешествуя по звёздному небу, мы проведём соревнования звёзд 2 “А” класса.

Учитель подводит итоги выполнения задания №1 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильный ответ.

Учитель: Ребята, вы сказали, что многие звёзды гораздо больше Солнца. Сейчас я проверю, как вы помните из программы 1 класса размеры звёзд.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №2.

Учитель: И вот задание №2 . Ребята, на слайде вы видите изображения 4 звёзд и их названия. Вам необходимо узнать их по цвету и размеру, а затем расположить в порядке возрастания их сравнительного размера. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.

ЗАДАНИЕ №2 “Природа небесных тел”

Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране , на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания, сверяют свою работу с образцом и демонстрируют учителю.

Учитель подводит итоги выполнения задания №2 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильный ответ.

Учитель: Верно, ребята. Звёзды отличаются размерами. Бывают звёзды-гиганты, а есть звёзды-карлики. А вот Солнце – самая маленькая из представленных звёзд. Так почему же тогда Солнце светит нам днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками?

Ученики: Солнце – это ближайшая к Земле звезда (знания программы 1 класса).

Учитель: Верно. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт день. Днём незаметен слабый блеск других, более далёких звёзд. И только ночью, когда солнца на небе нет, они становятся видны. А сколько же на небе этих далёких, но ярких звёзд?

Ученики: ………………. (предлагают свои варианты).

Учитель: Да, обитательницы безграничного космоса – звёзды – давным – давно подсчитаны, записаны в каталоги; и не только те, что видны невооружённым глазом, но и множество других, неподвластных глазу. А кто же подсчитал звёзды, кто их изучает?

Ученики: Учёные-астрономы.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде фотографии известных людей, сделавший большой вклад в развитии астрономии: Аристотель, Клавдий Птолемей, Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Учитель: Астрономия – это очень серьёзная трудная, но и самая удивительная из всех наук. И только в 11-ом классе вы частично будете знакомиться с основами науки астрономии. Но вы уже сейчас, наверняка, знаете, какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо?

Ученики: Телескоп.

Учитель открывает следующий слайд на экране, где демонстрируются различные виды телескопов.

Учитель: Телескоп появился в 1609 году, почти 400 лет назад и назывался он прибор – дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба. Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в ясную безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. Можно при нормальном зрении увидеть около 6000 звёзд. А какие образы, картинки рисовала Ваша фантазия, когда вы смотрели на звёздное небо?

Ученики: Я видел (видела) ……………… (предлагают свои варианты).

III. Физминутка №1.

IV. Изучение нового материала. 1 часть – “Понятие о созвездиях”.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде фотографии созвездий.

Учитель: Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек-звёзд, астрономы назвали созвездиями. Одни созвездия напоминали им изображения любимых героев, другие – фигуры животных и предметы. Теперь учёные делят всё звёздное небо на участки. Эти участки они называют созвездиями.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №3.

Учитель: Итак, задание №3 для команд. Воображаемое звёздное небо поделили на 4 участка – созвездия, каждое из которых состоит из нескольких точек. С помощью атласа-определителя “От земли до неба”, находящегося в рабочей тетради по окружающему мира на стр.38, нужно соединить звезды линиями, чтобы получились знакомые вам созвездия: Большая Медведица, Лебедь, Орион, Кассиопея. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.

ЗАДАНИЕ №3 “Форма созвездий”

Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране , на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания, сверяют свою работу с образцом и демонстрируют учителю.

Учитель подводит итоги выполнения задания №3 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильный ответ.

Учитель: Сейчас мы на воображаемом небе воссоздали образы одних из самых известных созвездий, которые мы можем наблюдать в своей части света. На самом деле созвездий очень много – 88 и каждое имеет своё название. История названия созвездий очень интересна. Давайте познакомимся с интересными фактами названия и образования рассмотренных созвездий.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №4.

Учитель: Итак, задание №4 для наших небесных обсерваторий. На столе у каждой команды находится листочек с информацией об одном их созвездий. Вы должны внимательно прочитать предложенный текст, а затем ответить на вопросы. Каждый правильный ответ добавит в вашу звёздную копилку новую победу и дополнительную звёздочку. На работу 3 минуты.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №4 “Истории созвездий”

Информация для команды №1 о созвездие “Большая Медведица”

7 ярких звёзд, расположенных в виде ковша, образуют созвездие Большая Медведица. Одна из семи звёзд называется Мицар, рядом с ней едва заметна звезда Алькор. По этим звёздам проверяют зрение, их обычно видно невооружённым глазом отдельно. У киргизов раньше это созвездие называли “Конь на привязи”, а у египтян “Гиппопотам”

Информация для команды №2 о созвездие “Кассиопея”. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за “ножки” букву “М”. Весной и летом эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи – героини древнегреческих мифов.

Информация для команды №3 о созвездие “Лебедь”

Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает силуэт прекрасной птицы с широко раскинутыми крыльями, летящую вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой – одной из самых ярких на небе, имеющей название Денеб.

Информация для команды №4 о созвездие “Орион”

Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! По форме похоже на бант. Посредине цепочка из трёх звёзд, расположенных по прямой линии. А названо по имени охотника древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют – Пояс Ориона.

Учитель: Ребята, сейчас каждая команда изучила свои созвездия, а теперь нужно правильно ответить на мои два вопросы, получив звёздочку в копилку побед команды.

Вопросы, составленные по материалам задания №4.

Для команды №1 “Альдебаран” о созвездие “Большая Медведица”

1. Как созвездие “Большая Медведица” раньше называли киргизы и египтяне?

2. Сколько звёзд всозвездие “Большая Медведица” и на что похож образ созвездия?

Для команды №2 “Регул” о созвездие “Кассиопея”

1. В какое время года можно на небе увидеть созвездие “Кассиопею”?

2. По имени кого получило своё название созвездие?

Для команды №3 “Солнце” о созвездие “Лебедь”

1. Где находится самая яркая звезда в созвездие и как она называется?

2. Куда летит силуэт прекрасной птицы, составляющей созвездие?

Для команды №4 “Сириус” о созвездие “Орион”

1. В честь кого названо созвездие?

2. Сколько звёзд составляет пояс охотника?

Учитель подводит итоги выполнения задания №4 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильные ответы.

Учитель: Знание созвездий – азбука астрономии. Она необходима и любителю – астроному, и астроному – учёному. Для тех, кто хорошо знаком с созвездиями и их расположением на небе в различное время суток и года, звёзды могут служить отличными ориентирами. Ориентироваться по звёздам могут и моряки, и лётчики, и туристы, и разведчики. Сейчас мы говорили о созвездиях, которые можно увидеть на небе в разное время года, а есть созвездия, которые мы не видим, но они прочно вошли в нашу жизнь, и мы каждый год в Новогоднюю ночь приветствуем эти созвездия. Догадались, о каких созвездиях я начала разговор?

Учитель: Верно. Это созвездия Зодиака. Буквальный перевод слова “зодиак” означает “круг животных”. И действительно почти все зодиакальные созвездия носят названия животных. А кто знает, сколько всего созвездий включает созвездия зодиака?

Ученики: …………..(предлагают свои варианты).

Учитель: Созвездия Зодиака одни из самых древних. Их изображения археологи находят на многих памятниках, нередко вместе с изображением Солнца, Луны и планет. Пояс зодиака разбит на 12 созвездий, а число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, в индии колёса изготавливали их 12 спиц, герои и полубоги совершали по преданиям 12 подвигов. Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение года “гостит” у каждого созвездия примерно один месяц.

V. Физминутка №2.

VI. Изучение нового материала. 2 часть – “Путешествие по Зодиаку”.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №5.

Учитель: И вот мы подошли к заданию №5. Зодиак – это пояс из созвездий, вдоль которого в течение года движется солнышко. Каждая команда, двигаясь за солнышком, должна составить “Карту путешествия” по зодиаку, начиная, с созвездия Овен. Для выполнения задания использовать материал учебника на стр.33 или слайд на экране. Макет карты и фигурки, изображающие созвездия, у всех находятся на столе. Изображение знака зодиака нужно приклеить на соответствующее ему место в поясе созвездий зодиака. Правильно выполненное задание добавит в вашу звёздную копилку новую звёздочку. На работу 4 минуты. Приступаем.

МАКЕТ “КАРТЫ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗОДИАКУ” ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №5 “Путешествие по Зодиаку”

Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране , на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания. Свои “Карты путешествия по зодиаку” ребята вывешивают для демонстрации на доску.

Учитель подводит итоги выполнения задания №5 и вешает звёздочки в копилки командам, верно составившим “Карты путешествия по зодиаку”.

Учитель: Учёные астрономы в звёздных атласах, каталогах звёзд, на звёздных картах изображают знаки зодиака не в виде рисованных образов, а с помощью графического символа.

Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №6.

Учитель: Задание №6 проверит не знания темы, а вашу интуицию и воображение, ведь изучать звёздное небо могут люди, обладающие не только глубокими знаниями, но и имеющие хорошую интуицию и богатое воображение. Каждая команда должна выполнить следующее задание. Нужно стрелкой соединить название созвездия и соответствующий ему графический символ. Правильно выполненное задание добавит в вашу звёздную копилку звёздочку. На работу 3 минуты. Приступаем.

ЗАДАНИЕ №6 “Графические символы созвездий”

Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране , на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания.

Учитель подводит итоги выполнения задания №6 и вешает звёздочки в копилки командам, верно выполнившим задание №6.

VII. Подведение итогов урока. Подведение итогов соревнования команд.

Вопросы, составленные учителем для подведения итогов урока:

  • Как вы считаете, мы смогли ответить на вопрос: “Как солнышко в течение года совершает путешествие по Зодиаку?”
  • Почему Солнце светит нам днём, а звёзды ночью?
  • Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
  • Что такое Зодиак?
  • Что удалось на уроке?
  • Что не получилось, над чем нужно поработать?

VIII. Домашнее задание: определить по дате рождения знак зодиака всех членов своей семьи, друзей.