Функционального состояния с точки зрения. Активация, утомление и другие состояния работника. Чем определяется физическое развитие человека

Функциональное состояние человека - это не что иное, как целый комплекс свойств, указывающих на уровень его жизнеспособности. Оно является основой для организма в тех или иных условиях, направлениях, с имеющимся запасом сил и энергии.

Кроме того, функциональное состояние служит основным критерием для характеристики возможностей человека и его поведения.

Составляющие уровня здоровья

Общее функциональное состояние организма человека складывается из тех или иных изменений. Они происходят во всех его физиологических системах, а именно в:

Центральной нервной;
- двигательной;
- эндокринной;
- дыхательной;
- сердечно-сосудистой и т. д.

Кроме того, на функциональное состояние человека немаловажное влияние оказывают сдвиги, возможные во время протекания психических процессов, таких как ощущение и восприятие, мышление и память, внимание и воображение. Зависит ваше здоровье и от субъективных переживаний.

Классификация состояний человека

Существует огромное количество факторов, влияющих на поведение и здоровье человека. Именно поэтому функциональное состояние организма в каждой конкретной ситуации является уникальным. Тем не менее из огромного количества частных случаев ученые выделили самые основные. Они-то и объединены в определенные классы. :

Нормальной жизнедеятельности;
- патологическое;
- пограничное.

Отнести функциональное состояние к тому или иному классу можно только при использовании определенных а именно - надежности и цены деятельности. Первый из них характеризует способность человека работать с заданным уровнем точности, безотказности и своевременности. Показатель же цены деятельности служит для характеристики функционального состояния с точки зрения истощения жизненных сил организма, что в конечном итоге оказывает непосредственное влияние на уровень его здоровья.

На основании данных критериев производится разграничение функционального состояния на допустимое и недопустимое. Такая классификация применяется при исследованиях на возможность ведения трудовой деятельности.

К какому классу отнести функциональное состояние пациента, решается медиками конкретно в зависимости от того или иного случая. Например, состояние утомления. Оно приводит к снижению показателей эффективности деятельности, но считать его недопустимым неверно. Однако если степень утомления переходит нижние границы определенной нормы, то в таком случае функциональное состояние является запрещенным. Такая оценка дается не случайно.

Чрезмерное напряжение психологических и физических ресурсов человека ухудшает его физическое состояние. В дальнейшем такого рода утомление является потенциальным источником появления различных недугов. На этом основании выделяют нормальное и патологическое функциональное состояние здоровья. Последний из указанных двух классов служит предметом исследований медиков. Например, после длительных переживаний или стрессов нередко возникают болезни сосудов и сердца, пищеварительной системы, а также неврозы.

Существует еще одна классификация функциональных состояний человека. Ее строят с использованием критериев адекватности ответных реакций к требованиям трудовой деятельности. Согласно данной классификации, функциональные состояния относят к адекватной мобилизации и динамическому рассогласованию.

Для первого из этих двух видов характерно соответствие степени напряженности возможностей человека и тех требований, которые предъявляются к нему в конкретных условиях. Такое состояние может быть нарушено при повышенных нагрузках, продолжительности и чрезмерной активности. В данном случае в организме накапливается утомление и возникает состояние, относимое к динамическому рассогласованию. При этом человек для достижения нужного результата вынужден будет прилагать усилия, которые превышают необходимые.

Первичное обследование врача

При обращении в медицинские учреждения оценка функционального состояния пациента специалистом производится на основании данных осмотра, опроса, лабораторных и иных исследований. Порой подобные мероприятия проводятся в отношении больных, которым предстоит операция. В таком случае осуществляются комплексные исследования, выявляющие уровень функционального состояния человека.

При этом рассматриваются жалобы больного и его анатомические данные, а также оцениваются результаты клинического осмотра, содержащие сведения об:

Артериальном давлении;
- частоте сердечных сокращений;
- снижении или повышении массы тела;
- наличии отеков и т. д.

Состояние системы сосудов и сердца

С чего начинается исследование функционального состояния организма? С оценки работы его сердца и сосудов. И это не удивительно. Нормальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы позволяет осуществлять доставку кислорода каждой клеточке тела человека. Это дает возможность всему организму работать в обычном режиме. Кроме того, оценка состояния сосудов и сердца находится на первом месте из-за того, что у современного человека они чрезвычайно ранимы.

Каковы основные показатели функционального состояния столь важной для нас системы? Это пульс, указывающий на частоту сердечных сокращений, а также анализ его изменения.

Данный показатель у мужчин в состоянии покоя должен составлять от 55 до 70 ударов в минуту, а у женщин - от 60 до 75. При больших значениях пульс считают учащенным, что является признаком тахикардии. Частота сердечных ударов ниже нормы указывает на такой недуг, как брадикардия.

Также ваше здоровье напрямую зависит от показателей давления крови. Его нормальное значение находится в пределах 100-129/60-79 мм. рт. ст. Повышенное давление указывает на гипертонию, а пониженное - на гипотонию.

Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы невозможно без исследований характеристики изменения ее работы после интенсивных физических нагрузок. При этом учитывается и длительность восстановления организма. Подобные исследования проводятся с использованием разнообразных функциональных проб.

Состояние системы дыхания

Для обеспечения жизнедеятельности организма необходим постоянный процесс поступления в него кислорода и вывода водяных паров и углекислого газа. За это отвечают органы дыхания.

К оценке показателей функционального состояния данной системы относят три параметра. Это глубина, частота и тип дыхания.

Одним из наиболее важных показателей является ЧД. Это частота дыхания, которая необходима для нормального обеспечения кислородом всех систем организма. Значения данного показателя зависят от ряда причин. Это может быть температура тела или окружающей среды, а также период до или после приема пищи. Частота дыхания меняется от положения тела. Ее меньшие значения наблюдаются в положении лежа, а большие - стоя. У мужчин дыхание реже на 2-4 вдоха в минуту, чем у женщин. В среднем нормальное значение ЧД находится в пределах от 14 до 16.

Как же определить функциональное состояние дыхательной системы? Это возможно при анализе:

1. Соотношение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания. В состоянии покоя и при физических нагрузках эти значения колеблются в пределах от 4:1 до 5:1. Повышение данных показателей за счет ЧСС будет свидетельствовать о снижении термодинамики сердца. Снижение значений за счет роста ЧД укажет на менее экономичную работу легких.

2. Задержки дыхания. Для этого выполняется проба Штанге. Если человек смог задержать дыхание более чем на 80 сек., можно говорить об отличном состоянии его легких, на 70-80 - о хорошем, на 65-70 - о среднем, менее чем на 65 - о слабом.

Состояние центральной нервной системы

Оценка работоспособности всех органов производится во время осмотра и по результатам целого комплекса биохимических анализов. Однако что касается нервной системы, то здесь у специалистов возникает ряд трудностей, связанных с ограниченностью инструментального исследования.

Физическое состояние человека напрямую зависит от работоспособности его ЦНС. Причем сила нервных процессов, происходящих в нашем организме, достаточно велика. Об этом может свидетельствовать тот факт, что от работы нервной системы зависит и наша эмоциональная сфера. Это устойчивость настроения и умение сдерживаться, настойчивость и смелость, а также многие другие критерии.

Для того чтобы определить функциональное состояние ЦНС, специалисту важно выяснить характеристики сна пациента. Дело в том, что у ночного отдыха есть две фазы. Это сон медленный и быстрый. На протяжении ночного времени эти фазы меняются местами, повторяясь от 3 до 5 раз. При нарушении такого чередования диагностируют расстройство сна, что свидетельствует о психических и невротических нарушениях в организме.

Немаловажным показателем функционального состояния ЦНС является и координация движений. Для определения данного показателя используют специальные пробы. С их помощью выявляется статическая и динамическая координация движений пациента.

Расстройство данной функции свидетельствует о переутомлении организма или о наличии патологических изменений, возникших на отдельных участках нервной системы.

Также для уточнения функционального состояния ЦНС применяются:

ЭЭГ, или электроэнцефалограмма, регистрирующая электрическую активность мозговой ткани;
- РЭГ, или реоэнцефалограмма, исследующая церебральный кровоток сосудов мозга;
- ЭМГ, или электромиография, регистрирующая электрическую активность скелетных мышц;
- хронаксиметрия, исследующая возбудимость нервной ткани в зависимости от периода действия раздражителя;
- проба Ромберга, выявляющая нарушения равновесия при нахождении человека в положении стоя;
- тест Яроцкого, определяющий порог чувствительности, которым обладает вестибулярный анализатор;
- пальцево-носовая проба, для которой пациент должен своим указательным пальцем дотянуться до кончика носа (непопадание может свидетельствовать о неврозе, травме головного мозга, переутомлении и других нарушениях функционального состояния).

Исследования нервной системы способны выявить некоторые ее патологии. Это неврозы или неврозоподобные состояния, неврастении и т. д.

Утомление

Функциональное организма, как правило, исследует динамику работоспособности человека. При этом одним из основных показателей является утомление организма, то есть его естественная реакция, возникающая при нарастании напряжения в процессе продолжительной работы.

С точки зрения физиологии, возникающая у человека усталость говорит об истощении его внутренних резервов. При этом все системы организма переводят свою функциональную активность в другие режимы. Например, за счет роста числа сокращений сердца снижается минутный объем кровотока. Данный процесс, как и многие другие, замедляет темп работы, нарушает точность, координацию и ритмичность движений.

С ростом утомления страдает и эмоциональная сфера. Изменения, затрагивающие психические процессы, замедляют функционирование органов чувств, переводя их в инерционный режим. Также при утомлении снижается скорость реагирования, что говорит об увеличении времени сенсомоторной реакции.

Уставшему человеку становится трудно выполнять сложные движения. Кроме того, в таком состоянии происходит сужение объема внимания со снижением функций его распределения и переключения. В результате значительно ухудшается сознательный контроль, который человек должен осуществлять за выполнением своей деятельности.
Ухудшение функционального состояния организма при утомлении приводит к затруднению при извлечении информации, содержащейся в долговременной памяти. Нарушается и система кратковременного хранения.

При нарастании усталости у человека трансформируются мотивы деятельности. Так, на ранних этапах рабочего процесса имеет место деловое настроение. Однако вследствие накопления усталости преобладающими становятся мотивы ухода от деятельности.

Стадии работоспособности

В процессе трудовой деятельности организм человека проходит четыре этапа. Они включают в себя стадии:

Врабатывания;
- оптимальной работоспособности;
- утомления;
- конечного порыва.

После завершения последнего этапа происходит рассогласование трудовой деятельности. Как восстановить оптимальный уровень работоспособности? Для этого необходимо прекратить деятельность для того, чтобы активно или пассивно отдохнуть.

Порой у человека происходит кумуляция, или накопление утомления. Это бывает в тех случаях, когда полноценность или продолжительность периодов отдыха для него недостаточна. В таких случаях возникает хроническое утомление, которое выражается в чувстве постоянной усталости, сонливости и т. д. Объективные признаки данного функционального состояния на его начальных стадиях выражены мало. Но на их появление всегда может указать изменение в соотношении таких периодов, как стадия врабатывания, а также оптимальная работоспособность.

Напряженность

Это один из показателей функционального состояния организма работающего человека. Определить степень напряженности деятельности можно исходя из структуры процесса труда. При этом учитывается содержание рабочей нагрузки, а также ее насыщенность и интенсивность.

Выделяют два класса состояний напряженности. Первый из них - специфический. Он определяет интенсивность и динамику психофизических процессов, которые лежат в основе выполнения трудовых навыков. Второй класс напряженности - неспецифический. Он выявляет психофизические ресурсы работника.

Поддержание нормального функционального состояния организма

Предел работоспособности человека зависит от его:

Здоровья;
- возраста;
- питания;
- величины резервных возможностей организма;
- мотивации;
- опыта и профессиональной подготовленности;
- санитарно-гигиенических условий труда;
- направленности личности.

Для того чтобы сохранять нормальный уровень функционального состояния организма, необходимо соблюдение условий, которые предупреждают утомление. Для этого важно правильно чередовать труд и отдых.

Однако не все проблемы, которые связаны с утомлением, можно решить при помощи перерывов в работе. Важную роль в данном случае будет иметь организация места персонала и его труда. При этом необходимо соблюдение таких условий:

Обеспечение достаточного рабочего пространства;
- наличие искусственного и естественного освещения;
- допустимый уровень вибрации, шума и иных факторов производства;
- наличие предупредительных знаков и необходимых инструкций;
- экономичность и безотказность технического обслуживания рабочего оборудования и т. д.

Как восстановить и сохранить свое здоровье?

С помощью инновационных технологий российские ученые сделали удивительное открытие. Группа, руководил которой С. В. Кольцов, создала уникальный прибор, основанный на использовании скалярного элемента магнитного поля и продольных электромагнитных волн.

Изобретение получило название «Корректор функционального состояния» (КФС). Основной целью использования прибора является уменьшение биологического возраста человека. Причем омоложение наступает в результате увеличения динамики процессов в водной среде.

Воздействуя на организм, корректор функционального состояния нормализует все жизненные биоритмы, регулируя работу эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других систем.

Терапию КФС осуществляет за счет информационных блоков и поляризации лечебных растений и трав, которые записаны на магнитных носителях прибора. Помогают укрепить здоровье и Массару Эмото - образы водных кристаллов. Они также находятся на магнитных носителях КФС.

Пластины Кольцова служат низкоинтенсивным генератором, который преобразует электромагнитное излучение внешней среды в безопасное для нашего здоровья. При этом КФС защищает своего хозяина от негативного воздействия работающих компьютеров, мобильных телефонов и различной бытовой техники.

На пластинах Кольцова находится образная информация в тех ритмах, которые имеет внешнее и магнитное поле Земли. Они-то и оказывают благотворное влияние не только на отдельные функции организма, но и на все его системы. Есть на данных пластинах и информация, которая противодействует негативному психоэнергетическому воздействию. Прибор прошел сертификацию и имеет заключение санитарно-эпидемиологической службы.

С помощью КФС можно:

1. Излечить простудные и вирусные заболевания, убрав такие симптомы, как жар и кашель, ломота и насморк, слабость и т.д.
2. Решить проблемы, связанные с заболеваниями глаз.
3. Вылечить и затормозить опухолевые процессы, в том числе и злокачественные.
4. Избавиться от заболевания желчного пузыря и почек.
5. Устранить остеопороз.
6. Укрепить организм в процессе реабилитации после перенесенных операций.
7. Повысить эффективность сеансов массажа и мануальной терапии.
8. Лечить гепатит и цирроз.
9. Устранить аритмию и бороться с сужением сосудов головного мозга.
10. Принимать профилактические меры для недопущения возникновения инсультов и инфарктов.
11. Лечить аденому простаты.
12. Избавить человека от алкоголизма.
13. Устранить герпес.
14. Восстановить память и вылечить склероз.
15. Избавиться от варикоза.

Также в линейке КФС Кольцова имеются приборы косметического назначения. Их использование позволяет обновить и омолодить, а также увлажнить и подпитать кожные покровы. Целебные пластины рекомендуются для ежедневного применения.

Объекты и явления внешней среды оказывают постоянное воздействие на организм человека и определяют его функционирование. Благодаря нервной системе и психике человек способен отражать окружающую действительность и регулировать параметры внутренней среды организма. Организм человека, как любой живой организм, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды: все системы и протекающие в организме процессы должны находиться в равновесном состоянии. До тех пор, пока равновесие сохраняется, организм живет и действует, причем постоянно стремится к сохранению своей стабильности. Получая сигналы об угрожающих изменениях, организм включает устройства, возвращающие ее в равновесное состояние. Это явление в психологии получило название гомеостаза.

Гомеостаз – это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам.

Организм человека, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно и приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится, что определяет возможность выживания человека как вида. Это явление получило в психологии (У. Кэннон) название адаптации. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда».

Адаптация (лат. adaptatio – прилаживание, приспособление) – процесс непосредственного приспособления живого организма к условиям внешней среды, обеспечивающий его устойчивость.

При рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, которые в свою очередь оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма – функционального (психического) состояния организма.

Психическое (функциональное) состояние – целостная (интегральная) характеристика своеобразия протекания психических процессов в зависимости от отражаемых человеком предметов и явлений действительности, которая обусловливает выполнение его деятельности за определенный период времени.

Психические состояния характеризуются :

1) целостностью, т.е. выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики;

2) подвижностью, т.е. обладают изменчивостью;

3) относительной устойчивостью; динамика психических состояний менее выражена, чем у психических процессов;

4) взаимосвязью с психическими процессами и состояниями личности; психические состояния являются фоном протекания психических процессов;

5) индивидуальным своеобразием и типичностью; психические состояния выступают «строительным материалом» для формирования качеств личности;

6) крайним разнообразием и полярностью.

Любое психическое состояние человека (Е. П. Ильин) – причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и реагирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования:

– психического (переживаниями) – эмоционально-оценочное измерение;

– физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) – активационно-энергетическое измерение;

– поведенческого (мотивированное поведение) – мотивационно-побудительное измерение.

Всякое психическое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем; причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека.

Рассматривая психическое состояние, необходимо выделять две качественно различные стороны субъективную и объективную . Субъективная сторона психического состояния относится к личностным образованиям и отражается в переживаниях субъекта, определяя особенности формирования мотивированного поведения. Объективная сторона психического состояния связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза. У человека субъективная сторона состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные. Именно особенности личности во многом определяют характер психического состояния и являются одними из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации организма к условиям среды. Следовательно, психическое состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и от степени развития тех или иных волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на психическое состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности.

Существует несколько классификаций психических состояний, которые во многом условны. Например, В. А. Ганзен выделяет следующие:

1. Положительные психические состояния человека: любовь, счастье; состояние профессиональной пригодности; состояние волевой активности; творческое вдохновение; решительность.

2. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность; стресс; беспокойство, тревога; агрессия; фрустрация; персеверация (пассивное состояние); ригидность (сопротивление изменениям).

3. Специфические психические состояния: медитация, гипноз; боль, анальгезия; эйфория, дисфория; вера.

Выделяют несколько типичных психических состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов.

Релаксация – состояние, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (утомление, засыпание) и произвольной. Обычно произвольная релаксация вызывается в процессе аутогенных тренировок. Для релаксации характерны: высокая программируемость и возможность вызывать ее с помощью самовнушения, сниженный уровень самоконроля и критичности.

Сон – состояние, характеризующееся специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах: значительная обездвижимость и отключенность от сенсорных воздействий внешнего мира.

Оптимальное рабочее состояние – состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности, сопряженное с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции. Это состояние часто называют состоянием комфорта. Это состояние при дальнейшем своем развитии переходит в утомление.

Утомление – состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся субъективным ощущением усталости, физиологического дискомфорта, чувством вялости, слабости, потерей интереса к работе. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Утомление имеет различный уровень проявления: физиологический, психологический, поведенческий. В зависимости от интенсивности и локализации нагрузок утомление может быть острым или хроническим.

Стресс – состояние, связанное с необычной или несвойственной для организма или какой-либо его системы реакцией на внутренний или внешний стимул. Часто состояние стресса (Г. Селье) рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного процесса. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов, приводящее к неспособности человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Механизм возникновения стресса описал канадский биолог и врач Г. Селье. Все внешние воздействия в большей или меньшей степени вызывают в организме изменения, требующие адаптационной перестройки, совокупность которых называют реакцией тревоги . Через сутки после возникновения реакции тревоги в организме обязательно происходит новая серия изменений (присущая не только человеку, но и животным), называемая реакцией ожидания, которая делает организм, используя функциональные резервы, более устойчивым к воздействию, породившему эту реакцию. Если внешнее воздействие имеет суточную периодичность, то возникающая на следующие сутки под его влиянием реакция тревоги формируется уже на фоне реакции ожидания, образуя смесь реакции тревоги и ожидания. Восстановительные процессы, характерные для реакции ожидания, уменьшают изменения, происходящие во время реакции тревоги. Стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные.

В зависимости от интенсивности внешнего воздействия все реакции организма можно условно разделить на три фазы:

1. Фаза тревоги. Адаптационный процесс осуществляется за счет повышения функциональной активности органов и ткани, принимающей участие в данном процессе; происходит мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость.

2. Фаза резистенции (стабилизации). Адаптация осуществляется за счет структурных перестроек, повышая резервные возможности организма; отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма; параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне (на этом базируется тренировка организма к различным физическим и химическим воздействиям).

3. Фаза истощения. Функциональные резервы организма исчерпаны, структурные перестройки не в состоянии помочь органам и тканям, и им приходится функционировать с перенапряжением за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что ведет к развитию заболеваний и в конечном счете к гибели организма.

Крайне отрицательное проявление стресса носит название в психологической литературе дистресса.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, отсутствие) – это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Иногда под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. Фрустрация обычно связана с диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации.

С точки зрения соответствия психического состояния человека в норме выделяют три основных типа состояний: норма, пограничное состояние, патология.

Пограничные психические состояния возникают вследствие несоответствия между имеющимися у человека социальными и биологическими возможностями переработки информации (имеется в виду ее количество и скорость переработки) и необходимостью осуществить переработку информации в конкретных условиях деятельности.

Регуляцию отрицательных психических состояний можно осуществлять следующим образом (Р. М. Грановская):

– изменить или ликвидировать раздражитель;

– уменьшить интенсивность раздражителя, сместив свою точку зрения на него;

– облегчить воздействие раздражителя с помощью включения ряда способов (например, аутогенная тренировка).

Модуль 2. психология личности

Разработка оптимальных режимов труда и отдыха, адекватная организация производственного процесса и условий его протекания, нормирование труда, профилактика и лечение профессиональных заболеваний, подбор и расстановка кадров, оптимизация процесса производственного обучения вот далеко не полный перечень важнейших практических проблем, разрешение которых невозможно без привлечения данных о специфике и особенностях различных функциональных состояний работника.

В качестве примеров традиционно исследуемых видов функциональных состояний следует назвать утомление, монотонию, напряженность и различные формы стресса.

Наиболее существенными для выявления специфики функционального состояния являются показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и др. систем.

Для разных состояний характерны определенные сдвиги в протекании основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональной сферы.

Состояние человека невозможно представить в виде простого изменения в функционировании какой-либо одной системы организма. Оно является сложной системной реакцией индивида.

Так, например, для состояния утомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой системы. При воздействии интенсивной и продолжительной нагрузки увеличиваются энергетические потребности организма, что неизбежно приводит к увеличению скорости и объема кровотока. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений. Необходимые для выполнения работы скорость и объем кровотока в течение некоторого времени могут поддерживаться за счет возрастания частоты сокращений и повышения тонуса сосудов. Поэтому диагностически значимыми для состояния утомления являются не сами по себе симптомы увеличенной частоты сердечных сокращений, повышенного артериального давления и изменения минутного объема крови в их непосредственном количественном выражении, а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношений между ними.


Попытки описания, а тем более оценки функционального состояния человека вообще, безотносительно к тому виду реальной деятельности, в процессе которой оно возникает и эффективность которой определяет, не может привести к успеху. Главным критерием, на основании которого выводы относительно изменения функционального состояния можно считать правомерными, является снижение или повышение эффективности выполнения отдельных действий или всего трудового процесса. Критически важными при этом оказываются не только выраженные изменения в количественных показателях производительности труда, но и качественные изменения в характере и способах выполнения работы.

Между определением функционального состояния и главным критерием его оценки - т.е. эффективностью деятельности пользователя - имеется определенное противоречие. Оно состоит в богатстве и многообразии включаемых в функциональное состояние психических и физиологических процессов и относительной скудности и односторонности главного критерия его оценки. Конечно, лабораторный эксперимент позволяет использовать для диагностики функционального состояния большое число дополнительных аппаратных методик: электрокардиографию, электроэнцефалографию, миограммы и т.п. Однако, практика компьютеризации вынуждает отказаться от громоздких лабораторных методов. В то же время остро ощущается необходимость в надежных методах измерения не только эффективности деятельности пользователя, но и психологических и психофизиологических причин ее изменений.

Показано, что ухудшение функционального состояния пользователя компьютера в значительной мере определяется сбоями в когнитивной (познавательной) сфере человека. Нарушаются некоторые процессы переработки зрительной информации: увеличивается инерционность следа памяти, затрудняется его кодирование в кратковременной памяти, ухудшается доступ в долговременную память, нарушаются семантические преобразования. Для того чтобы не допускать все эти нарушения, их надо своевременно выявлять. Если этого удастся достигнуть, откроется новая страница в разработке так называемых адаптивных пользовательских интерфейсов, изменяющих режим работы в зависимости от функционального состояния пользователя.

  • Виды функциональных состояний человека
  • Исходным представлением для большинства современных исследователей является идея о существовании некоторого упорядочения множества состояний. Изменения состояния человека могут быть представлены в виде подвижной точки внутри этого множества. Однако его содержание описывается с помощью разных понятий, разрабатываемых на основе конкретных аспектов изучения проблемы.

    В физиологических исследованиях анализ функциональных состояний чаще всего ведется в терминах теории активации. В наиболее общем смысле под АКТИВАЦИЕЙ понимается степень энергетической мобилизации, необходимой для реализации того или иного поведенческого акта.

    Своим успехом понятие активации обязано, прежде всего, активационной теории и данным относительно деятельности неспецифического образования головного мозга - ретикулярной формации. Ее функционирование непосредственно определяет уровень активированности различных физиологических систем организма и, следовательно, играет ведущую роль в регуляции функциональных состояний.

    Традиционным стало изучение динамики работоспособности и утомления. Чаще всего встречается определение утомления как временного снижения работоспособности под влиянием нагрузки. При этом принципиально различны физическое и умственное утомление, утомление острое и хроническое.

    Существует проблема различения утомления и других состояний, также связанных с динамикой работоспособности. Так, выделяются три близких, но не тождественных состояния, приводящих к снижению эффективности работы - утомление, монотония и психическое пресыщение. Если утомление можно охарактеризовать как естественную, связанную с нарастанием напряжения реакцию, прежде всего, на продолжительность выполняемой работы, то два других состояния являются следствиями однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.п.).

    Различия между этими состояниями проявляются как в поведении, так и в характере субъективных переживаний, им сопутствующих. Для монотонии основной тенденцией в сдвигах наблюдаемых параметров является постепенное снижение активности протекания соответствующих процессов. Для утомления, напротив, характерно нарастание напряженности в деятельности различных систем и рост рассогласования между отдельными показателями.

    В зависимости от типа нагрузки выделяются различные виды утомления, в наиболее общем виде - умственное и физическое. Если для первого характерным являются изменения в сенсомоторной сфере и сопутствующие им субъективные ощущения, то второму типу в большей степени присущи симптомы психического истощения, в первую очередь сдвиги в восприятии, памяти, внимании и мышлении.

    В течение много лет ученые стремятся определить и по возможности измерить утомление вследствие различных факторов производственной среды. Имеется большое число исследований, описывающих причинные связи утомления человека и особенностей его труда и производственной среды. Некоторым удалось описать практические ситуации связи утомления и индивидуального поведения в труде. Однако полной системы связей между отдельными аспектами трудовой деятельности и производственной средой пока не создано.

    Большинство методов исследования идут в двух направлениях: изучение объективных показателей деятельности в ответ на определенные задания и профессиональные ситуации, и изучение субъективных показателей.

    Объективные методы выделяют составные части трудового задания и описывают "человеческий фактор" на каждой фазе или компоненте задания. Эти методы могут соответствовать задаче изучения утомления в том случае, когда компоненты утомления определены точно, и имеется масштаб, в соответствии с которым измерение интенсивности утомления возможно. Однако, и в определении этого масштаба еще достаточно проблем и, прежде всего, когда сами исследователи пытаются выделить внешние, объективные величины, связанные с утомлением.

    Следует сказать, что человек в состоянии самостоятельно, «изнутри» описать характер и интенсивность собственного утомления. Это используется в субъективных методах. От испытуемого требуют описать собственное состояние, опираясь на вопросники. Первая проблема состоит в том, чтобы правильно формулировать вопросы. Для этого нужны ясные представления о компонентах производственной нагрузки. Кроме того, вопросы должны быть понятны, однозначны и точны настолько, чтобы они помогали работнику ясно оформить свое мнение.

    Техника субъективного опроса используется достаточно часто во многих отраслях. Тем не менее, не существует единого опросника, способного надежно сравнить степени нагрузки и утомления в различных видах труда. Невозможно пока сравнительное изучение различий в утомлении при выполнении одного и того же трудового задания разными способами; например, при новом способе организации деятельности или при внедрении технических новшеств.

    Каждый человек имеет в соответствии со своей физической и психической конституцией определенные возможности и границы в производительности. И если не принимать во внимание эти возможности и границы наряду с организационными и техническими аспектами труда, то возникает феномен перенапряжения и переутомления. Каждый из нас по-разному реагирует на изменения в организационной и технической структуре труда. Любое новшество может влиять по-разному на разных людей. Многое зависит и от отношения к труду, его престижности, а также от личной мотивации работающего.

    Когда анализируют напряженность в конкретном виде труда, прежде всего, пытаются выяснить, какие личностные, профессиональные или внешние факторы и в какой мере несут за это ответственность. Только после этого возможны обоснованные предположения, способные оптимизировать работу.

    Сначала пытаются установить вид испытываемого человеком утомления, затем степень утомления и способ влияния утомления на трудовое задание, а также обстоятельства, в большей или меньшей степени способствующие развитию утомления. Кроме того, важно изучение личности работника и его отношения к делу.

    Объективные и субъективные реакции человека отчетливо проявляются в трех аспектах:

    1. в индивидуальном опыте, т.е. в личном мнении, субъективных высказываниях;
    2. в величине и изменениях продуктивности труда (в изменении числа ошибок, величине производительности и ее стабильности);
    3. в физиологических реакциях; например, ЭЭГ-активности, частоте дыхания, пульса и т.п.

    Сначала исследователи пытались выделить критерии физического и психического утомления, основываясь на этих трех категориях реакций. При этом проблема состояла в том, что не существовало достаточно надежного и качественного метода общего описания этих реакций. А потребность в таком методе росла пропорционально тому, как выяснялось, что многие ситуации падения производительности и даже отказы неразрывно связаны именно с психологическими аспектами труда.

    Понятие утомления до сих пор не определено, его многочисленные симптомы остаются неупорядоченными. Некоторые из них могут быть описаны только субъективно, на основе опыта отдельного пользователя, его способности точно рассказать о своих ощущениях. Другие симптомы оцениваются лишь объективно. Они выражаются с достаточной степенью определенности в нарушениях следующих психических процессов:

    1. прием и переработка информации;
    2. глазо-двигательная координация;
    3. внимание и концентрация внимания;
    4. моторные и контрольные функции;
    5. социальные проявления.
    Утомление являет собой довольно растяжимое понятие, для которого не существует одномерного определения. Многие исследователи рассматривают УТОМЛЕНИЕ как РЕАКЦИЮ на ЛЮБОЙ ВИД ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ВИДЕ ОБРАТИМОГО СОКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЕГО ОРГАНОВ. Причины и проявление утомления можно описать с помощью трех основных понятий:
    1. НАГРУЗКА: утомление является результатом одного или нескольких видов физической или психической нагрузки;
    2. СПАД РАБОТОСПОСОБНОСТИ: утомление ведет к сокращению психической работоспособности;
    3. ОБРАТИМОСТЬ: утомление обратимо, т.е. его влияние носит обратимый характер.
    Утомление может возникать в разных формах. Следует тщательно оценить вид утомления, которому подвержен пользователь, и ожидаемую интенсивность проявления этого утомления. Различают следующие виды и причины утомления пользователя:
    1. ЗРИТЕЛЬНОЕ утомление как следствие нагрузки зрительной системы при работе за дисплеем;
    2. МЫШЕЧНОЕ утомление вследствие преобладания статической нагрузки мышц;
    3. ОБЩЕЕ утомление организма как следствие общей психической нагрузки и темпа работы;
    4. ПСИХИЧЕСКОЕутомление, обусловленное духовным перенапряжением;
    5. ХРОНИЧЕСКОЕ утомление, обусловленное комбинированным действием нескольких видов утомления;
    6. субъективное ЧУВСТВО утомления вследствие длительного воздействия информационного потока при работе за компьютером.
    Конечно, можно было бы выделить виды утомления и иначе, применив при этом другие обозначения. Здесь важна, прежде всего, практическая ценность такой классификации. Когда оценивают степень утомления по уровню продуктивности, обоснованным выглядит утверждение, что МЕЖДУ УРОВНЕМ утомления и ИЗМЕНЕНИЯМИ в ПРОДУКТИВНОСТИ существует непосредственная СВЯЗЬ. Для исследований утомления пользователя при работе за экраном компьютера выделены следующие феномены:
    1. сокращенная способность приема зрительных стимулов, сокращенная скорость восприятия, ошибки в интерпретации стимулов;
    2. пониженное внимание и его концентрация, повышенная частота ошибок, большие колебания продуктивности;
    3. ухудшенная глазодвигательная координация.
    Однако, часто бывает так, что не наблюдается никакого сокращения продуктивности и увеличения числа ошибок, хотя у пользователя отчетливо проявляется чувство утомления. Это на первый взгляд парадоксальное явление при более глубоком рассмотрении очень хорошо соответствует теории активации. Посредством сознательного повышения уровня активации можно преодолеть определенный симптом утомления. Некоторые люди могут даже повысить продуктивность деятельности, несмотря на несомненные симптомы утомления. В заданиях с повышенной ответственностью за результат компенсирующая активация достигается легче. Однако это достигается определенной ценой. Психическое напряжение, усиливаемое повышенной активацией, может при этом проявляться вне производства. Чрезмерное переутомление на работе ведет к физиологическим расстройствам и болезням, к «искривлению» социальных контактов.
  • Диагностика утомления по объективным параметрам
  • Большинство подобных методов диагностики требуют много времени, сложного инструментария и детальных знаний в области физиологии и психофизиологии. Кроме того, ограничение свободы передвижений и другие источники неудобства приводят к совершенно нехарактерному поведению пользователей, что требует учета в обязательном порядке. Чтобы получить обоснованные результаты, число испытуемых должно быть достаточно велико. Все эти факторы делают физиологические методы не очень оперативными. Если же попытаться решить проблему, уменьшив число испытуемых, то надежность и объективность результатов может безнадежно упасть. Характерной для опытов является фаза привыкания испытуемого к необычности своего положения. Учет и интерпретация всех перечисленных факторов требует достаточно сложной системы обоснования правомерности получаемых физиологическим методом результатов. Работа пользователя может быть оценена не только на основании физиологических показателей, но и с помощью показателей его производительности. Оперативность получения этих показателей может быть достигнута с помощью компьютера. Если предусмотреть в программном средстве встроенную подпрограмму измерения таких параметров как интервалы между нажатиями, число и продолжительность пауз, число ошибок и исправлений за определенные интервалы времени. А затем рассчитать некоторые критерии, позволяющие отличить средние показатели от плохих, то это позволит автоматически отслеживать динамику производительности пользователя, которая считается симптомом его функционального состояния. Такие исследования уже были проведены. Однако, их результаты не получили широкого практического распространения у нас по разным причинам. Вместе с тем их следует признать очень перспективными, т.к. данные такого рода являются основой для разработки так называемых адаптивных пользовательских интерфейсов, изменяющих режим предъявления информации пользователю (объем, последовательность, время отклика) в зависимости от уровня его работоспособности.
  • Диагностика утомления по субъективным признакам
  • Когда хотят выяснить реакции человека, связанные с его работой или условиями труда, используют в основном два метода. В обоих случаях анкета и интервью используются с целью получить информацию об основных симптомах утомления и индивидуальных реакциях на него. Если для этого используются еще и градуированные шкалы, то это значительно облегчает анализ результатов. В первом случае пользователя просят ответить на определенные вопросы о своем текущем состоянии. Для этой цели ответ дается в виде числа (позиция шкалы), выбираемого пользователем из ряда других. Величина числа выражает интенсивность ощущения в данный момент времени. Во втором случае испытуемого просят отвечать на вопрос на основе своего прошлого опыта и переживаний. Результаты такого опроса хорошо обрабатываются с помощью многофакторного анализа, который позволяет находить основания полученных данных. Так как явления физического и психического утомления, а также способ их описания могут сильно зависеть от личности и установок испытуемого, следует пытаться получить и его личностный профиль, особенно в отношении стабильности и интраверсии /экстраверсии. Более глубокого изучения требуют и факторы, обуславливающие повышенную мотивацию пользователя.
  • Динамика утомления
  • В развитии утомления можно выделить несколько фаз или различных стадий. Традиционным способом выделения этих фаз является анализ так называемой "кривой работоспособности" - зависимости между эффективностью деятельности и временем ее выполнения. В противовес первоначальным попыткам охарактеризовать динамику работоспособности только на основании внешних показателей результативности, в современных исследованиях и с точки зрения развития эмоционального напряжения работающего человека, а также уровней субъективного ощущения утомления. Достаточно точная характеристика конкретного состояния человека может быть получена при сравнении показателей, достигнутых на каждой из этих четырех кривых. Легко выделяются общие, наиболее типичные стадии: в начале работы наблюдается период врабатывания, затем следуют периоды оптимального выполнения деятельности, утомления и "конечного порыва". Однако их продолжительность, чередование и степень выраженности определяются воздействием множества факторов и могут варьировать вплоть до полного выпадения некоторых из них. Если же за основу выделения периодов работоспособности принять характер изменения в функционировании основных психофизиологических систем, то можно проследить ее более тонкую динамику. Так, в самом периоде врабатывания можно выделить фазы мобилизации, первичной реакции и гиперкомпенсации, периоду оптимального выполнения соответствует фаза компенсации, а фазы субкомпенсации, декомпенсации, конечного порыва и прогрессирующего снижения продуктивности составляют содержание периода утомления. Как мы видим, утомление развивается лишь на последних стадиях кривой работоспособности. Первые внешние признаки утомления свидетельствуют о недостаточности привлеченных компенсаторных средств организма для поддержания эффективности деятельности на заданном уровне. Восстановление исходного уровня работоспособности происходит лишь после прекращения работы, вызвавшей утомление. Если же продолжительность периода отдыха недостаточна, то наблюдаются эффекты накопления утомления. Это приводит к развитию утомления и его крайней, близкой к патологии формы - переутомления. Таким образом, утомление можно рассматривать и как кратковременное, и как развернутое во времени состояние. Для острого и хронического утомления определяющими являются разные симптомы. Для повышения производительности труда, профилактики заболеваний, снижения аварийности и других задач особое значение имеет изучение эффектов накопления утомления. Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения - непроходящая усталость, повышенная утомляемость, сонливость, вялость и т.п. Обсуждение вопроса о содержательной характеристике разных видов функциональных состояний невозможно без обращения к проблематике стресса. СТРЕССОМ называют неспецифическую общую реакцию организма в ответ на экстремальные воздействия окружающей среды. Существенным является знание основных стадий развития стресса:
    1. начальной стадии тревоги, следующей непосредственно за экстремальным воздействием и выражающейся в резком падении сопротивляемости организма;
    2. стадии сопротивления, характеризующейся проявлением адаптационных возможностей организма и восстановлением не только исходного уровня, но и существенным возрастанием сопротивляемости;
    3. стадии истощения, выражающейся в стойком падении уровня сопротивляемости и свидетельствующей об истощении резервных сил организма.
    Важно отметить, что продолжительность отдельных стадий может существенно изменяться: от нескольких минут с момента воздействия неблагоприятного фактора до нескольких месяцев и даже лет. Последнее относится к стадиям сопротивления и истощения. Перечень причин стресса (стрессоров) весьма разнообразен - от простых физических характеристик ситуации (температура, давление, шум, физико-химический состав воздуха и т.д.) до сложных психологических и социально-психологических факторов. Во многих случаях уместнее говорить о комбинированных видах стрессоров. При этом необходимо учитывать качественную неоднородность одновременно воздействующих причин, специфику реагирования индивида на каждую из них в отдельности и характер взаимодействия различных стрессоров между собой, который не сводится к простой сумме их эффектов. Различают физиологический и психологический виды стресса. Эти типы реакций отличаются по механизмам своего возникновения, так как физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на неблагоприятное воздействие, а психологический стресс предполагает включение в стресс психических процессов и имеет более сложную структуру.
  • Коррекция функциональных состояний
  • Под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний. В производственной ситуации любая оптимизационная работа, имеющая целью облегчение труда человека, может рассматриваться как профилактика неблагоприятных функциональных состояний. Выделяются следующие направления такой работы:
    • усовершенствование средств труда;
    • рационализация рабочих мест;
    • оптимизация режима труда и отдыха;
    • использование чередования операций с нагрузкой на разные функциональные системы;
    • нормализация факторов производственной среды;
    • создание благоприятного социально-психологического климата.
    Коротко остановимся на оптимизации режима труда и отдыха, которая может опираться на анализ кривой работоспособности у данной категории пользователей. Такой анализ позволяет выделить критические моменты, характеризующиеся значительным снижением производительности и ростом утомления. Время назначения перерыва должно приходиться на начальные периоды изменения состояния, т.е. предшествовать появлению выраженного сдвига на кривой работоспособности. Нередко высказывается мнение, что благоприятный эффект коротких и частых пауз значительнее, чем в случае более продолжительных и редких. Действительно, для многих видов труда, особенно монотонных, наличие частых коротких перерывов для отдыха весьма желательно. Следует заметить, что не существует общего определения термина ПЕРЕРЫВ для разных видов выполняемой человеком деятельности. Перерыв можно интерпретировать и как время бездействия, и как особую фазу в выполнении задания, и как разрыв в работе, наконец, как особый период покоя. Некоторые авторы включают в перерывы и периоды бездействия, которые возникают на основе самой организации задания, например, время ожидания при работе за компьютером. Другие же причисляют такое бездействие к условиям, не облегчающим, а усложняющим деятельность. В большинстве профессий такое ожидание предоставляет организму определенный период покоя, однако не уменьшает общую нагрузку, которой подвержен пользователь. Это относится в первую очередь к тем периодам ожидания, которые влекут за собой психическую напряженность, т.к. их длительность трудно предсказуема, и они возникают в критические моменты функционирования системы "пользователь-компьютер". В отношении работы за экраном компьютера имеет смысл употреблять понятие ПЕРЕРЫВ только в случае паузы отдыха, завершающей период напряженности, возникшей на предыдущих отрезках работы. Характеристики этой напряженности и относительная величина физиологического и психического утомления изменяются в зависимости от особенностей предшествующего задания. Таким образом, время, в течение которого человек бездействует, но не может отрешиться от предыдущего задания, не может называться "перерывом". Это всего лишь пауза, чье значение для отдыха не определяется длительностью кажущегося бездействия. Кроме перечисленных выше мероприятий используют подход, называемый психопрофилактикой неблагоприятных функциональных состояний. В качестве методов психопрофилактики применяются:
    1. психотерапия;
    2. оптимизация питания;
    3. фармакотерапия;
    4. функциональная музыка;
    5. аутогенная тренировка и гипноз;
    6. массаж и самомассаж;
    7. производственная гимнастика;
    8. ) цветовое оформление помещений;
    9. создание кабинетов психической разгрузки.
    Для каждой конкретной производственной ситуации комплекс психопрофилактических мероприятий разрабатывается в результате значительной аналитической работы, предполагающей диагностику специфики конкретных неблагоприятных состояний и выбор наиболее эффективных действующих на них методов.
  • Рабочая поза и утомление
  • Пользователи компьютеров часто жалуются на боли в руках, пояснице, иногда на головные боли. Лишь недавно выяснилось, что все эти жалобы вызваны единственной причиной - неправильной рабочей позой. Необходимость наносить точные удары пальцами в небольшую по площади область клавиатуры вынуждает человека стабилизировать на длительное время положение собственного тела. Вынужденное положение отрицательно сказывается на кровообращении, доводя его до спазмов сосудов корпуса, шеи и головы. Исходя из этих данных, можно предложить следующие рекомендации, позволяющие снизить утомление при работе с клавиатурой.
    1. Оптимальным является вертикальное положение корпуса при прямом угле в бедренном и коленном суставах.
    2. Необходимо больше внимания уделять подбору мебели с требуемыми размерами.
    3. Наилучшей является мебель с изменяемыми линейными параметрами.
    4. Спина работающего должна опираться на спинку стула или кресла.
    5. Локти должны опираться на подлокотники.
    6. Необходимы достаточно частые перерывы для отдыха, которые лучше использовать для выполнения минимальных физических упражнений.
    7. Короткие, но частые перерывы эффективнее длительных, но редких.
    Наиболее простые упражнения, направленные на расслабление корпуса и нормализацию кровообращения, состоят в следующем:
    1. не вставая со стула поднять руки вверх - в стороны и потянуться;
    2. закинуть руки за голову и сделать несколько поворотов корпуса вправо и влево;
    3. помассировать шею и затылок;
    4. сцепить пальцы рук в замок и поворачивать их на 45-60 градусов.
    После регулярного выполнения этого нехитрого комплекса самочувствие значительно улучшается у подавляющего большинства пользователей.
  • Борьба со зрительным утомлением
  • При работе за компьютером наблюдается ряд симптомов зрительного утомления: сокращение скорости восприятия и рост опознавательных ошибок, большие колебания продуктивности и ухудшение глазодвигательной координации, общее ухудшение самочувствия и боль в глазах. Посредством сознательного усилия можно повысить уровень активации организма и временно преодолеть эти симптомы. Некоторые работники могут даже повысить продуктивность деятельности, несмотря на все симптомы утомления. Однако это достигается определенной ценой. Основное, часто упоминаемое гигиеническое требование к лицам, работающим за компьютером: все без исключения дефекты зрения должны быть скорректированы очками! Следующее требование касается перерывов для отдыха: 15 минут из каждого часа работы должны быть отданы активному отдыху. При этом общая продолжительность работы с терминалом не должна превышать 5 часов, а перерывы должны быть заполнены релаксационными упражнениями для глаз. Дело в том, что настройка и фокусировка зрения на объект обеспечиваются двумя группами мышц - глазодвигательными и циллиарными, которые осуществляют фокусировку хрусталика. Именно эти мышцы в первую очередь подвержены утомлению. Их необходимо «размять» во время перерыва. Упражнение для этого очень просты. Так, циллиарные мышцы расслабляются, если рассматривать далекие предметы. Поэтому их разминка предполагает перевод взора от близких предметов к далеким и обратно. Глазодвигательные мышцы устают при длительном удержании взора на одном предмете и разминаются при самых разнообразных движениях - вращательных, вертикальных. При выполнении этих упражнений лучше закрыть глаза. Вопросы для самопроверки:
    1. В различие между стрессом и эмоциональной напряженностью?
    2. Почему понятие «активация» используется в качестве обобщающего понятия для характеристики утомления и расслабления?
    3. Перечислите и охарактеризуйте стадии развития функционального состояния в течение рабочего дня.

    Функциональное состояние человека характеризует его деятельность в конкретном направлении, в конкретных условиях, с конкретным запасом жизненной энергии. А. Б. Леонова подчеркивает, что понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека. Речь идет о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять определенный вид деятельности.

    Состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений: изменений в функционировании физиологических систем (центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и т. д.), сдвиги в протекании психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), субъективные переживания.

    В. И. Медведев предложил следующее определение функциональных состояний: «Функциональное состояние человека понимается как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности» (СНОСКА: Введение в эргономику. / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1974. С. 94.).

    Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:

    Состояния нормальной жизнедеятельности;

    Патологические состояния;

    Пограничные состояния.

    Критериями для отнесения состояния к определенному классу служат надежность и цена деятельности. С помощью критерия надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.

    На основании указанных критериев все множество функциональных состояний применительно к трудовой деятельности делится на два основных класса - допустимых и недопустимых или, как их еще называют, разрешенных и запрещенных.

    Вопрос об отнесении того или иного функционального состояния к определенному классу специально рассматривается в каждом отдельном случае. Так, ошибочно считать состояние утомления недопустимым, хотя оно приводит к снижению эффективности деятельности и является очевидным следствием истощения психофизических ресурсов. Недопустимыми являются такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению (оценка по критерию цены деятельности).


    Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником возникновения разных заболеваний. Именно на этом основании выделяются нормальные и патологические состояния. Последний класс является предметом медицинских исследований. Наличие пограничных состояний может привести к болезни. Так, типичными следствиями длительного переживания стресса являются болезни сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, неврозы. Хроническое переутомление является пограничным состоянием по отношению к переутомлению - патологическому состоянию невротического типа. Поэтому все пограничные состояния в трудовой деятельности относятся к категории недопустимых. Оки требуют введения соответствующих профилактических мер, в разработке которых непосредственное участие должны принимать и психологи.

    Другая классификация функциональных состояний строится на основании критерия адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции, все состояния человека делят на две группы - состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.

    Состояния адекватной мобилизации характеризуются соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями деятельности. Оно может нарушаться под влиянием самых разных причин: продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и т. д. Тогда возникают состояния динамического рассогласования. Здесь усилия превышают необходимые для достижения данного результата деятельности.

    Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека. Анализ состояний человека в процессе длительно выполняемой работы обычно ведется с помощью изучения фаз динамики работоспособности, внутри которых специально рассматриваются формирование и характерные особенности утомления. Характеристика деятельности с точки зрения величины затрачиваемых на работу усилий предполагает выделение различных уровней напряженности деятельности.

    Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления. Утомление - это естественная реакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе. С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем: поддержание минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема, двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращении отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

    По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для этого состояния характерны заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования - увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

    Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания - сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.

    Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.

    Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

    По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

    Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными ощущениями, знакомыми каждому как переживание усталости.

    При анализе процесса трудовой деятельности выделяются четыре стадии работоспособности:

    1) стадия врабатывания;

    2) стадия оптимальной работоспособности;

    3) стадия утомления;

    4) стадия «конечного порыва».

    За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

    Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения - чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

    Для исследования широкого спектра состояний работающего человека также используется термин «напряженность». Степень напряженности деятельности определяется структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д. В этом смысле напряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых конкретным видом труда к человеку. С другой стороны, напряженность деятельности может характеризоваться психофизиологическими затратами (ценой деятельности), необходимыми для достижения трудовой цели. В этом случае под напряженностью понимается величина усилий, прилагаемых человеком для решения поставленной задачи.

    Выделяются два основных класса состояний напряженности: специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифической, характеризующей общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.

    Влияние напряженности на жизнедеятельность подтверждено следующим экспериментом: взяли нервно-мышечный аппарат лягушки (икроножную мышцу и нерв, который ее иннервирует) и икроножную мышцу без нерва и подключили к обоим препаратам батарейки от карманного фонарика. Через некоторое время мышца, получавшая раздражение через нерв, перестала сокращаться, а мышца, получавшая раздражение непосредственно от батарейки, сокращалась еще несколько суток. Отсюда психофизиологи сделали вывод: мышца может работать долго. Она практически неутомима. Утомляются проводящие пути - нервы. Точнее, синапсы и нервные узлы, сочленения нервов.

    Следовательно, для оптимизации процесса тру довой деятельности есть большие резервы полноценной регуляции состояний, в значительной мере скрывающиеся в правильной организации функционирования человека как биологического организма и как личности.

    8.2. Требования к поддержанию работоспособности

    Работоспособность - это способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека.

    Предел работоспособности как величина переменная зависит от конкретных условий:

    Здоровье,

    Рациональное питание,

    Возраст,

    Величина резервных возможностей человека (сильная или слабая нервная система),

    Санитарно-гигиенические условия труда,

    Профессиональная подготовленность и опыт,

    Мотивация,

    Направленность личности.

    Среди обязательных условий, обеспечивающих работоспособность человека, предупреждающих переутомление, важное место занимает правильное чередование труда и отдыха. В связи с этим одна из задач руководителя заключается в создании для персонала оптимального режима труда и отдыха. Режим следует устанавливать с учетом особенностей конкретной профессии, характера выполняемой работы, конкретных условий труда, индивидуально-психологических особенностей работников. Прежде всего, от этого зависят частота, длительность и содержание перерывов. Перерывы на отдых в течение рабочего дня обязательно должны предшествовать началу ожидаемого снижения работоспособности, а не назначаться позднее.

    Психофизиологами установлено, что психологическая бодрость начинается с 6 часов утра и удерживается в течение 7 часов без особых колебаний, но не более. Дальнейшая работоспособность требует повышенного волевого усилия. Улучшение суточного биологического ритма начинается вновь около 15 часов дня и продолжается в течение двух последующих часов. К 18 часам психологическая бодрость постепенно уменьшается, а к 19 часам происходят специфические изменения в поведении: снижение психической стабильности порождает предрасположенность к нервозности, повышает склонность к конфликтам по незначительному поводу. У некоторых людей начинаются головные боли, это время психологи называют критической точкой. К 20 часам вновь активизируется психика, время реакций сокращается, человек быстрее реагирует на сигналы. Такое состояние продолжается и далее: к 21 часу особенно обостряется память, она становится способной запечатлеть многое, что не удалось днем. Далее происходит падение работоспособности, к 23 часам организм готовится к отдыху, в 24 часа тому, кто лег спать в 22 часа, уже снятся сны.

    В послеобеденное время есть 2 наиболее критических периода: 1 - около 19 часов, 2 - около 22 часов. Для сотрудников, работающих в это время, требуется особое волевое напряжение и усиление внимания. Наиболее опасный период - 4 часа утра, когда все физические и психические возможности организма близки к нулю.

    Работоспособность колеблется и в течение недели. Хорошо известны издержки производительности труда в первый, а иногда и во второй день рабочей недели. Работоспособность претерпевает также сезонные изменения, связанные со временами года (весной она ухудшается).

    Во избежание вредного переутомления, для восстановления сил, а также для формирования того, что можно назвать готовностью к работе, необходим отдых. Для предупреждения переутомления сотрудников целесообразны так называемые «микропаузы», т. е. кратковременные, продолжительностью 5-10 минут, перерывы во время работы. В последующее время восстановление функций замедляется и менее эффективно: чем однообразнее, монотоннее труд, тем чаще должны быть перерывы. При разработке режима труда и отдыха менеджеру следует стремиться к замене небольшого числа длительных перерывов более короткими, но частыми. В сфере обслуживания, где требуется большое нервное напряжение, желательны короткие, но частые 5-минутные перерывы, Причем во второй половине рабочего дня в связи с более выраженным утомлением время на отдых должно быть больше, чем в дообеденный период. Как правило, такие «передышки» в современных организациях не приветствуются. Парадоксально, но факт: в более благоприятном положении оказываются курильщики, которые прерываются, как минимум, каждый час. сосредоточиваясь на сигарете. Видимо поэтому так сложно изжить курение в учреждениях, потому что ему пока нет альтернативы для восстановления сил при кратковременном отдыхе, который никто не организовывает.

    В середине рабочего дня не позднее чем через 4 часа после начала работы вводится перерыв на обед (40-60 минут).

    Существует три вида продолжительного отдыха для восстановления сил после работы:

    1. Отдых после рабочего дня. Прежде всего - достаточно продолжительный и крепкий сон (7-8 часов). Недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видом отдыха. Кроме сна рекомендуется активный отдых, например, занятия спортом в нерабочее время, который весьма способствует сопротивляемости организма усталости на работе.

    2. Выходной день. В это день важно запланировать такие мероприятия, чтобы получить удовольствие. Именно получение удовольствия наиболее хорошо восстанавливает организм от физических и психических перегрузок. Если такие мероприятия не планируются, то способы получения удовольствия могут быть неадекватными: алкоголь, переедание, ссоры с соседями и т. п. Но роль руководителя здесь сводится только к ненавязчивым советам, так как данное время работники планируют самостоятельно.

    3. Наиболее длительный отдых - отпуск. Сроки его устанавливаются руководством, но планирование также остается за сотрудниками. Руководитель (профсоюзный комитет) может лишь дать совет по организации отдыха и помочь с приобретением путевок на санаторно-курортное лечение.

    Для восстановления работоспособности используются также такие дополнительные методы как релаксация (расслабление), аутогенная тренировка, медитация, психологические тренинги.

  • 7. Что понимают под функциональной подготовленностью?
  • 8. Что такое физическое развитие?
  • 9. Из каких разделов состоит учебный материал?
  • 10. На какие учебные отделения распределяются студенты?
  • 11. Какие основные зачетные требования?
  • 12. Что включает итоговая аттестация по учебному предмету "Физическая культура"?
  • 15. Почему кости детей более эластичны и упруги?
  • 30. Укажите наиболее эффективную форму отдыха при умственном труде.
  • 31. От чего защищает организм такое функциональное состояние, как утомление?
  • 32. Когда лучше тренироваться, учитывая биологические ритмы?
  • 33. К чему приводит пониженная двигательная активность?
  • 37. В каких видах спорта наблюдается тесная связь между максимальным потреблением кислорода (мпк) и тренированностью?
  • 38. Какова норма потребления белков в день для взрослого человека?
  • 41. Каково основное значение витаминов для организма?
  • 42. Сколько калорий необходимо потреблять в течение рабочего дня (8-10 ч) мужчине, занимающимся умственным и физическим трудом?
  • 44. Какова причина "гравитационного шока"?
  • 45. Физические упражнения какого характера оказывают наиболее эффективное воздействие на сердечно-сосудистую систему?
  • 51. Что является наиболее объективным показателем здоровья?
  • 56. Какие существуют разновидности закаливания водой?
  • 66. Чем можно объяснить наличие второго подъема работоспособности в течении суток?
  • 72. Какова интенсивность физических упражнений более предпочтительна для оптимального взаимодействия между умственной и физический работоспособностью студентов?
  • 73. Какой вариант занятий со специальной медицинской группой оказывает наибольший положительный эффект?
  • 74. Что такое физическое воспитание?
  • 75. Что является целью физического воспитания?
  • 77 . Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения?
  • 78. Что является основным средством физического воспитания?
  • 79. Что такое физическое упражнение?
  • 80. Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия?
  • 81. Что понимают под техникой двигательного действия?
  • 82. Какие этапы выделяются в период обучения?
  • 83. Разучивание - это какой этап в обучении движениям?
  • 89. Сколько мышц в теле человека?
  • 96. Что понимают под быстротой человека?
  • 97. Методы развития быстроты
  • 98. Какие выделяют элементарные формы быстроты?
  • 99. Что понимают под гибкостью человека?
  • 105. Какую последовательность упражнений необходимо соблюдать во время занятий на гибкость?
  • 106. Сколько нужно тренироваться для развития гибкости?
  • 107. Как быстро с возрастом теряется гибкость?
  • 108. Что понимают под выносливостью человека?
  • 111. Какие изменения в функциональном состоянии человека вызывает соревновательная обстановка?
  • 112. Что такое массовый спорт (спорт для всех)?
  • 113. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?
  • 114. Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт?
  • 116. С какой периодичностью проводятся Всемирные Универсиады?
  • 136. На чём основан метод корреляции?
  • 148. Укажите один из видов педагогического контроля.
  • 149. Что является целью самоконтроля?
  • 150. Укажите субъективные данные самоконтроля.
  • 111. Какие изменения в функциональном состоянии человека вызывает соревновательная обстановка?

    Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ресурсов организма.

    Изменяются объективные показатели - ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин., легочная вентиляция возрастает до 20 - 30 л/мин., в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает тренировочный эффект от физических упражнений.

    112. Что такое массовый спорт (спорт для всех)?

    Массовый спорт - представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

    113. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?

    Спорт высших достижений (олимпийский) - предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

    114. Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт?

    Профессиональный спорт (зрелищно-коммерческий спорт) - коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

    115. Какой общественный орган руководит международным студенческим спортивным движением? В настоящее время управлением и развитием международного студенческого спорта занимается Международная федерация университетского спорта (FISU), которая была создана 1 мая 1949 года. Первым президентом FISU был Пауль Шлеймер, родившийся в 1907 году в Люксембурге.

    116. С какой периодичностью проводятся Всемирные Универсиады?

    FISU один раз в два года (каждый нечетный год) проводит Всемирные Универсиады, а чемпионаты мира среди студентов проводятся по четным годам.

    117. Когда состоялась первая Всемирная летняя Универсиада?

    Первая Всемирная летняя Универсиада была организована Итальянской ассоциацией университетского спорта и проведена в 1959 году в Турине.

    118. В каком году г. Москва принимала Всемирную летнюю Универсиаду? В нашей стране (тогда СССР) в 1973 году в Москве состоялись ХII Всемирная летняя Универсиада

    119. Какая общественная организация в масштабах России занимается развитием и управлением студенческого спорта?

    В нашей стране управлением и развитием студенческого спорта занимается Российский студенческий спортивный союз (РССС), образованный в 1993 году

    120. Что понимается под термином диагностика?

    Диагностика - это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.

    121.Что является целью диагностики?

    Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию

    12 2. Что относится к видам диагностики?

    Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

    123. Какова периодичность врачебного контроля для студентов?

    Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года,

    124. Какова периодичность врачебного контроля для спортсменов?

    Спортсмены проходят врачебный осмотр 2 раза в год.

    12 5. Укажите основное предназначение врачебного обследования.

    Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной.

    12 6. На что направлены мероприятия врачебного контроля?

    Оно дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

    127. Чем определяется физическое развитие человека?

    При определении физического развития проводят внешний осмотр(соматоскопия) и антропометрию (соматометрию).

    Внешний осмотр (соматоскопия) дает возможность оценить телосложение, состояние опор

    но-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку. Антропометрия предполагает в основном измерение следующих параметров человеческого тела: рост (стоя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила.

    128. Что такое осанка?

    Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

    129. Какие существуют типы осанок?

    Различают 5 типов осанки: прямой; прогнутый; сутулый; наклонный; изогнутый

    130. Какой тип осанки считается нормальным?

    Нормальным считается прямой тип осанки.

    Остальные в той или иной степени относятся к аномалиям.

    131. Как называются боковые искривления позвоночника?

    Боковые искривления позвоночника - сколиозы. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению - лево - или правосторонние и S-образные

    132. До какого возраста можно ожидать увеличение роста у юношей?

    Рост (длина тела) - важный показатель физического развития. У юношей - до 19-22 лет.

    133. До какого возраста можно ожидать увеличение роста у девушек?

    Рост (длина тела) - важный показатель физического развития. У девушек длина тела увеличивается до 17-19 лет.

    134. С помощью какого прибора определяется жизненная емкость лёгких?

    Жизненная емкость легких измеряется с помощью спирометра.

    135. Какие характеристики лежат в основе антропометрических стандартов?

    Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, профессии др.

    Антропометрия предполагает в основном измерение следующих параметров человеческого тела:рост (стоя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила.

    При определении оценки по стандартам сначала определяется, насколько ваши показатели больше или меньше аналогичных показателей по стандартам.