Презентация экологические мероприятия. Внеклассное мероприятие по экологии "спасем природу". Оргмомент. Психологический настрой учащихся

Экологическое занятие: «Мы – друзья природы!»

Цель занятия: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности за окружающий человека мир природы; показать детям, что человек – работник в царстве природы; учить детей выполнять законы природы; воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром; развивать активность, самостоятельность, мышление, воображение, творческие способности учащихся.

Ход занятия:

1-й ведущий. Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Мы рады видеть вас! Сегодняшний праздник посвящён природе. Природа – это истинное богатство человечества, её необходимо беречь!

Звучит песня группы «Земляне» - « Прости, Земля», идёт показ слайдов о природе и экологии (слайды №1 - 17)

Чтец. Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

2-й ведущий. Мы живём с вами на одной большой планете земля, и нам надо научиться беречь её, жить в мире и согласии.

А какие пословицы о земле вы знаете?

Без хозяина земля круглая сирота.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Земля заботу любит.

Землю уважай – она даёт урожай.

Нет земли краше, чем страна наша.

1-й ведущий. ( показ слайдов) Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы( слайд №18), и голубые реки ( сл.№19), и ледяные моря ( сл.№20), и жаркие пустыни ( сл.№21) . Но, пожалуй, самое большое чудо это лес . ( сл.№22)

1 Чтец : Чудесное творение природы - лес! Совсем немногое может сравниться с ним красотой. Красивы наши леса, величественны и самобытны в любое время года.

Показ слайдов русского леса по временам года

2 чтец: Русский лес - это первые проталины и первый туман. (слайд №23)

3чтец: Русский лес - это крик грачей и пение соловья.(сл.№24)

4 чтец: Русский лес - это медовый запах травы и цветов .(сл.№25)

4 чтец: Русский лес - это прощальный крик журавлей осенью.(сл.№26)

5 чтец: Русский лес - это кружева инея на деревьях и негромкий голос синицы.(сл.№27)

(на фоне слайда №28 и пения птиц дети читают стихи)

Здравствуй лес!
Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.


Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!

Лес - не только для нашей забавы,
Он богатство страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.

В лесу, где так много ботаники
Друзья, соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники
Пустые консервные банки.

Хочу я над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Нор звериных, птичьи гнёзда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

Люди! Оглянитесь вокруг.
Как природа истинно прекрасна.
Ей нужна забота ваших рук
Чтобы красота её не гасла!

2-й ведущий. Давайте отправимся в путешествие по лесу. Нас ждут необыкновенные

приключения и неожиданные встречи. А с собой мы возьмём хорошую, весёлую песню. (слайд №29)

(Дети поют песню «Вместе весело шагать» муз. В.Шаинского, сл. М. Матусовского)

Чтец. Мы идём лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам –

Пахнет травами и хвоей,

Белки бродят по стволам.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес! (сл.№30) (сл.№31)

1-й ведущий загадывает загадки.

- Сказочный лес для вас подготовил загадки. Давайте их отгадаем:

    Какое дерево является символом России? (берёза).

    Как называется нос у птицы? (клюв).

    Какую траву знают даже слепые? (крапива).

    Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц).

    У кого уши на ногах? (у кузнечика).

    Что теряет лось каждую зиму? (рога).

    Кто может пить ногой? (лягушка).

    Чем больше колец, тем старше жилец (дерево).

    Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поймаешь (ящерица).

    Кто спит вниз головой? (летучая мышь).

Чтец. У природы живые краски,

Пусть живёт она без опаски,

Пусть живут звери и птицы,

Пусть человека никто не боится!

Слышится шум, в зал вбегает Хулиган с магнитофоном.

Хулиган. Бом- бом-бом! Начинается погром.

Выезжаем на природу,

Мне по нраву мой характер боевой,

Темперамент мой весёлый, огневой.

А пришёл сюда я скуку разогнать,

Я пришёл повеселиться, поиграть.

2-й ведущий. Да, видно, плохо ты воспитан, если не знаешь как надо себя вести в лесу!

Хулиган. Эй, вы, малявочки-козявочки, а сами- то зачем в лес ходите?

Чтец. Свежим воздухом подышать, на природу полюбоваться, укрепить здоровье, улучшить настроение.

Хулиган. Сейчас ещё пару птичек поймаю и в клетку посажу. Вот и будет весёлое настроение! Я ещё из рогатки стрелять люблю.

Вчера я из рогатки стрелял в весёлых птиц.

Я целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.

И птицы загрустили, не стал щебетать,

И все они решили сюда не прилетать!

Здорово, правда?

Чтец. Деревья, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!

1-й ведущий. Птиц обижать нельзя. Они ведь приносят пользу людям.

Хулиган. Подумаешь! Ну, не мешайте мне веселиться! Я сегодня так трудился, что даже устал.

1-й ведущий. И, что ты такого полезного сделал?

Хулиган. – Берёзку сломал.

Муравьёв разогнал, муравейник разорил

Цветы редкие из Красной книги нарвал целую охапку

Воды намутил, рыбу разогнал

Людей на болоте напугал

Лягушонка палкой гонял

Мусора всякого в реку накидал

(включает магнитофон и начинает танцевать)

Появляется Баба Яга.

Баба Яга. Э – э – э, ишь ты, радиоприёмник выискался! Нельзя так громко магнитофон врубать! Сейчас ты у меня не так заскачешь, вундеркиндер невоспитанный. Покажу-ка свой фокус-покус-парадокус. Околдую окаянного. Мы хоть и в лесу живём, а правила приличия знаем, у нас своя культура имеется!

Ёлки-палки, лес густой,

Превращайся в пень лесной!

(Хулиган замирает на месте)

Хулиган. Не хочу, не буду! Отпусти меня, бабка ты неотёсанная! Я предкам пожалуюсь, они вам дадут прикурить!

Баба Яга. Не дадут, голубчик! И будешь ты стоять пнём до тех пор, пока не узнаешь, что в лесу всё надо беречь и охранять.

Хулиган. (плачет) А – а – а! Помогите!

1-й ведущий. Ты очень сильно обидел природу, а Баба – Яга – лесной житель, вот и обиделась она на тебя.

Баба Яга. Сколько же таких, как он, беды Земле причиняют. Деревья ломают. Муравейники разоряют… Если все будут уничтожать, рвать, ломать, так ведь и жизни на Земле не будет. И нас не будет. И тебя не будет.

Хулиган. (плачет) Меня не будет! А – а – а! А что же мне теперь делать?

Баба Яга. Дела добрые делать. Землю беречь и любить надо. График добрых дел заводить надо. Вы со мной согласны? (ответы детей)

2-й ведущий. Если только захотите

Вы природе помогать,

Лучше правила учите,

Чтобы их не забывать!

Хулиган. Какие правила?

Дети по очереди рассказывают правила:

1.Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять! (сл.№ 32)

2. Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны! (сл.№33)

3. Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать… (сл.№ 34)

4. В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой… (сл.№ 35)

5. Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты! (сл.№ 36)

6.

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают… (сл.№ 37)

7. Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать! (с л.№38)

8. Без взрослых с огнём развлекаться опасно!

Закончиться может забава ужасно!

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда! (сл.№39)

9. Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой! (сл.№ 40)

10. Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны… (сл.№41)

11.

Стоят деревья – великаны

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут-

Добро и красоту несут… (сл.№42)

12 . Раз ты собрался по грибы –

С собою острый нож бери;

Им аккуратно гриб срезай –

В земле грибницу оставляй.

А если встретил землянику,

Куст брусники иль черники –

Нежно ягодки сорви,

А куст – оставь, побереги. (сл.№ 43 – 44)

Чтец. Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица - с небом, как поле – с плугом.

Как ветер – с морем, трава – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Хулиган. Умных правил не забуду,

Уважать природу буду.

Только расколдуйте меня!

Баба Яга. Вот расскажешь, какую пользу приносят людям леса, тогда …ещё посмотрю. Может и расколдую.

Хулиган. Не знаю. (плачет)

1-й ведущий. Ребята, давайте поможем Хулигану ответить на вопрос Бабы Яги.

Дети по очереди рассказывают. (показ слайдов этих животных)

(сл.№45) Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он проделывает клювом дырку, то высовывает свой язычок, и насекомое прилипает к нему.

(сл.№46) Сова – уничтожает за год около1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в год 1кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.

(сл.№47) Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется большое количество насекомых - вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

(сл.№48) Летучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 170 комаров.

(сл.№49) Ласточка – за лето ловит до миллиона комаров, мошек, тлей.

(сл.№50) Жаба – уничтожает не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги садов и огородов.

Баба Яга. Хвалит детей и расколдовывает Хулигана.

Хулиган. Дорогие мои, любимые, самые близкие и внимательные друзья! Я бесконечно благодарен Вам за помощь, которую вы мне оказали. Обещаю больше никогда не проказничать, не грубить и не обижать других. Обещаю беречь деревья, цветы, животных, птиц – короче всю природу. (сл.№51)

Баба Яга. Ну, прямо не узнать этого Хулигана! Ишь, как заклятие-то подействовало! Думаете, почему я так хлопочу о лесе? (сл.№52)

Потому что лес – мой дом,

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем, взрослые и дети,

Дружбой с лесом дорожить!

Игра с залом:

Ведущий : И в конце нашего праздника предлагаю вам игру. Перед вами на рисунке дерево. На нём нет ни одного листочка. Страшная картина. Я бы не хотела, чтобы у нас был такой лес. Но мы можем всё изменить. Подумайте и скажите, какие добрые дела можно сделать, чтобы лес и природа ожили? (Каждый правильный ответ зелёным листком прикрепляется к дереву.)

Все дети исполняют песню «Солнечный круг»

Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне верблюд!

Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть всегда будут звери,
А у дома цветы!

Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии
  • ;
  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой
  • ;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся
  • ;
  • воспитание бережного отношения к природе
  • ;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.
  • Планируемые достижения учащихся:

    • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру
    .
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди
  • .
  • Учиться защищать природные ресурсы
  • .
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий
  • .

    Оборудование:

    • аудиозапись голов птиц;
    • выставка книг “Природа – твой дом”
    ;
  • оформление стенда “Охрана окружающей среды”
  • ;
  • индивидуальные творческие задания
  • ;
  • анкеты
  • ; ;
  • цветные карандаши
  • ;
  • мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”
  • ;
  • карточки – знаки отличия индивидуальных достижений
  • .

    Ход мероприятия

    – Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

    Кадр 1 Лес

    – Жил был лес.

    Кадр 2 Птицы

    – Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

    – Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

    Послушай песню о соловье в исполнении ученицы музыкальной школы.

    (На скрипке исполняется музыкальное произведение “ Соловушка”)

    Кадр 3 Звери

    – Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

    Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

    Кадр 4 Человек

    – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

    Кадр 5 Вырубка леса

    – Стал человек тогда вырубать лес.

    Кадр 6 Пожар в лесу

    – Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

    Кадр 7 Загрязнение водоемов.

    – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

    Кадр 8 Воздух

    – Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

    Кадр 9 Засорение отходами

    – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

    Кадр 10 Просьба леса

    – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

    – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

    “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

    Кадр 11

    – Почему в лесу никто не живет?

    – Человек разрушил жизнь леса.

    – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

    – Экология.

    Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

    Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

    – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

    Задание 1

    – У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

    Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
    Ответ (Рябина)

    Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей.
    Ответ (Берёза)

    Зимой и летом – одним цветом.
    Ответ (Ёль)

    Никто её не пугает,
    А она вся дрожит. (Осина)

    С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают,
    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
    Породы деревьев вывешиваются на доску.

    Группы готовят краткое сообщение о породе своего дерева, используя школьный гербарий.

    Кадр 12. Деревья

    – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

    Задание 2

    – Кого ещё не хватает в нашем лесу?

    – Не хватает птиц и зверей

    На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

    Задание 3

    Игры с жителями леса.

    Выбери самого сильного и ловкого игрока из команды. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по сигналу, хватают змею.

    Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

    Кадр 13 Звери в лесу

    – Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

    Задание 4

    Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

    Кадр 14 Кроссворд

    Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.

    Вопросы к кроссворду

    1. Как называется верхний плодородный слой земли?
    2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?
    3. Синоним слова звери.
    4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
    5. Житель планеты, наделенный разумом.
    6. Назови синоним слова атмосфера.
    7. Как называется солнце на языке астрономов?

    – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

    Кадр 15 Охрана природы

    – Нужно ли охранять природу?

    – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

    Задание 5

    На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

    Кадр 17 Итог урока

    Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

    (Музыкальный клип).

    Задание 6

    Заполни анкету.

    Цель: выявление материала для дальнейшей работы.

    Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.

    1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

    – Природу;
    – Сказки разных народов.

    2. Кому приносит вред дым из труб заводов?

    – самолётам;
    – всем живым существам.

    3. Какую книгу называют “Красной?”

    – атлас мира;
    – книгу редких животных и растений.

    4. Где животные могут не бояться охотников и человека?

    – в заповеднике;
    – в цирке.

    5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?

    – в берлогу медведя;
    – в мусорный бак или забирать с собой.

    Завершение путешествия

    Чтение стихотворения Любови Сироты

    Скворечник

    Он сказал с неподдельной любовью:
    "Мне природа – родная сестра.
    Про охоту и рыбную ловлю
    Я могу говорить до утра.
    Разве что-то сравнится с азартом
    Следопыта, восторгом стрелка
    Или, скажем, с дрожаньем внезапным
    Пробудившегося поплавка?
    Если надобно выдумать слово –
    Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
    И блаженную тяжесть улова,
    И ухи ароматный дымок...”
    Дай вам Бог и погоды, и пищи,
    Только я не за вас – за мальца,
    Что заботливо ладит жилище
    Для простого рябого скворца.
    Есть ли дело светлей и безгрешней,
    Чем сколачивать, шкурить бока
    Золотистой фанерной скворечни –
    Деревянного особнячка?
    И, пристроив к доверчивой кроне,
    День за днем, запрокинув лицо,
    Все-то взглядывать из-под ладони:
    Не явился ли гость на крыльцо?
    И – мелькнули на фоне проема,
    На кургузой площадке крыльца
    У дверей обретенного дома
    Долгожданные крылья жильца!
    Вот он вышел на краешек кровли,
    Шевельнув молодые листы...
    ...Есть восторг и в охоте, и в ловле,
    Есть природа – но нет доброты.
    И стоишь, затаивши дыханье,
    И вбираешь, и ловишь, и ждешь
    Посвист, щелканье и трепыханье,
    Пестрых перьев счастливую дрожь.

    – Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!

    В современных условиях все большее значение уделяется экологическому воспитанию учащихся, немаловажное значение уделяется вопросам природоохранной деятельности. Предлагаемое внеклассное мероприятие проводилось в рамках проведения Дня Земли 22 апреля с учащимися 5–7-х классов.

    При подготовке к мероприятию ученики, разделившись на группы, участвовали в конкурсе плакатов “Спасём природу”.

    В ходе мероприятия каждая группа демонстрирует свой плакат, комментируя подобранным материалом.

    По окончании презентации жюри присуждает места за участие в конкурсе плакатов.

    Классы: 5-7.

    ЦЕЛИ УРОКА:

    1. Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей;
    2. Активизировать познавательную деятельности, создать условия, побуждающие детей со вниманием и заботой относится к природе.
    3. Познакомить учащихся с факторами загрязнения окружающей среды
    4. Содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому.
    5. Углубить и систематизировать знания об экологических факторах среды и их действие на организмы.

    ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор, презентация к занятию, плакаты на природоохранную тему, выполненные учащимися

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

    Актуализация знаний учащихся.

    Учитель: Ребята, на уроках природоведения, географии мы с вами очень часто употребляли выражения “Природа – наш дом родной”, “Берегите природные богатства”, “Планета в опасности”. Что они означают? (Выслушиваются ответы учащихся).

    Прослушивание фонограммы песни “Как прекрасен этот мир”.

    Учитель: Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна, непохожа и разнообразна природа в любой точке нашего земного шара. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

    Ученик :

    Пора бы человечеству понять,
    Богатства у Природы отбирая,
    Что Землю нужно тоже охранять:
    Она, как – мы, такая же – живая!

    (презентация идет на фоне произведений Э?ннио Моррико?не)

    Жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырьё для промышленности, лекарства и многое-многое другое.

    В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизнедеятельности и хозяйственной деятельности людей.

    Долгое время считалось, что человек – царь и властелин природы, призванный ни с чем не считаясь, покорять её и подчинять своим нуждам. Обретая невиданную власть над природой, изменяя её, человек ставит под угрозу не только здоровье Земли, но и само существование всего живого, в том числе и людей.

    Рис.2

    2 ученик:

    Человеку всегда и во всём сопутствует вода. Она его кормит, поит, греет и охлаждает, ни одно производство не обходится без воды. И поселялся человек издавна вблизи морских берегов или рядом с реками и озерами. Крупнейшие города нашей страны возникли на реках: Москва – на Москве-реке,

    Петербург – на Неве,

    Иркутск – на Ангаре,

    Хабаровск – на Амуре.

    Потребление воды непрерывно растет. Неудивительно, что проблема водообеспечения быстрорастущего населения нашей планеты стала одной из основных мировых проблем. 18% населения мира лишены безопасной питьевой воды.

    За год от загрязнения воды и воздуха в мире умирает 6 млн. человек. Больше всего загрязняет окружающую среду автомобильный транспорт. На некоторых растениях влияние выхлопных газов настолько отчётливо видно, что их с успехом можно использовать для обнаружения опасной концентрации этих газов для здоровья человека.

    Рис.7

    “НЕ ГУБИТЕ ВСЁ ЖИВОЕ”

    В 1950-х годах предприятие по переработке руды сбрасывало отходы, содержащие ртуть, в воды залива Минамата (Япония). Бактерии перерабатывали её в диметилртуть. По цепям питания она попадала и накапливалась в рыбах. Люди питались рыбой, получали сильнейшие отравления, нервнопаралитические заболевания, более 50 человек умерли. С 1955 по 1959 годы здесь каждый третий ребенок рождался с психическими и физическими аномалиями.

    Рис.8

    “НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ”

    За последние 10 лет площадь лесов в мире сократилась на 94 миллиона гектаров. Около 70% лесных пожаров в нашей стране возникает по вине населения.

    Рис. 9

    Основная задача охраны редких и исчезающих видов в том, чтобы, создав благоприятные условия, добиться увеличения их численности. Если каждый из нас не станет весной рвать ландыши, возможно, скоро этот цветок перестанет быть объектом Красной книги Подмосковья.

    Рис.10 Рис.11

    Впервые Красная книга была создана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. В Красную книгу внесено 681 растение, 20 грибов,32 моховидных растения и 29 лишайников.

    “СОХРАНИМ МОРЕ”

    Почти 75% поверхности Земли покрыто водой, но только 2,5% приходится на пресные водоёмы.

    В развивающихся странах 90% бытовых и 70% производственных стоков сбрасывают в воду без очистки.

    Рис.12

    Бурное развитие промышленности привело к резкому возрастанию количества всевозможных отходов и к массовому загрязнению рек, морей и океанов такими веществами, которых природа никогда не знала: нефтепродуктами, солями тяжелых металлов и многими другими химическими веществами.

    Особенно от загрязнения страдают внутренние моря: Балтийское, Азовское, Черное, Японское, Северное. В Черном море уменьшилось количество рыб, зато в огромном количестве размножаются медузы.

    Рис.13

    Стадо черноморских дельфинов 40 лет назад насчитывало два с половиной миллиона голов. Теперь оно едва дотягивает до 100 тысяч.

    Около четверти коралловых рифов мирового океана уничтожены. Ещё 30% исчезнут в ближайшие 10 лет.

    Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор.

    Рис.14

    В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине. Очень загрязнены Черное и Аральское моря. Реку Дунай называют “сточной канавой” Европы. Мировой океан принадлежит всем. Но он и... ничей. Каждый год в него сваливают миллиарды тонн жидких и твердых отходов. В результате гибнут морские животные, рыбы, птицы.

    Рис.15.

    В Красную книгу Российской Федерации (1983г.) внесены: млекопитающие – 94 вида, птицы – 80, рептилии -11, рыбы -10, насекомые – 219 видов.

    “ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ТАКИМИ?”

    Рис.16

    В мире 2 млн. человек в год умирают от болезней, связанных с загрязнением питьевой воды. Больше всего страдают дети. Всё чаще можно услышать про животных с обнаруженными мутациями.

    Мутация – это появление у живых организмов необратимых изменений, возникающих под влиянием экологических факторов среды. Экологи установили, что последствия хозяйственной деятельности людей являются наиболее значимыми в загрязнении окружающей среды и объединили их в группы в порядке значимости:

    • 1.ядохимикаты, пестициды, диоксиды;
    • 2.тяжелые металлы и их соли;
    • 3.потери нефти и нефтепродуктов;
    • 4.сточные воды и твёрдые отходы промышленности;
    • 5.химические удобрения;
    • 6.радиоактивные и тепловые отходы;
    • 7.городские шумы (транспорт, громкая музыка, работа машин).

    Рис.17

    ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ УМЕНЬШИТ КОЛИЧЕСТВО ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ, ТО ЗАГРЯЗНИТЕЛИ УМЕНЬШАТ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ.

    Рис. 18

    9 ученик:

    Главное условие развития человечества – не покорение, а сотрудничество с природой, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле.

    ЗЕМЛЯ У НАС ТОЛЬКО ОДНА… Это наш корабль в безбрежных просторах Вселенной. Этот замечательный корабль имеет всё необходимое для бесконечно долгого путешествия на нём. Но в случае поломки этого корабля пересесть нам будет не на что. Следует беречь то, что имеем.

    Рис. 19

    БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ
    ЖАВОРОНКА В ГОЛУБОМ ЗЕНИТЕ,
    НА КАМНЯХ ИГРАЮЩЕГО КРАБА,
    НАД ПУСТЫНЕЙ ТЕНЬ ОТ БАОБАБА,
    ЯСТРЕБА, ПАРЯЩЕГО НАД ПОЛЕМ,
    ЯСНЫЙ МЕСЯЦ НАД РЕЧНЫМ ПОКОЕМ,
    ЛАСТОЧКУ, МЕЛЬКАЮЩУЮ В ЖИТЕ.
    БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ! М.ДУДИН

    Рис.20

    Вострикова Светлана Геннадьевна,

    учитель биологии и химии, НОУ СОШ № 38 ОАО «РЖД», г. Мичуринск

    Внеклассное мероприятие по экологии:

    «УСТАМИ ПРИРОДЫ»

    (игра - викторина)

    Целевая аудитория: 5-6 класс, 11 -12 лет.

    Аннотация. Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем. Этот интерес можно вызвать, используя огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Поэтому разработанное мной внеклассное мероприятие проходит в форме игры-викторины. Формируются 2 команды, которые выполняют задания индивидуально или всей командой. Задействован весь класс, предусмотрены задания для болельщиков. Викторина состоит из конкурсов: 1 конкурс –«Угадалки» (представлены вопросы из зоологии, ботаники, охраны природы); 2 конкурс – «Обгонялки» (участники разгадывают загадки о растениях, животных, явлениях природы); 3 конкурс – «Конкурс понятий» (участники команды объясняют друг другу понятия, связанные с экологией, не называя однокоренных слов); 4 конкурс – «Объяснялки» (представлены приметы, которые команды объясняют, используя свои знания из биологических дисциплин); 5 конкурс – «Природа и фантазия» (представляют проекты, полезного применения пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, можно дать как домашнее задание заранее); 6 конкурс – «Шарады» (разгадывание шарад); 7 конкурс – «Помоги природе» (составление обращения к человечеству «Помоги природе»). Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, творчески мыслить. В процессе игры учащиеся работают как в группах, так и индивидуально. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников. Мероприятие способствует формированию у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Цели:

    Обобщение и углубление биологических и экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения.

    Развитие творческих способностей школьников.

    Воспитание экологической культуры школьников.

    Задачи:

    Образовательные: в процессе игры выявить знания учащихся и расширить кругозор учащихся в области биологии, экологии и охраны окружающей среды.

    Развивающие: продолжить работу по формированию умений высказывать свое мнение, сравнивать, анализировать, делать выводы; навыков работать в группе; развивать коммуникативные качества, способствовать повышению познавательного интереса учащихся к проблемам охраны природы.

    Воспитательные: способствовать формированию любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование: карточки (не менее четырех) для конкурса «Обгонялки», карточки с

    заданиями для конкурса «Понятий», карточки для конкурса «Шарад», грамоты, лист протокола для жюри.

    Ход мероприятия.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы коснемся очень важной темы: Земля! Так называется наша планета - прекрасная Родина человечества. Наш общий дом. Мы любим свою землю, но самое страшное, что любя, мы так и не научились разумному отношению к ее богатствам. И сегодня земля, миллионы лет безотказно кормившая нас и дарившая нам свои богатства, подает сигналы бедствия. Они обращены к каждому из нас.

    Школьники тоже могут внести свой вклад в охрану природы. Но для этого нужны определенные экологические знания. И в связи с этим предлагаю вам игру -викторину «Устами природы».

    Прошу участников конкурса - 2 команды по 10 человек занять игровые столы. Прежде, чем начать конкурс, я хочу представить вам жюри.

    (Представление жюри).

    Итак, начнем!

    1 конкурс - «Угадалки».

    Каждой команде по порядку задаются вопросы. На обдумывание вопроса 15 секунд. Ответы даются с 2-х попыток. (1 попытка - 50 очков, 2 попытка - 25 очков).

    Вопросы для конкурса. ,

      Каждое лето из воды улетает рыбий обед. Что это за обед?

    {Комары: дергун, долгоножка, малярийный).

      Как отличить самца от самки у волнистых попугайчиков?

    (По восковице: у самца она синяя, у самки - желтая).

      Что такое заповедник?

    (Лаборатория в живой природе - природе первозданной, заповедной).

      Чем отличается заповедник от заказника?

    (Территория заказника временно заказана, на время какого-либо эксперимента).

      Какое значение имеют насекомые?

    (Способствуют опылению растений; служат пищей для животных; рыхлят почву, способствуют накоплению воды и воздуха в почве; являются переносчиками болезней).

      Какое значение имеют муравьи в лесу?

    (Муравьи - хищники, они регулируют численность растительноядных насекомых в лесу,

    т. е. ликвидируют вспышки массового размножения вредителей леса; муравьи очень часто спасают лес от пожара).

      Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

    (Приложить лист подорожника).

      Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

    (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице).

      Угадай птицу . «Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

    (Сова. Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна).

      Угадай животное . «Сама знаю, что не красавица._А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая»

    (Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород).

      Узнай растение (читают описание растения).

    Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями.

    (Ландыш)

      Узнай растение (читают описание растения).

    Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

    (Колокольчик).

      Какую пользу приносят синицы?

    (Поедают жуков и личинок).

      Листья каких растений (деревьев) осенью краснеют?

    ( Рябина, осина, клен).

      Когда и как летают пауки?

    (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками).

      Как готовятся к зиме муравьи?

    (Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу).

    2 конкурс - «Обгонялки»

    Задаются загадки о природе. Ответ принимается у тех игроков, которые первыми поднимут карточку. При неправильном ответе право на ответ передается следующей группе игроков. (I попытка - 50 очков, II попытка - 25 очков).

    Перечень загадок.

      Белые, душистые в лесу растут,

    Весной рано цветут.

      Колосится в поле рожь,

    Там во ржи цветок найдешь,

    Хоть не красный он, а синий,

    Все ж на звездочку похож!

    (Василек)

      Эти ягода найдете на большом лесном болоте, Словно там набросаны красные горошины.

    (Клюква)

      Меня частенько просят, ждут,

    А только появлюсь - все прятаться начнут.

    (Дождь)

      Желтая, а не репа, круглая, но не солнце,

    С семечками, но не подсолнух.

    (Тыква)

      Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят.

    (Еж)

      Седой дедушка у ворот всем глаза заволок.

    (Туман)

      Гуляет в поле, да не конь,

    Летает на воле, да не птица

    (Ветер)

      Ни огня, ни жару не имею, а все ожигаю.

    (Молния)

      Не огонь, а жжется

    (Мороз)

      Весной умирает, а осенью оживает.

    (Снег)

      Лежит на земле, не закрасить, ни соскоблить, ни завалить.

    (Тень)

      Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.

    (Болото)

      Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,

    А весною на весу превращается в росу.

    (Иней)

      Летом бежит, а зимой стоит.

    (Река)

      Не живой, а на всех языках говорит.

    (Эхо)

    А теперь жюри огласит количество баллов после 2-х конкурсов.

    (Жюри оглашает количество баллов)

    3 конкурс - «Конкурс понятий»

    Вызываются по 2 участника от каждой команды. Поочередно двум участникам от каждой команды необходимо объяснить друг другу следующие понятия, которые связаны с экологией, охраной природы или самой природой. Нельзя называть однокоренные слова.

    За каждый правильный ответ - 30 баллов. На каждое слово для его угадывания дается 1 минута

      команда: Красная книга, лесник, хищник, река, шум, костер.

      команда: заповедник, браконьер, гнездо, лес, мусор, скворечник.

    (Жюри следят за правильностью выполнения конкурса. Объявляют итоги конкурса)

    4 конкурс - «Объяснялки»

    Природа богата погодными сюрпризами, но она часто дает подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Сейчас вам предстоит вспомнить и объяснить, что сулит та или иная примета.

    Поочередно каждой команде я буду называть начало приметы, а вы должны будете объяснить ее.

    Например,

    Облака идут низко - ожидай стужи

    Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

    За каждый правильный ответ с I попытки -15 баллов, со II попытки - 10 баллов.

    При неправильном ответе право на ответ передается другой команде, но только одна

    попытка.

    Приметы.

    1.Гром в сентябре - (к теплой осени)

      Много рябины- …………………………………(к дождливой осени)

      Много желудей в сентябре на дубу - (к лютой зиме)

      Осенью шерсть у зайцев побелеет -……………………………………(скоро настанет зима)

      Звезды яркие - (к хорошей погоде)

      Облака идут низко -………………………………………………………..(ожидай стужи)

      Пасмурная холодная погода проясняется к ночи - (будет заморозок)

      Если январь холодный -…………………………………….(июль будет сухой и жаркий)

      В январе висит много частых и длинных сосулек -……………. (урожай будет хорошим)

      Много насекомых летит к костру -……………………………………………….(к дождю)

      Если вокруг муравейника много муравьев -…………………………..(к хорошей погоде)

      Частые туманы обещают -……………………………………………….(урожай грибов)

      Рыбы выпрыгивают из воды - …………………………………………….(перед дождем)

      Разворковались голуби -………………………………………….(будет хорошая погода)

      Цветы пахнут сильнее - (дождь близок)

      Сильный треск кузнечиков в июле предвещает - (сухую погоду)

      Стрижи и ласточки летают низко - (к дождю)

      Куры перебирают свои крылья клювом - (к дождю)

    (Жюри оглашает количество баллов после четвертого конкурса. Общий итог.)

    5 конкурс - «Природа и фантазия»

    Ребята, мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, каким оно было до нашего прихода Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.

    А что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке? С банками, бутылками, пакетами, бумагой? Многие, гуляя по улице или парку, не задумываясь бросают полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, обертки от шоколадок, чипсов, хотя до урны остается несколько шагов. Все эти брошенные вещи не разлагаются несколько лет, например, бумага будет лежать более 2-х лет, консервные банки - более 30 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет. Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, просит защиты. Это и будет задачей следующего конкурса.

    Каждой команде необходимо придумать устройство, прибор, модель одежды из пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов или просто найти им интересное применение. Необходимо изобразить придуманное на листе бумаги и объяснить, как эти приборы и модели действуют.

    Время конкурса 5 минут. Высшая оценка - 20 баллов. Жюри оценивает юмористичность, полезность и важность модели.

    Пока участники выполняют задание, зрители могут принести дополнительное количество баллов командам, ответив на вопросы. За каждый правильный ответ - 2 балла.

    Вопросы болельщикам

      Что такое «серный дождь»?

    (При обильном цветении хвойных ветер часто сносит пыльцу в населенные пункты, а если при этом пройдет дождь, то он будет желтого цвета. Люди принимают это явление за «серный дождь»).

      Газ, входящий в состав атмосферы, предохраняющий Землю от ультрафиолетового солнечного излучения. (Озон)

      Плоды какого ягодного кустарника называют «северным виноградом»?

    (Плоды крыжовника)

    4.У каких животных есть детские сады? (Пингвины, морские котики)

      Почему березу называют «пионером» среди деревьев?

    (Береза первая осваивает открытые пространства)

      Отрывок из рассказа: Войдя в лес, Дровосек и Лев обратили внимание на то, что деревья в лесу совсем не похожи на те, которые встречаются на опушке. Чем отличаются кроны деревьев, растущих в лесу и на поляне? С чем это связано?

    ( Деревья, растущие на полянах и опушках, имеют раскидистую крону с ветвями, отходящими уже в нижней части ствола. У деревьев в лесу ветви начинаются на большой высоте от земли, крона не раскидистая из-за соседних деревьев, закрывающих солнечный свет).

      Что такое парниковый эффект?

    (В связи атмосферы в воздухе увеличивается содержание углекислого газа и др., что препятствует отдачи тепла от Земли в Космос. Это влечет повышение средней температуры планеты.)

    8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла -до 15 см.}

      Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь )

      Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)

    Итак, время конкурса подошло к концу. Прошу команды выйти и поочередно представить свои устройства и проекты.

    (Команды представляют свои проекты. Жюри оценивают)

    6 конкурс - «Шарады»

    В природе очень много загадок, головоломок, шарад. Сейчас мы с вами и разгадаем шарады. Темой этих шарад будет загрязнение окружающей среды.

    Каждая команда выбирает карточку. Участники должны разгадать шараду. Время на этот конкурс - 2 минуты. Количество баллов за правильный ответ - 10 баллов. За скорость выполнения плюс 2 балла.

      шарада. Слово состоит из 6 букв. Если у звука, который издает ворона, начальную букву заменить на букву «б» и прибавить слово, означающее - ветку дерева. В результате получим животное, охраняемое на территории Тамбовской области.

    (Бар - сук)

      шарада. Слово состоит из 5 букв. Первая часть - восклицание в форме баранки. Если

    у слова, означающее то, что осталось от дерева после того как его срубили, начальную букву заменить на букву «л» - это будет вторая часть. А вместе - это животное Тамбовской области, нуждающееся в охране.

    – лень)

    У частники разгадывают загадки природы. А зрителям я предлагаю небольшую игру. Вам необходимо из определенной последовательности букв составить самое длинное слово. Это явление, которое можно наблюдать в природе осенью. (Листопад)

    Последовательность букв: ОТСЛДАПИ

    Время, отведенное командам, закончилось, попрошу назвать ответы.

    (Жюри объявляет итог б конкурса и общий итог)

    7 конкурс - «Помоги природе»

    Следующий конкурс мне бы хотелось начать отрывком из стихотворения:

    Мой юный друг! Открой глаза и уши

    Ты слышишь стон: Спасите наши души!

    Так обращаются к нам животные, так обращаются к нам растения. Так обращается к нам сама природа

    Теперь вы должны обратиться ко всему человечеству и объяснить какой вред наносим мы природе и как она страдает. Это и будет новый конкурс «Помоги природе». Вам необходимо в течение 5 минут составить обращение к человечеству. Оно должно затронуть человека, побудить его к полезным действиям. По окончании конкурса, жюри оценит ваши выступления. Высший балл - 20 баллов.

    Время пошло. Тем временем, пока участники заняты, для зрителей предоставляется возможность узнать немного интересного.

    Валериана лекарственная

    О целебных свойствах этого растения семейства валериановых было известно еще древним грекам и римлянам. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство.

    Считалось, что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н. э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым».

    На Руси валериану также издавна рекомендовали в качестве лекарственного растения. Но промышленное использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра I такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России. В Москве, например, существовало несколько «аптекарских огородов»: у Кремля, в Немецкой слободе, о чем свидетельствует сохранившееся до наших дней название Аптекарский переулок (находится вблизи от станции метро «Бауманская»).

    В лечебных целях используется корневище валерианы, имеющее характерный запах.

    Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий: кошачья трава, кошачий корень, ладаница, земляной ладан.

    Специфический валериановый запах обеспечивается наличием в корневище этого растения эфирных масел (около 20%). Кроме того, в нем содержатся алкалоиды, органические кислоты, сахар, крахмал, дубильные и другие вещества.

    Отвары и настои валерианы и по сей день применяются в народной медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. А также как отличное успокаивающее средство.

    Растения - недотроги

    В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это - бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг - он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-mo и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет, и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

    И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по земле. Например, недотрога Попробуйте коснуться ее стручка, увидите, как он выстреливает в вас липкими семенами.

    Деревья на крышах

    Ветер... Он не только гоняет стаи туч и пыли, он переносит легкие семена трав и деревьев. Повезло, если семя попало на землю, где может прорасти и дать жизнь новому растению.

    Но бывает и так, что вездесущий ветер заносит зернышко на крышу или на балкон. Тогда семечко тоже прорастает. Ему приходится плохо, но от находит в расщелинах стен крохи почвы. Так и вырастают березы и осины на крышах и балконах домов. Конечно, они намного меньше обычных деревьев. Жизнь в них еле теплится, и они рано погибают, не выдержав неравной схватки с камнем или бетоном.

    Иногда семена оказываются под асфальтом. И нередко нежные зеленые ростки пробивают его. Люди этим ужасно недовольны: «Не полажено, корни деревьев разрушают стены, портят ровные асфальтовые покрытия». Но ведь растения не виноваты в том, что коварный ветер забросил их не туда, куда нужно.

    Может быть, и у вас на балконе вырастет несчастное деревце. Постарайтесь осторожно пересадить его в землю.

    (Жюри оценивает этот конкурс.)

    А теперь подведем общий итог нашей викторины.

    (Жюри объявляет победителей.)

    Команда, набравшая большее количество баллов, награждается грамотой, ей присваивается звание - «Лучшие знатоки природы ». Вторая команда - грамотой «За вклад в познание природы».

    Ребята, сегодня вы еще школьники, а через несколько лег - рабочие, директора и руководители предприятий, фабрик, заводов, инженеры, ученые .... И я прошу вас всегда помнить, что природа - среда обитания человека, и чтобы не случилось общечеловеческой катастрофы, вы должны бережно и разумно обращаться с природой.

    Я сорвал цветок, - и он увял.

    Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.

    И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

    Можно только сердцем.

    (П. Гвездослава). [ 3]

    Информационные источники

      Алексеев В.И. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития. 1997.

      Загадки от А до Я. Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.

      Пойми живой язык природы. Экологическое воспитание.: Сборник тематических сценариев для внеклассных экологических мероприятий в 5-9 классах. – Воронеж: 2006. – 256 с.

      Интернет-ресурсы: